Общество и понимание. Глава 8

1. В прошлой седьмой главе мы наметили список из шести вопросов и я начал рассматривать их по порядку. Первым таким вопросом был вопрос о сущности и причинах экзистенциальных общественных кризисов, два примера которых (кризис 1494/1670 гг. и кризис 1764/1945 гг.) я привел в седьмой главе. К тому что я писал  об  этих  кризисах в седьмой главе надо добавить несколько замечаний.

2. Матрица социальной идентичности, которую я использую для разработки сюнетивного (от греческого сюнесис понимание) подхода, позволяет выявить две наиболее значимых тенденции развития идентичности, или, как я их называю, контекстные модальности, которые в период экзистенциального кризиса вступают в непримиримый конфликт между собой.Одна из этих модальностей ориентируется на абстрактные принципы и нормы (контекстное поле А матрицы идентичности), которые опосредуют движение и перемены в обществе, связанные с восходящей социальной мобильностью. Я называю эту модальность транспозиционной.

3.Другая модальность ориентируется на конкретные жизненные формы (семья/дом, нация/народ и др.)обеспечивающие стабильность и устойчивость социальной жизни. Я называю ее позиционной контекстной модальностью. В  условиях обществ нового времени позиционная контекстная модальность нередко активируется парадигмами идентичности, связанными с нисходящей социальной мобильностью, такими, как фрагментономика (подробный, хотя и неполный анализ фрагментономной парадигмы идентичности на примере белой бедноты рабовладельческого Юга  США можно найти во втором томе книги Время смыслов). Гиперинфляция 1923 г. а затем Великая Депрессия в Германии, Великая Рецессия в современных США, хорошие примеры  таких событий, связанных с нисходящей социальной мобильностью и через фрагментономную парадигму идентичности активирующих позиционную модальность.

4. Подробный сравнительный анализ этих модальностей с массой конкретных исторических примеров (в основном на примере Пелопоннесской войны, как стокновения между транспозиционными Афинами  и позиционной Спартой, и гражданской войны в США, как столкновения между транспозиционным Севером и позиционным Югом)можно найти во втором томе книги Время смыслов.

 
5. При нормальном развитии общества стабильность и устойчивость не противоречат прогрессу, жизненные формы (контекстное поле Б матрицы идентичности) и абстрактые  нормы и принципы(контекстное  поле А матрицы  идентичности) находятся во взаимодополнительном отношении.  Но  во время экзистенциальных кризисов противоречия между этими модальностями выступают вперед и достигают остроты непримиримого  социального антагонизма. Почему это происходит?

6. Одной из важнейших причин экзистенциальных кризисов является массивный рост проективных (т.е. односторонних, неравновесных, неопосредованных, экстенсивных) парадигм идентичности (например совпадающие по контуру CFD рыночная эгономика и государственная эпиномика), связанных с громадным ростом рынка и сотрудничающей с рынком государственной бюрократии. Занимая промежуточное положение в матрице идентичности (центральная вертикальная инструментальная ось FH в случае государства, центральная горизонтальная коммуникативная ось GE в случае рынка)они оттягивают все большую часть контекстной энергии, циркулирующей между правым и левым, верхним и  нижним полюсами матрицы идентичности, на обслуживание собственных нужд (феномен контекстной фиксации, который будет подробно на конкретных исторических примерах разобран в книге Земная мера).

7. Тем самым частично блокируется нормальное энергетическое взаимодействие между левой (нормативной/ номотетичской) и правой  (формативной/идиографической) половинами матрицы идентичности. Такая блокировка и хроническая энергетическя депривация в свою очередь создают впечатление у индивидов и групп, принадлежащих к разным сторонам экзистенциального кризиса, что единственным условием сохранения жизненных форм является атака на  абстрактные нормы и принципы в случае людей, ориентирующихся на парадигмы позиционной модальности, атака на существующие жизненные формы  в случае людей, ориентирующихся на парадигмы транспозиционной модальности.

8. Второй, не менее важной  причиной экзистенциального кризиса является ослабление, тривиализация, частичное исчезновение или фукциональное перемещение структур и стратегий контекстного культурного и социального опосредования, которые человечество выработало и развивало тысячелетиями в условиях предшествующих  экзистенциальных кризисов. Именно эти структуры в течение предшествующих кризисов позволяли обходить энергетические  затруднения, связанные с описанной выше блокировкой и хотя бы частично сохранять нормальное взаимодействие между модальностями. 

О каких структурах и стратегиях в данном случае идет  речь? Мы ответим на на этот вопрос в следующих двух главах в контексте обсуждения  нашей следующей темы (темы номер два в приведенном в прошлой главе списке шести вопросов).


Рецензии