Почему Королева стала Королевой?

(В память о любимой писательнице)


Помню во времена, когда с хорошими книгами было достаточно туго и, купить их в магазине было практически невозможно, я чудом "доставала" очередной томик Агаты Кристи и с нетерпением ждала вечера, чтобы вдоволь насладиться замечательным чтением. Я прибегала с работы домой и, приготовив ужин для дочери, садилась в уголок дивана, с трепетом открывая новую книгу любимой писательницы.
  Однажды я прочла, что в мире после Библии и творений Шекспира, на третьем месте по количеству выпущенных книг находится "королева детектива" Агата Кристи (всего ею написано около двухсот рассказов, романов и пьес, переведенных на более чем сто языков мира).
   В чем же секрет успеха этой великой женщины? Почему Королева стала Королевой? Быть королевой, просто унаследовав титул - не большая заслуга. А вот добиться короны своим трудом и талантом - дорогого стоит.
  Уверена, что каждый великий творческий человек - это, прежде всего, сильная и интересная личность, со своей часто непростой биографией, а также, великий труженик, на каком бы поприще он не прославился.
  Читая критические материалы об Агате Кристи, встречаешь искреннее удивление авторов этих статей: почему совершенно обычная английская леди, "толком не знавшая жизни" стала самой читаемой в мире писательницей? В чем ее феномен?
  Писать Агата Кристи начала неожиданно для себя, на спор со своей сестрой, которая к тому времени уже печаталась. И как порой это бывает, стала более успешной писательницей, известной всему миру.
  Иногда про Агату Кристи говорят, что якобы она пишет очень примитивно, и по ее детективам можно учить английский язык. Позволю себе не согласиться с этим. Почему-то считается, что чем мудреней слова, чем длиннее предложения, тем литература становится более высокой. А язык понятный, ясный (не надо сидеть со словарем в руках, что бы на каждом шагу переводить непонятные большинству читателей слова) - уже не котируется. Прописная истина: не стоит делить литературу на высокую и низкую, лучше - на хорошую и бездарную. Ведь в конце концов, глубина мысли не измеряется длиной предложения.
  Детектив всегда считался легким чтивом, а "детективщиков" - ставили внизу литературной пирамиды. Но тот, кто пробовал хоть однажды написать хороший детектив (я подчеркиваю - хороший детектив), знает, что задача стоит перед ним совсем не из легких. Из чего же слагается хороший детектив и почему именно Агата Кристи достигла вершин, заслужив корону?
  Начнем с того, что во-первых, автору детектива необходимо придумать совершенно оригинальный захватывающий сюжет (а то читающая публика всегда была избалована). Мне особенно врезался в память очень неожиданный сюжет в романе Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда", где повествование ведется от лица убийцы. До самого конца, ни один читатель даже и подумать не мог, кто настоящий убийца. Кстати, за нарушение правил написания детектива в этом романе (рассказчик не должен быть убийцей), Агату Кристи исключили из Клуба детективных писателей (создан в Англии в 1920-х годах).
  Во-вторых, автору надо придумать и "замаскировать" преступника так, чтобы никто до конца книги не догадался, что это и есть убийца. Когда начинаешь писать детектив, то герои, получив свой характер от автора, начинают жить своей жизнью. В итоге, задуманный тобою злодей становится положительным героем, а в убийцу - совершенно неожиданно для автора превращается другой персонаж.
  Хотя "королева детектива" в данном случае действовала несколько по-иному. Браян Алдисс, знакомый Агаты Кристи, как-то рассказал о ее методах - "она дописывала книгу до последней главы, потом выбирала самого маловероятного из подозреваемых и, возвращаясь к началу, переделывала некоторые моменты, чтобы подставить его". Интересный способ, не правда ли?
