Она мне в борщ кидала мух и тараканов
В глазах Светланы Николаевны дрожали злые слёзы.
- Что бы вы на моём месте делали? - обратилась она к Андрею, чувствуя в нём большее к себе расположение.
-Я всего этого как-то не могу представить. В пылу гнева эту ничего не значащую фразу наша гостья восприняла как сочувствие.
-Не понимаю, как можно было вас обижать, такую красивую? - пытался Андрей
обратить всё в шутку, и Светлану Николаевну утешить. Это подействовало — она
улыбнулась
- Я бы вам вообще не позволил дежурить по квартире, - продолжал Андрей в том же духе, - теперь всё будет иначе, вот увидите, и пожал ей ручку в знак того, что всё будет теперь по - другому, и задержал в своей руке, любуясь маникюром на её холёных пальчиках.
Красавица ещё раз метнула в мою сторону боязливый взгляд и, совершенно успокоившись, решив, что приобрела в лице нашем надёжных союзников, за этим к нам она и приходила, переменила тему разговора.
-Какие у вас девочки хорошие! - сказала, глядя на Катю и Марусю, в передничках, заляпанных известью и красками, - как они вам помогают! Ведь сейчас какие дети пошли?..
Ничего не скажи, ничего не заставь! Ты им слово - они десять!
-Нельзя так говорить о детях, - возразила я, - Катя с Марусей не лучше остальных, вовсе они нам не помогают, потому что помогать можно слабым, старым и больным, тем, кто нуждается в помощи. А мы пока не больны, сравнительно молоды - нам всего eщё по сорок пять лет. Просто Катя и Маруся живут с нами и поэтому разделяют всякую работу, какой нам приходился заниматься.
В мои серьёзные мысли о детях Светлана Николаевна вникать не стала, а наш возраст очень её заинтересовал:
- Вам по сорок пять лет? - удивилась она, - а вы так ещё хорошо выглядите!
- Очень рады, что произвели на вас такое впечатление, - обрадовался Андрей.
- А отчего у вас такие маленькие дети? - продолжала удивляться Светлана Николаевна.
- От позднего брака, - пошутил Андрей.
- Я учусь во втором классе,- сообщила Катя.
- Я в старшей группе, в садике, - торопилась Маруся, - и умею читать.
Наша новая знакомая долго нас рассматривала, потом строго осведомилась:
- А что вы до этого делали, до позднего брака? Андрей рассмеялся такому допросу с пристрастием и объяснил, что Катя и Маруся — наши младшие, что есть у нас и старшие дети - такие взрослые, что с нами не живут.
- У нас ещё Дима есть, - сказала Катя.
- У нас ещё Тоня есть, - добавила Маруся. Светлана Николаевна надолго задумалась, потом засобиралась:
- Ну, мне пора за Венерой идти, а можно - я её у вас оставлю, не хочется брать с собой, а к матери далеко везти.
- Конечно, можно, это было бы очень хорошо,
Катя и Маруся здесь никого не знают - будут рады.
Иногда наша гостья в знак благодарности и приятного знакомства решительно заявила:
- Знаете, я вам буду приносить всё, чего в магазине не достать — копчёную колбасу, сгущёнку, и даже апельсины, иногда.
- Я люблю апельсины, - обрадовалась Маруся. Мы сначала не очень разобрались в её порыве.
- Какую сгущёнку, апельсины, колбасу? Для чего?
- Нет, не за Венеру, - пояснила Светлана Николаев, - просто я работаю в
продовольственном магазине, я ведь вам об этом говорила. А сейчас как все живут? Где работают оттуда и несут, - поучала она нас, - и я вам всё это буду доставать. Завтра банку сметаны принесу с кондитерской фабрики, знаете какая сметана? - одно масло, и очень дёшево.
На некоторое время установилась тишина. О связях, несунах и других порочных явлениях нашей жизни мы, конечно, знали, и сами сталкивались с этим не раз, но участники закулисных сомнительных этих дел, как правило, не говорили об этом так откровенно с малознакомыми людьми. К тому же были мы законопослушными гражданами, работали в школе и в своём быту пользовались только тем, что всем доступно, лежало в магазинах.
Поэтому такое откровение Светланы Николаевны привело нас в замешательство, которое она восприняла житейски мудро - дескать, языки от радости проглотили.
