Размышления о пленке и цифре
Даже не погружаясь в глубины истории до первых фонографов и дагерротипов, оставаясь в рамках современности и сравнивая винил и пленку с цифрой, нельзя не заметить главного – разницы в силе воздействия.
Со старых семейных фотографий на нас смотрят живые люди, их позы, возможно, скованны, они напряженно улыбаются, глядя прямо в объектив. Но камера была лишь зеркалом, отразившим мгновение реальности, и сохранила индивидуальность человека. Даже на групповой фотографии все люди были разными.
Слушая старую пластинку, мы слышим дыхание и чувствуем все обертоны звучания. Мы физически не в состоянии их услышать, но пластинка оставляет нам возможность их почувствовать. Чистая нота сама по себе – стерильна и безлика, она не может заставить вас прослезиться. Но живой звук, обогащенный неслышимыми верхами и низами, воздействует на всего человека, на каждый сантиметр его тела, проницает его, заполняет изнутри и проливается нашими слезами.
Цифровая запись звука или изображения аннигилирует реальность до герц, пикселей и бездушных кодировок, а затем воссоздает ее заново, возможно, даже лучше прежнего. Но на выходе мы имеем нечто, похожее на восстановленное молоко, рафинированное растительное масло или сахар. Очень напоминают настоящие продукты, но ни к корове, ни к семенам подсолнечника или сахарной свекле отношения не имеют.
Фальсифицированная реальность. Даже собаки не воют на цифровую запись. А у миллиардов фотографий в сети индивидуальности не больше, чем у компьютерных смайликов.
Но люди ведь возвращаются в концертные залы и пленочные камеры опять входят в моду, говорят…
Свидетельство о публикации №216072701594