О памяти

Обычно под памятью понимается интеллектуальная память, воспоминания о свершившихся событиях, людях, прочитанных книгах, фильмах и так далее. Считается также, что вся эта информация хранится в голове человека, в его мозге. Последнее мнение, с позиции трансцендентального идеализма, легко критиковать, но я не хочу этим заниматься и остановлюсь только на своём понимании памяти.
Насколько мне известно, существует четыре разновидности памяти. Это:

1.Инстинктивная память.
2.Двигательная память.
3.Эмоциональная память.
4.Интеллектуальная память.

1.Инстинктивная память связана с функциями инстинктивного центра, то есть с функциями питания, выделения, сна, размножения, дыхания, которым не нужно долго или вообще учиться. Инстинктивная память является врожденной, изначально заложенной в наш физический организм.

2.Двигательная память связана с функциями двигательного центра, которые, в отличие от функций инстинктивного центра, являются приобретенными. Функции двигательного центра представляют собой механические навыки, связанные с хорошо освоенными нами действиями: плаванием, ездой на велосипеде, игрой на музыкальных инструментах, работой на станке и так далее.

3.Эмоциональная память связана с пережитыми нами, приятными и неприятными ощущениями, чувствами страдания, радости, удивления, страха и коренится в  эмоциональном центре нашей психики.

4.Интеллектуальная память, которую мы и считаем собственно памятью, содержит всевозможную информацию, получаемую нами, в основном, через органы зрения и слуха, и коренится в интеллектуальном центре нашей психики.

Все эти виды памяти ежедневно присутствуют в нашей жизни, дополняя друг друга. Но изредка бывают случаи, когда память одного вида пытается подменить собой память другого вида, что приводит к отрицательным последствиям. Хорошо помню один такой случай из своей жизни. Когда-то я жил в общежитии гостиного типа, в двухместной комнате со всеми удобствами, в которой туалет был отгорожен от комнаты дверью. Когда я вставал ночью в туалет, то, не задумываясь, механически, открывал и закрывал за собой дверь. Однажды, во время ночного посещения туалета, на обратном пути, у меня "включился" интеллектуальный центр и возник вопрос, а где же находится ручка двери, на какой высоте? В темноте, на ощупь, я начал искать ручку и долго не мог ее найти, недоумевая, куда же она подевалась. Разбуженный сосед по комнате недоумевал тоже, не понимая моего странного поведения. Понятно, что, в конце концов, ручку я нащупал, но произошло это не сразу. Очень показательный случай! Мой двигательный центр хорошо "знал", где находится ручка двери и всегда, автоматически, легко находил ее. А мой интеллектуальный центр о местонахождении ручки ничего не знал.

Тем не менее, именно интеллектуальный центр является высшим центром человека, ставящим его на более высокую, по сравнению с животными, ступень развития. Сила памяти интеллектуального и эмоционального центров, напрямую зависят от степени осознанности, наших действий, мыслей и чувств. Чем более мы осознаны, в каждый момент настоящего, тем лучше оно запечатлевается в нашей памяти.

Особенно надежно, раз и навсегда, запечатлеваются в нашей памяти события, связанные с пережитыми нами экстремальными ситуациями. Что происходит с нами в экстремальных ситуациях? Согласно восточной философии, в экстремальных ситуациях наш обычный, мыслящий ум отключается, и включается сознание более высокого типа. Это сознание можно условно назвать интуитивным сознанием, чистым сознанием, не-умом, Атманом или применить к нему другое абстрактное понятие, не имеет значения. Факт остается фактом, и это подтверждается моим личным опытом, в экстремальных ситуациях всякая ментальная деятельность полностью прекращается. И именно такие случаи запоминаются навсегда!

Например, я очень хорошо помню случай, когда машина, в которой я ехал, по заснеженной дороге, чуть не опрокинулась в кювет, и опытный шофер, разворачивая руль в сторону заноса, лишь чудом избежал серьезной аварии. Ненадолго отклоняясь от темы, замечу, что все наши страхи тоже связаны с деятельностью ума, и когда ум молчит, страхи исчезают. В момент, когда машина находилась в аварийной ситуации, я не чувствовал никакого страха, последний появился уже после того, как неприятность осталась позади и вновь включился мой мыслящий ум.