Я, как всегда, нашлась первой:
- Мы вам очень благодарны за участие и желание нам помочь, приходите к нам и приводите свою дочку, но нам ничего не нужно.
- Вы всё это сами достаёте? - полюбопытствовала она.
- Нет, ничего такого мы не достаём и не желаем доставать. На лице её появилась обида.
- В магазинах вы сейчас многого не купите, - уверенно она заявила, - с того, что есть сейчас на прилавках, можно ноги протянуть.
- Нет, протянуть ноги, когда есть все почти необходимые продукты, дело почти невозможное, - возразил Андрей.
- Ну, знаете, если бы я не работала в торговле, я бы не знаю, как жила. Я привыкла мясо есть, а вы его не только в магазине, на базаре не купите сейчас.
- Но мы как-то живём, - веселился Андрей,- и вы сами только что заметили, что совсем не плохо выглядим для нашего возраста.
- Я так не могу, - призналась она печально, вот наша заведующая магазином - я её очень уважаю, и хотела бы на неё быть похожей, говорит, что нужно жить красиво. Мы с ней никогда друг друга не подвёдём, комар носа у нас не подточит — так мы работаем, она меня научила. У неё всё есть и мне она помогает многое достать. Позавчера знаете, что принесла? Заходите, покажу.
- С удовольствием, - согласился Андрей.
- А ещё, хорошее питание - это самое главное в жизни, - она говорит.
- Наверное, вы, Светлана Николаевна, избаловали себя разнообразной вкусной пищей, - предположил Андрей. А мы ни к чему лишнему стараемся не привыкать, и вполне обходимся тем, что есть, тем более, - вопрос о разумном питании - спорный вопрос. Сейчас предлагается множество разнообразных диет... Я eго перебила:
- Мнё кажется, что дело не в диетах, а в людях...
- Вот - вот, оживилась наша гостья, меня не дослушав, но при слове "люди", ощетинившись мысленно против всех своих недругов, - я же вам рассказывала о наших соседях... а на работе покупатели: "Некультурное обслуживание, Недовес, Книгу Жалоб, Заведующую!"
- Ну, я тоже в карман за словом не лезу. Лучше меня не трогать! Вообще, люди сейчас, как звери, чуть что — готовы разорвать. Поживёте здесь, увидите сами.
- А мы, по-вашему, где до этого жили? — поинтересовалась я.
- Да вы, наверное, всё где-нибудь при школе — учителя, книжечки, тетрадочки. Я когда в школе училась, тоже думала как вы, а вышла замуж, пошла на работу - поняла, какой раньше дурой была.
- Очень милый в наш адрес комплимент, - смеялся Андрей. И смеялась, довольная собой, Светлана Николаевна, ко мне оборачиваясь, желая продолжить разговор, ответы на любые жизненные ситуации были у неё готовы, в истине их она не сомневалась, и горела нетерпением научить нас, в жизни несведующих, уму - разуму. Я стала задавать ей вопросы. Она очень сообразительная женщина, всякую мысль подхватывала налету, сыпала афоризмами, ни в чём не затруднялась.
- Как вы относитесь к окружающей вас жизни, в том смысле... пыталась я уточнить слишком общий вопрос, но он её не затруднил.
- К жизни отношусь, как все: "Весь мир — бардак, все люди б..."...вторую часть этого крылатого выражения она не сочла возможным при нас произнести, слегка замялась, быстро нашлась, вспомнив другое, не менее подходящее к случаю выражение: "Хочешь жить - умей вертеться". О будущем кратко изрекла: нужно жить одним днём, потому что если начнётся атомная война, никакого будущего не будет вообще.
Об отношении к своей трудовой деятельности:
- Работа не медведь, в лес не убежит, но приходится вкалывать, план выполняю.
- Удивительная ясность во всём, - восхищался Андрей, - ваши ответы отлиты в форму, заслуживающую внимания. Позвольте, я это запишу. Предложение Андрея польстило её самолюбию. И когда Андрей закончил писать, она снова нетерпеливо ко мне обернулась. Разговор можно было завершить - её жизненные установки нам давно сделались ясны, но раз ей хочется, спросила, что значит для неё быть "современным человеком"?
- ну, себя в обиду не давать. Мне, например, палец в рот не клади, откушу и не охну, - отвечает Светлана Ивановна на мой вопрос Андрею глаза в глаза, - жить не хуже людей, иметь все, что у других: мебельный гарнитур, ковры, машину, телевизор, магнитофон, ну и всё остальное...