  В-третьих, детектив должен быть все-таки детективом, и ненужные мысли, не относящиеся к сюжету, не должны уводить читателя в сторону. Часто современные авторы, гонясь за количеством страниц текста, "льют" слишком много "воды". Я пыталась однажды прочитать одну из книг известной ныне популярной детективной писательницы, и дотянула только до середины. Сплошная "вода": неинтересные и часто ненужные рассуждения, лишние персонажи, какие-то абсурдные сцены и т.п.! У Агаты Кристи нет ни одного бесполезного отступления: каждая мысль, каждое слово, каждое предложение направлено на развитие сюжета, на раскрытие характеров героев. Поэтому ее романы читаются быстро, "на одном дыхании".
  В-четвертых, герои должны быть интересными (и положительные, и злодеи, и глупцы) и хорошо узнаваемыми (у Агаты Кристи это - мисс Марпл, Эркюль Пуаро). Чего только стоит художественный фильм по ее роману - "Десять негритят", где играет "букет" замечательных советских актеров. "Десять негритят" - это совершенный роман-загадка, без цен насилия, что очень важно, на мой взгляд (не все ведь любят реки крови).
  В-пятых, чтобы писать детективы, надо хотя бы немного знать криминалистику, чтобы не делать досадных ошибок (как, например, у Конан Дойля в "Собаке Баскервилей", о применении белого фосфора). Агата Кристи во время Первой Мировой Войны работала медсестрой в госпитале, затем в аптеке, и достаточно много знала о ядах, применив свои знания при описании отравлений в своих романах (83 преступления - были совершены с помощью ядов).
  В-шестых, любой детектив - это страсти, эмоции, загадки, интриги. Читатель всегда заметит, если в произведении есть фальшь, и не поверит автору, который сам не пережил сильных страстей.
  Жизнь Агаты Кристи была не совсем гладкой, и она испытала много сильных эмоций в своей жизни: и хороших и неприятных.
  Агата (в девичестве Миллер) родилась 15 сентября 1890 г. в городе Торки. Ее родители были состоятельными переселенцами из США. Впервые она вышла замуж в 1914 г. за полковника Арчибальда Кристи (эту фамилию она впоследствии и прославила) от которого у нее родилась дочь Розалинда. В это время и началась ее творческая деятельность, а первый роман был опубликован в 1920 г. ("Таинственное происшествие в Стайлз").
  В 1926 г. умерла ее мать, брат стал законченным наркоманом, на литературном фронте были проблемы. Ее муж, за которого она вышла когда-то по большой взаимной любви, теперь влюбился в другую женщину и требовал развода. В этот сложный период жизни произошло и ее загадочное исчезновение на несколько дней (чем не детективный роман!), которое разные люди трактуют по-разному. На поиски была поднята вся полиция. Нашли Агату через несколько дней в небольшом курортном городе, под чужим именем (именем любовницы ее мужа): она практически потеряла память, а возможно и специально разыграла свою "пропажу" назло мужу (были и такие предположения). Как бы то ни было, но развод все равно состоялся.
  Второй раз замуж Агата Кристи вышла поздно, но этот брак сложился счастливо, хотя муж был на пятнадцать лет ее моложе (Макс Маллоуэн - археолог). По этому поводу писательница шутила, что жена археолога должна быть намного старше мужа, чтобы его заинтересовать. Она ездила с мужем на раскопки в Сирию и Ирак (отсюда и "восточный цикл" ее романов). Умерла Агата Кристи в 1976 г. Свою автобиографию она заканчивает словами: "спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована". За достижения в литературе она была удостоена большого количества наград.
  В целом жизнь Агаты Кристи была яркой и удивительной. Наверное, сочетание таланта, особого склада ума, большого трудолюбия, интересной биографии, жизненных переживаний, путешествий и т.п. - и привело к такому поразительному результату - она стала самым читаемым автором детективов.
  Агата Кристи поистине великая женщина, творчество которой завоевало любовь миллионов читателей по всему миру. Конечно, всегда найдутся завистники, которые попытаются умалить ее успехи. Но я думаю, что она относилась к этой критике достойно и великодушно: на то она и КОРОЛЕВА!


Рецензии
Не случайно же столько, в том числе и в России, экранизаций тетушки Агаты.

Первая состоялась более восьмидесяти лет назад по роману о знаменитом Пуаро.

Да и советские, промолчу о российских, вполне.

Евгений Садков   26.07.2016 11:43     Заявить о нарушении