Приведу еще один пример. Однажды, на курсах по вождению автомобиля, я поехал с инструктором в город, ничего не подозревая о том, что меня ожидает. До этого случая, я ни разу не ездил на автомобиле, имел лишь несколько тренировок на тренажере. И вдруг инструктор, совершенно неожиданно, предложил мне занять место водителя и проехаться по городу. Я опешил, пришел в ужас, и начал отказываться от предложенной «чести». Инструктор настаивал и сообщил мне, что будет страховать мои действия, с помощью дублирующих педалей. Пришлось уступить и сесть за руль. И страх, неожиданно пропал! Наступило какое-то странное состояние эйфории, невесомости и полного отсутствия всяких мыслей. Вероятно, если бы мой ум включился во время поездки, тут же появились бы и неуверенность, и страх, и многочисленные ошибки. Но ум исчез, и я «парил» над городом, не веря происходящему со мной чуду.

Ограничусь этими примерами, хотя мог бы привести еще несколько и сделаю одно предположение. На мой взгляд, если бы мы могли все время находиться в состоянии полной осознанности, то помнили бы большинство событий своей жизни и даже, связанные с ними, ощущения, чувства и мысли. В реальной жизни, бОльшую часть времени уровень нашей осознанности очень невысок и механическая реакция на внешние раздражители делает нашу память ограниченной, «короткой».

Можно также вспомнить одну важную и верную, на мой взгляд, мысль, встречающуюся у некоторых мыслителей. Бескорыстная любовь, чуткая совесть, сострадательность, уважительность, свобода от страстей делают нас более осознанными, тогда как противоположные качества, имеют своим условием бессознательность, и порождают её. Отсюда следует, что люди высоконравственные, в посмертной жизни, если она существует, обладают гораздо большей полнотой восприятия и существования, чем люди порочные. Но это, конечно, лишь предположение, доказать которое невозможно.

Добавлю, в заключение, что в состоянии, когда его мыслящий ум отключен, человек не испытывает не только страха, но и боли. С ужасом вспоминаю одного своего знакомого, попавшего в лапы грабителей и прибежавшего в общежитие с ножом в спине. Он не чувствовал боли и не знал, что у него в спине торчит нож…..


Рецензии
Поздравляю! Отлично.

Влад Тихонов   31.07.2016 16:04     Заявить о нарушении
Вы упустили из виду рефлексивную память, то есть память генетического кода, который выведен в поле самости ассоциативным прочерком для доступа в сознание на приемлемом уровне. На ней основана интуитивная мотивация прямого или косвенного действия. Эта память у человеческой особи единственно ценное, что есть, так как она его в прямом смысле настоящая мама в смысле осознания себя как и что и зачем вообще он есть.

Ева София Байрон   17.01.2018 16:57   Заявить о нарушении
Увы, увы, уважаемая Ева. Для меня все эти генетические коды - измышления ученых. Ну, не верю я в них, хоть убейте. С моей религиозно-идеалистической точки зрения базовым условием самосознания, самоидентификации личности человека является проявляющееся в нем Сверхличное, Духовное начало. Я писал об этом раньше ("О реальности и бессмертии личности"). Но Вашу точку зрения я уважаю и не оспариваю.

Евгений Терещенко   17.01.2018 19:46   Заявить о нарушении
Не спорю. Но уточню, терминологию "днк, геном и пр." использую как заимствование, не более того. Чтобы было понятно собеседнику.
Сверхличное духовное начало у меня имеет термин "вторая душа". Почему не первая. Дело не в приоритетах последовательности. Просто первая, - поскольку первична в осознании, - занимается условностями быта, и не позволит второй, истиной и доминирующей в механике духовного устройства, сделать какую-либо идеалистическую глупость в поле прямого взаимодействия материального мира, который конечно же эфемерен, однако эфемерность в поле эфемерности может иной эфемерности сделать вполне неэфемерные неприятности, негативно влияющие на сенсоры физиологии и травмирующие, посредством этих сенсоров, эту вовсе и не главную, но очень чувствительную штуковину, то есть самость - она не любит дискомфорта. И, помимо прочего, первая душа - дочка - или внучка, или праправнучка - второй, которая присматривает за родственницей и делает выводы, как с ней быть дальше.
Это по простому, для пятиклассника.

Ева София Байрон   17.01.2018 22:22   Заявить о нарушении
Для пятиклассника? Я удручён. В каком же я тогда классе? Наверное, во втором, вряд ли в третьем. Но, в любом случае, спасибо уважаемая Ева,за внимание и комментарии!

Евгений Терещенко   18.01.2018 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.