Санечка

Каждое утро после завтрака воспитанники интерната для детей-инвалидов рассаживаются в игровой комнате и ждут, пока нянечка домоет посуду, чтобы поделиться с Александрой Никитичной, которую ласково называют Санечкой, увиденными накануне сновидениями.

Рассказывают, как и все дети, о желанных игрушках, о невиданных животных и приключениях в сказочных странах, о бабайках и кусающих за бочок волках, и лишь маленький Петруша, самый младший в группе, сидит молча, понурив голову. Он никогда не видел снов, да что там снов — он даже не видел лица любимой няни. Петруша – слепой.

Хлопот с ним больше всего, но и любит его Санечка больше всех, и боль его, как ничья другая, терзает сердце старой женщины. Как помочь мальчику? Чем облегчить его участь?

Он часто спрашивал, как выглядит та или иная вещь, на что похоже солнце и какая она, наша земля, и всегда оставался без ответа, ибо никто не знал, как объяснить от рождения слепому ребенку природу явлений.

Но не зря в народе говорят, что любящее сердце на выдумки гораздо. Однажды няня привела Петрушу в парк и, усадив на одеяло, высыпала рядом разную мелочь — ленты, шишки, пуговицы, вату.

-Петенька, я хочу, чтобы сегодня ты кое с кем познакомился.

Мальчик вопросительно вскинул брови.

-Этот «кое-кто» очень важен для тебя, меня, для всех нас. Имя ему — окружающий мир. Пусть ты не можешь, как все, увидеть реку, небо, траву и ежа в ней, но ты можешь все это представить, а я тебе помогу.

Няня змейкой расстелила на земле атласную ленту и взяла Петрушу за руку.

-Вот, голубчик, — она накрыла ткань его ладошкой, — так вьется средь берегов река, такая она, если взглянуть на нее свысока, поднявшись под самые облака, которые беззаботно летят над нами, и нет им дела до мирских горестей.

Она отщипнула кусочек ваты и легонько провела им по детской щеке: «Чувствуешь, какое мягкое? Это облачко об тебя спинкой трется!».

Мальчик рассмеялся и попросил погладить его еще раз.

Много простых и важных вещей стали в тот день доступней для понимания. При помощи форм и возникающих на их основе образов рождался, выстраивался новый Петрушин мир.

Щекотно пробежал по спине ежик-шишка, наполнил ладошки град из пшена и дождь из семян подсолнечника.

Позже вечером незадолго до сна они тайком распотрошили угол Санечкиной подушки, и посыпавшийся на Петрушу гусиный снег привел его в восторг. Он выуживал из пуховой кучи по перышку и долго, внимательно изучал беспокойными пальцами.

-Стало быть, и спать на снегу можно, раз он такой мягкий? – спросил ребенок. Няня рассмеялась и поцеловала его в макушку.

***

В то утро Петруша проснулся много раньше обычного и был необычайно взволнован. Он сел на кровати и, вытянув шею, стал напряженно вслушиваться в сопящую темноту.В ожидании подъема он теребил одеяло, беспокойно ерзал и беспрестанно вздыхал. Наконец, часы в игровой пробили семь, и в коридоре раздались долгожданные шаги: это шаркала навстречу новому дню Санечка.

-Просыпаемся, богатыри! – няня распахнула шторы, и темнота вокруг Петруши сменилась светлыми пятнами. Санечка переходила от одной кровати к другой, бережно вынимая воспитанников из объятий Морфея, и Петруша, словно подсолнух за солнцем, разворачивался всем телом вслед ее шагам.

Его няня обычно будила последним – ей всегда было жаль прерывать, хоть и бесцветный, но все-таки сон любимца.

Едва она подошла ближе, Петруша вскочил и, вцепившись в подол ее передника, затараторил:

-Санечка, милая, я видел! ВИДЕЛ!

-Что ты видел, голубчик?

-Сон видел! Представляешь?! Реку видел, и облака на небе, и траву на берегу, и тебя! Ты мягкая такая, теплая, на руках меня носила, говорила, ножки о траву наколю. Я теперь знаю, какая ты красивая! Я тебя видел!

Старушка опустилась на колени, крепко обняла худенькое тельце, которое била крупная дрожь, и заплакала. Расплакался и Петруша. Малыши, сонно натягивающие колготки, притихли. Они не знали, что произошло между нянечкой и Петрушей, но поняли, что случилось что-то долгожданное и великое, и не смели спугнуть этот короткий, дивный миг.


Рецензии