Всё лучшее в жизни - от стихов

                Память детства, бисером фрагменты,
                Их в узор пытаюсь я сложить.
                Те запечатлённые моменты
                Память вечно будет ворошить.

     С братом Мишей у нас разница в возрасте шесть лет. В детстве, когда тебе ещё нет семи, эти годы кажутся вечностью. А меня со старшими братом и сестрой, кроме «вечности», разделяло ещё расстояние почти в восемьсот километров. Я жила с бабушкой в Минусинске, а они с родителями – в Туве. Но наступало лето, а вместе с ним каникулы у бабушки для Тани и Миши. С их приездом я приобретала значимость в глазах местной ребятни. На скамеечке возле нашего дома по вечерам собирались подростки тринадцати-пятнадцати лет, пели под гитару песни бардов, большинство из которых привозил мой брат, поскольку в провинциальный Минусинск всё передовое приходило позже, чем на всесоюзную стройку «Туваасбест». Молодёжь расходилась с наступлением темноты. Меня бабуля укладывала спать вовремя. Но, сославшись на духоту, можно было открыть окно или пойти спать в сени – и слушать, слушать, засыпая под волшебные звуки струн. Это было моё первое знакомство с авторской песней.
     Когда я перешла в восьмой класс, мой брат вернулся из армии и устроился работать шофёром. Несколько раз за лето я проехала с ним по кольцу: Ак-Довурак – Кызыл – Минусинск – Абаза – Ак-Довурак. Дорогой мы читали друг другу стихи. Он мне – Э.Асадова, В. Тушнову, А Вознесенского, Б. Ахмадулину. Я вспоминала стихи из школьной программы, читала свои собственные и поэтессы, с творчеством которой познакомилась случайно.
     Случай этот произошел в школе. Начну с предыстории. Последнюю четверть пятого класса и последующий шестой я училась в Ак-Довураке, жила у мамы. Уровень преподавания в Минусинске был выше, там я была хорошисткой, а в Туве сразу стала отличницей. А тут ещё на уроке английского не просто перевела содержание стихотворения на русский язык, а сделала поэтический перевод. И началось! То для гостей в классе попросят почитать, то на торжественной линейке выступить. Но одно дело – выйти к школьной доске или на линейке сделать всего шаг вперёд от своего класса. А тут такое! Меня позвала в организаторскую учительница, которая в нашем классе не преподавала. Объяснила, что готовится школьное мероприятие, где нужно будет читать стихи со сцены. Я представила, как стою одна на возвышении перед огромным залом, и заупрямилась. Учительница обошлась без нравоучений, смогла разговорить меня, выпытать, в чём причина отказа. Я призналась, что не только боюсь выходить на сцену, но и очень стесняюсь, потому что некрасивая, горбоносая. Моя собеседница достала фотографию женщины, профиль которой мне напоминал мой собственный, улыбнулась и спросила: «Знаешь, кто это?» Я не знала. «Это поэтесса – Анна Андреевна Ахматова, - зазвучали нотки восторженности в голосе учительницы, - Её считали одной из красивейших женщин Петербурга. Ты немного на неё похожа». С этого момента комплексы меня постепенно стали покидать и появился интерес к творчеству Анны Ахматовой, а позже – и к другим поэтам Серебряного века.
     В моей жизни было ещё много людей, которые формировали интерес к поэзии, укрепляли мою уверенность в собственных способностях к стихосложению. Это корреспондент газеты «Искра Ильича» Татьяна Фурдык, которой я приносила свои стихи, эссе, школьные заметки. Это, конечно же, поэтесса, руководитель литобъединения при газете «Тувинская правда» Светлана Козлова, письма которой я храню до сих пор. Это и руководитель курса режиссуры Лев Алексеевич Нюхалов, которой единственной мне из своих студентов разрешал в сценарной работе использовать стихи собственного сочинения. Но первым, кто заметил, что ребёнок рифмует слова, и кто очень хотел, чтобы внучка стала поэтессой, был мой дедушка – Фёдор Иванович Аникин. Если бы он не ушёл из жизни слишком рано, моя жизнь сложилась бы иначе. Думаю, самое главное – он оказал бы влияние на выбор моей будущей профессии. Но сложилось, как сложилось. Правда, неудачное замужество надолго оторвало меня от творчества. Всё чаще стали заходить в мой дом трудные жизненные ситуации и всё реже муза. Только когда я подняла, выучила двух своих сыновей,  как бы вспомнила, что у меня есть долг перед памятью деда, перед всеми людьми, кто верил в меня. Сейчас я осознаю, что в самые трудные минуты свет их души помогал мне идти вперёд, а благодаря стихам происходило всё лучшее в моей жизни.

                В печали и в радости друг
                долгожданный,
                О, муза! к тебе я взываю в тиши.
                Ты знаешь о всех сокровенных желаньях
                Моей, не понятной самой мне, души.
                ………………………………………………
                Святая тебе совершается месса
                В звучании сердцем рифмованных слов.
                Известной не стала пусть я поэтессой.
                Всё лучшее в жизни моей от стихов.


                /1.    В очерке использованы отрывки из стихотворений автора: "Память детства" и "Моей музе".
                2.     Очерк вошел в Творческий портрет автора, который напечатан в альманахе «Новый енисейский литератор» 1/2016(51) /


Рецензии