Поклонитесь ростку-цветку...

     …Этот памятник заставил меня остановиться и задуматься. «Поклонитесь ростку-цветку, ей не пришлось стать ни невестой, ни женой и ни матерью» - было написано на могильной плите трёхлетней Ани Кузьминой, погибшей под колёсами автомобиля много лет назад. Я уже два месяца работал на кладбище и успел приобрести «профессиональную» привычку читать надписи на надгробьях. Многие мои знакомые удивлялись, почему пошёл работать в «МУП «Труп»» (так шутливо называют муниципальное ритуально-похоронное предприятие), разве нет другой работы, ты же парень неглупый, зачем тебе это, там же одни дегенераты спившиеся работают? А я и сам не знаю толком, просто так получилось, обстоятельства сложились.
     Так сложилась моя жизнь, что к тридцати двум годам я потерял практически всех родных: вначале старшего брата (он умер от рака крови), а затем и мать. Особой любви, честно говоря, я к ним не испытывал, но всё-таки они худо-бедно поддерживали меня и морально и материально, создавали некую иллюзию защищённости в этом жестоком мире. Буквально за две недели до смерти матери я уволился с завода, где работал рабочим по производству бетонных изделий. Уволился, разругавшись с начальством – мне отказались повысить разряд и соответственно зарплату. Мать была женщиной общительной, компанейской, да к тому же занимала руководящие должности до выхода на пенсию: директор ресторана, заведующая столовой, начальник стройучастка и т.п. Так что народу на похоронах было много, и особых проблем в материальном плане не возникло. Отец у меня жив, но он живёт на другом краю страны – в Пензенской области, и я с ним практически не поддерживаю отношений, так, иногда переписываемся по почте.
     К тому времени я заочно заканчивал финансово-экономический институт, и в выпускной год искал работу поспокойней, чтобы было достаточно времени и энергии для написания трёх курсовых и дипломной работ. Случайно попалась газета с объявлением о вакансии подсобного рабочего на кладбище. Я позвонил по указанному телефону: мне всё объяснили. Кладбище было рядом, зарплата вполне меня устраивала, человек я с ленцой, да и сфера для меня совершенно неизвестная – кладбище, поэтому я, недолго думая, пошёл в «кадры».
     В обязанности мои входило: уборка территории кладбища; рубка дров для домика, в котором находились все работники, включая смотрителя (наш начальник); если землекопы не успевали копать могилы в связи с наплывом покойников, то я должен помогать им в этом (естественно за дополнительную плату); также имелся ряд «колымных» подработок, таких как захоронение усопших, установка надгробий, замена памятников и оградок, иногда эксгумация (выкапывание) трупов. Я вообще человек аналитического склада ума, можно сказать даже философского. Многие люди боятся покойников и кладбища, у меня же эти страхи напрочь отсутствуют. Как говорят работающие в этой сфере люди, бояться надо живых, а не мёртвых. В истинности этих слов я убедился полностью, поработав в ритуально-похоронном предприятии. Довелось мне и спать в недокопанных могилах и ночью копать могилы – никаких духов и призраков я ни разу не встречал. Так что это всё выдумки для детей и наивных взрослых. Мне даже порой становится жалко тех людей, которые, прожив свой век, так ничего по большому счёту в своей жизни и не узнали. А всё из-за того, что эти люди работали только в одной (максимум в двух-трёх областях) трудовой деятельности. Что они могут рассказать о жизни своим детям и внукам?! Я же, в свою очередь, придерживаюсь такого принципа – узнать об окружающей меня действительности как можно больше, причём, узнать не столько из книг, сколько на собственной «шкуре». И сейчас, в моём ещё относительно молодом возрасте я успел поработать в самых различных сферах: охранником в ресторане, продавцом в киоске, лесником в лесничестве, машинистом на заводе, подсобным рабочим на кладбище, администратором в книжном магазине, грузчиком в универмаге, партийным функционером в политической партии, торговцем китайским ширпотребом на рынке, кочегаром, индивидуальным предпринимателем и многое другое. И без ложной скромности могу сказать, что я достиг такого уровня мудрости, который и не снился восьмидесятилетним старикам.
     …Так вот, шёл я по кладбищу, и попалась мне могила Ани Кузьминой. Девочка погибла в возрасте трёх лет, её сбил пьяный водитель. Посмотрел я на дату её рождения и подумал: ведь она родилась в один год со мной. А как бы, интересно, сложилась её судьба, останься она в тот роковой день дома? Кем бы работала, скольких бы имела детей, какого мужа? Я сам был на тот момент совершенно не женатый, как перст, один-одинёшенек в целом мире. А ведь она по возрасту могла быть мне супругой. Я вгляделся в её фотографию: на меня смотрело симпатичное милое личико. Сразу видно – красивая была девочка. Хотя говорят, что некрасивых детей и женщин не бывает. Какая чушь! Бывают, ещё как бывают. Бывают всякие, и некрасивые, и несчастливые. Я себя сам в красавцы не записываю, но всё-таки по внешним данным я выше среднего, в школе в меня влюблялись многие девчонки, да и сейчас я не обделён женским вниманием. Почему до таких лет не женат, без семьи? Не знаю, не дозрел до семьи, наверное.
