леди в фургоне

Фильм «Леди в фургоне» по пьесе Алана Беннета всюду рекомендовали как комедию. И, честно говоря, читая описание, ждешь легкую и приятную сердцу и уму историю об эксцентричной старушке, у которой нет другого места жительства кроме фургона. Бабушка заехала в один из уютных районов Лондона, паркуя свой «дом» то у одного двора, то у другого. А в итоге обосновалась под окнами писателя Алана Беннета. Образ сварливой бабушки воплотила великолепная Мэгги Смит, которая славится подобными образами – ворчливых старых леди, с чувством собственного достоинства и способных на любую колкость, очень похожих и всегда разных.
Юмор, разумеется, есть – тонкий английский юмор, который всегда к месту, не пошлый, не обидный. При этом фильм становился все тяжелее и тяжелее, по мере того, как зритель узнает историю Мэри Шеперд. Выходя из кинотеатра, даже не сразу удается сформулировать для себя: о чем этот фильм? Я не имею ввиду, что он сложный для понимания, или напротив совершенно бессмысленный. Просто столько важных тем поднято…
Фильм о необычной дружбе писателя со сварливой старушкой? Возможно. Жители улицы и соцработники старались помочь Мэри Шеперд, чем могли – приносили одежду, еду, но только мистер Беннет пустил ее на место стоянки перед своим домом и стойко переносил брюзжание старушки. При этом он брезговал к ней прикоснуться и сожалел об этом, глядя, как соцработники помогают ей сесть в кресло-каталку, не отшатываясь от дурманящего запаха.
Это и (наверное) вопросы веры и религии – наверное насущные в наши дни. Какой резкий контраст между служителями церкви: священник, который выслушивает исповеди бездомной старушки (для последующих посетителей с особо чувствительным обонянием стоит освежитель воздуха за статуей девы Марии), монахиня, которая отказывает писателю в просьбе помогать старушке.
Мэри Шеперд дважды пыталась стать монахиней, но не получалось из-за своевольного характера. А все-таки постриг оставил свой след и стал в каком-то смысле переломным моментом в ее жизни – настоятельница внушила тогда молодой девушке, что музыка – от Дьявола, что Мэри не должна играть на пианино даже гимны, а должна посвящать себя исключительно молитвам. В итоге некогда талантливая и подающая надежды пианистка то зачарованно слушает музыку, то проникается к ней ненавистью Это, на мой взгляд, религия, ибо вера людей не ломает. Воплощением веры стала сама Мэри со своими молитвами, совсем не похожими на медитативное состояние, с изображениями святых, приклеенными к дверцам фургона и со своими суждениями о том, что остановиться у этого дома ей повелела сама Дева Мария и что если вода святая, можно долить ее в аккумулятор и не важно дистиллированная она или нет.
Есть и тема писательства – разговоры Алана Беннета с собой-писателем, и тема правосудия (если так можно сказать) – стоит ли остаться на месте инцидента с уверенностью своей невиновности или сбежать из страха и верить, в свою причастность к чьей-то смерти?
История Мэри Шеперд становится еще более печальной из-за того, что выясняется: она, пятнадцать лет прожившая в фургоне среди мусора, на самом деле образованная леди, свободно говорящая на французском и играющая на пианино. А виной такому повороту судьбы просто нелепая случайность.


Рецензии
Это интересно.

Алексей Курганов   28.07.2016 04:22     Заявить о нарушении