О двухстихъотворениях Павла Манохина
Ubi amor, ibi vita
(Где любовь, там и жизнь)
«Бессмертна одна смерть»
Н.В.Гоголь
Восход весенним озареньем
Расплавил золото зари.
Ворвалось гимном птичье пенье
В рожденье таинства любви.
Всё мнимое перевернулось,
Вонзаясь в призрачную твердь.
Сознанье наконец проснулось:
Бессмертны только жизнь и смерть.
1.04.2015
«Только смерть, наконец, утолит его желание»
Сомерсет Моэм
И только смерть нам утолит желанья.
В мгновение, когда она придёт,
Мы ощутим блаженство мирозданья,
Окончив с жизнью бесполезный счёт.
3.12.2015
Павел Евгеньевич, давайте уточним: «Откровения…» - это раздел? Или «Красота жизни непобедима»? Если ваши слова, то смелее подписывайтесь, если цитата – укажите автора. Или второе – эпиграф?
По поводу эпиграфов. Не многовато ли? Смелее высказывайте своё, пора взрослеть, зачем обязательно подтверждать совпадениями с великими? Нуждаетесь в дополнительном весе? Но художественное творчество не научная статья. Тут с ссылками на предшественников у вас, видимо, профессиональная деформация. Эпиграфы и из Гоголя, и из Моэма, и из латыни слишком пестры по временам, странам, культурам. Мозаика какая – то. Или ваш читательский формуляр из библиотеки. Самые важные и ставшие известными мысли великих людей (обычно в отточенных афоризмах) и так широко известны, как и их взгляды на самые важные вещи. Всякий, кто изучал латынь, пословицы сдает зачетом преподавателю, конечно, они после этого на десятилетия запоминаются. Гоголь оставил слишком широкое по тематике и художественным приемам наследие, сравните только «Вечера…» и «Размышления о божественной литургии», «Мертвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Отношение Гоголя к смерти, её высочайшая апология, представленная им современникам в последний год его жизни, – это вклад в русскую культуру, по моему убеждению. Все знают, что его последними словами было «Сладко умирать». Я так долго об этом говорю, чтобы пояснить свою мысль: в этой тематике Гоголь уместен, и читатель этот контекст понимает, даже если именно эти слова его не знал.
Конечно, если для вас важно, то оставьте.
О датах под стихотворениями. Оставьте их до собрания сочинений, сборника в серии «Библиотека поэта» и т.п. Указание на год, месяц и число претендует на важность этой информации, входит в поэтический текст, если уж напечатано вами, значит, должно иметь понятное читателю прочтение: что за год такой, день такой? Иные и время написания указывают. Ничего плохого в этом нет, а вот в издаваемом сборнике зачем это? Оставьте в черновиках своих. Дата заявляет важность информации, нескромную претензию автора на такую важность.
О стихотворении «Восход весенним…». Восход расплавил золото – заря становится золотой именно с восходом, до него золота на небе нет, а у вас словно заря была золотой, а восход её расплавил. Или я придираюсь?
Картина зари у вашего лирического героя дарит ему открытие, как говорится в йогической литературе, - переживание: он всем существом понимает, а не в голове словами формулирует, что бессмертны жизнь и смерть. Это понимание дарит ему природа, утренние бесценные часы восхода, известные своей ценностью всем, кто размышляет.
В таком случае с Гоголем полемика? Обычно назначение эпиграфа – подтверждение важной мысли, главной идеи.
Но и по – другому, конечно, очень может быть.
Восход солнца в вашем стихотворении выполняет еще роль таинства любви, сопровождаемого птичьим пеньем? Тут всё же есть натяжка. Это развитие метафоры и такой ход мысли просит пары дополнительных строк.
«Всё мнимое» у вас вонзается, да еще в твердь. Но мнимое в контексте стихотворения подразумевает отвлеченные понятия, такая предметность, как вонзаться в твердь, свойственна вещам из материального мира. Самый эпитет «призрачная» говорит о том, что у героя изменяется миросозерцание.
Стихотворение «И только смерть…» Мне кажется неточным использование слова мирозданье, здесь по контексту ближе пересозданье, воссозданье, растворенье, слияние. Ваш герой ведь не вселенную ощутит как нирвану, а испытает блаженство смерти, перестав бороться с жизнью. В романе Л.Толстого «Война и мир» князь Андрей после тяжелого ранения борется из всех сил за жизнь, а блаженство ухода дается Толстым через знаменитый эпизод сна о двери, которую князь Андрей изо всех сил держит, в страхе, что за ней тлен, смрад, а потом вдруг отпускает, - а за ней свет несказанный, гармония и блаженство. Толстой пишет, что в этот момент он и умер, хотя прожил еще две недели. И Наташа сразу заметила, она говорит сестре князя Андрея, что с ним произошло «это», что «ты сама увидишь», и со свойственной княжне Марье чуткостью она сразу действительно увидела.
Павел Евгеньевич, оба стихотворения, по моему мнению, сырые, требуют доработки, я бы их печатать не советовала.
Но, может быть, они вам по иным, неизвестным мне причинам важны для публикации. Смотрите сами.
Теперь вы больше не захотите моего редактирования, правда?
Свидетельство о публикации №216072600576
Алексей Курганов 26.07.2016 12:15 Заявить о нарушении
Наталья Сурнина 2 08.12.2016 10:29 Заявить о нарушении
Странно, Вы пишете, что "сугубо индивидуально....." и тут же определяете, что автор должен, по вашему мнению, сделать для своей индивидуальности.
Согласитесь, трудно выразить свою индивидуальность основываясь на безоговорочном чужом мнении. :)
Сергий Сальникоф 21.01.2018 12:32 Заявить о нарушении