     Возвращаясь к разговору о красивых и некрасивых, хочу вот что сказать. Люди бывают разные: красивые и некрасивые, умные и глупые. Многие считают, что в природе существует некое равновесие: если тебе природа дала красоту, то обычно ты обделён в умственном отношении, и наоборот. Я в корне не согласен с таким мнением. Очень часто на моём жизненном пути встречались люди умные и красивые одновременно, но ещё чаще мне попадаются «пустышки» - существа недалёкие и несимпатичные. Понаблюдав за собаками, я нашёл много сходства этих животных с людьми. Ведь по большому счёту люди, так же как и псы делятся на породистых и дворняжек. Один кинолог рассказывал мне, что когда породистый пёс вдруг оказывается в стае бродячих уличных дворняг, то эти дворняги не принимают его в стае за своего, они чувствуют его превосходство над ними, ненавидят и через небольшое время всей сворой загрызают его. У людей очень похожая ситуация: когда «породистый» человек (то есть и умный и красивый и высокий) попадает в коллектив, состоящий преимущественно из «дворняжек», на него сразу же начинает оказываться давление под разными предлогами. Этот процесс происходит на подсознательном уровне, «дворняжки» изначально имеют природную неприязнь к превосходящей её во всём «породистой» особи. И от «породистого» человека часто требуется недюжинная хитрость и смекалка, для того, чтобы выжить среди «дворняжек».
     Постояв какое-то время возле могилы Ани, решаю: надо всё-таки в этом году обязательно жениться, пора уже остановить на ком-нибудь свой выбор, а то можно всё в жизни упустить и остаться у «разбитого корыта» - ни семьи, ни детей. Пора пристать к какому-нибудь берегу. Могилка ухоженная – значит, не забыли Аню родственники, навещают. Русские – народ христианский, православный. У нас принято ухаживать за могилками родственников. Наша вера и традиции обязывают это делать. На кладбище много бурятских могил – заброшенных, неухоженных, заросших травой. Ведь в традициях и вере этого народа содержится запрет на посещение кладбищ. Похоронив родственника, буряты никогда больше не навещают место его погребения, что для нас, русских, дико. Но таковы традиции, ничего не поделаешь. В средние века монголоязычные народы (в том числе буряты) вообще не хоронили людей, умершего человека они оставляли под деревом. Там под деревом его тело клевали птицы, грызли звери. Потом под влиянием цивилизованных соседей монгольские племена всё-таки начали предавать покойников земле. Я сам не крещённый тогда был, без веры, без царя в голове. Да, надо определяться в жизни – с профессиональной деятельностью, с семьёй, с религией. Такие мысли одолевали меня тогда возле могилы Ани Кузьминой. Здесь на кладбище кругом смерть, а я ещё по- настоящему не жил, так, тлел как уголёк. Никого никогда не любил, даже мать. У некоторых моих ровесников дети учатся уже в старших классах, а у меня даже любви-то не было большой, настоящей…
     Приближается время обеда, пора двигаться к домику – резиденции кладбищенского персонала. На десерт неплохо было бы «снять шапку», то есть, на нашем профессиональном сленге собрать с какой-нибудь могилки свежую пищу, принесённую родственниками умершего. Спросом у работников кладбища пользуются блины и шоколадные конфеты. Многие обыватели считают сбор пищи с могил грехом, хотя грехом официальная церковь считает само принесение пищи и алкоголя на место захоронения, ведь это есть не что иное, как языческая тризна. Я не берусь судить об этом вопросе, скажу только, что собирать пищу с могил широко распространено среди кладбищенских работников, и лучше пусть её возьмут люди, чем склюют вороны или съедят собаки.
     Заканчивался календарный год. На дворе декабрь. Через три месяца мне исполнится тридцать три – возраст Христа. В выходной день захожу в православную церковь. Подхожу к иконной лавке пообщаться с бабулькой, продающей свечи и иконы. Она подсказывает мне, что перед крещением необходимо провести огласительную беседу с батюшкой. Я в этот же день это делаю. По совету священника покупаю серебряный крестик и цепочку, произведённые на православном предприятии.
В воскресенье просыпаюсь и вспоминаю – надо идти в храм креститься. Вчера в гостях у меня был друг – выпили, пообщались. Как же с глубокого похмелья идти в церковь, это же грех?! Посоветовался с соседкой, она говорит, ничего, иди! Умываюсь, одеваюсь, иду. Все, наконец, я не хуже других, теперь я - православный христианин! Сразу купил икону Господа и Богоматери (Казанскую). Начал каждый день молиться: дай, Господи, реализовать себя как личность в обществе, как мужа и как отца!
     Через неделю я уволился с кладбища – всё, хватит смерти, тьмы! Хочу жизни, света! Устроился в другое место. Через месяц познакомился с девушкой, зовут Аня, на пять лет младше меня. В первый день познакомились, на второй день я пригласил её в ресторан, на третий день пошли в ЗАГС. Теперь мы муж и жена, ждём ребёнка. Как говорится в Библии, просите и получите!
К возрасту Христа всё в моей жизни встало на свои места. Теперь я точно знаю, для чего и для кого я живу. Спасибо Господу и Богородице! И спасибо Ане Кузьминой, земля ей пухом!

г. Улан-Удэ, 2007 г.


Рецензии