- A y вас машина есть? - спрашивает Андрей.
- Машины нет.
- Значит, вы недостаточно современная женщина? - смеётся он.
- Вот вам и ха - ха - ха, - передразнивает его Светлана Николаевна, выпрямляется на стуле, встряхивает золотыми перстнями, - у меня нет машины! Да ведь я ещё молодая, и с мужем недавно разошлась, а вы про машину! Да может, у меня до ваших лет три машины будет. А вы в сорок пять лет - комната с соседями и макулатуры вагон, - махнула она рукой на наши, сложенные в углу книги.
- Я ничего подобного давно не слышал. Учительская среда со школьными вопросами, Светлана Николаевна права, отгораживает нас от действительной жизни, - волновался Андрей.
Она снова оборачивается ко мне с нетерпением, очень нравится ей такое общение.
Что вы думаете о нашем советском строе и строе капиталистическом, когда читаете газеты, смотрите кино? — спрашиваю я.
- Газет я не читаю, в газетах всё можно написать. А вот Петя Линьков, - продолжала Светлана Николаевна, - он живёт в нашем подъезде на первом этаже, читает много разных книг и говорит, что пёшком бы в Америку ушёл.
- Петя Линьков - мальчик, ученик? - уточняет Андрей.
- Нет, - улыбается Светлана Николаевна, - он уже женат, у него двое детей. И всем почему-то нравятся импортные вещи.
- А вы сами любите читать книги? - это снова мой вопрос.
- Хороших книг мало, люблю от нечего делать почитать про шпионов, про убийства, про любовь,...
- Позвольте, я запишу ваши ответы на последние вопросы. Ведь это для внеклассной работы бесценный материал, - сказал Андрей, - отложив ручку, осторожно начал, спрятав записную книжку в карман:
- А мы, Светлана Николаевна, ко всему этому относимся иначе - к книгам, например. И вы ошибаетесь, будто мало хороших книг. Вот жизнь у человека коротка, чтобы необъятное объять. К тому же многие книги следует читать не один раз, столько в них мудрости и любви. И вы в этом скоро убедитесь сами, - продолжал Андрей, - идёмте, я сейчас же найду то, что должно вам направиться. Он взял её за руку и повёл к связкам книг, Маркиз тоже было за ними ринулся, но Катя его удержала.
- Что же вам для первого раза предложить? - волновался Андрей.
- Папа, предложи "Кривую уточку», - посоветовала Маруся и всех развеселила. На Катю и Марусю наша беседа произвела какое-то своё, сильное впечатление, детям всегда разрешалось присутствовать, с кем бы мы не говорили, и даже принимать в беседе посильное участие. Так мы решили. Мы помнили с Андреем, что разговоры взрослых, нечаянно услышанные, имели для нас гораздо большее значение, чем назидательные их беседы с нами. Андрей не нашёл для Светланы Николаевны ничего подходящего.
- Книги - это слишком серьёзный для начинающих вопрос, - сказал он, рассеянно порывшись в связанных стопках, - я сейчас никак не могу на них сосредоточиться. Но найду вам много интересного, когда мы будем их разбирать. Светлана Николаевна не возражала, - и такое отношение к себе считала приятным и забавным. Андрей обратно привёл её и усадил на стул:
- Итак, на чём мы остановились?
- На том, что вы найдёте мне интересную книгу почитать.
- Правильно, о книгах вы очень скоро будете совсем другого мнения, я это вижу по вашим умным выразительным глазам.
- Не знаю, - улыбнулась она.
- Следующий вопрос, - Андрей достал и листал записную книжку - o нашем, советском строе.
Никогда в мире не было таких условий жизни, как у нас. Вы с этим родились, воспринимаете это как воздух, без которого невозможно жить, но в повседневной жизни мы его не замечаем. Вот вы упомянули известную шутку "работа не медведь, в лес не убежит". Вам даже представить трудно, что работы может не быть ни у нас, ни у наших детей, что иметь работу великое благо, данное не каждому. Нам такое бедствие - безработица, к счастью не грозит. Советской женщине представить это невозможно. Вы знаете, благополучный и обеспеченный писатель-граф Лев Николаевич Толстой очень страдал всю жизнь от того,
что наблюдал вокруг нищету и бедствия людей.
А вы, Светлана Николаевна, видите вокруг себя нищету? Heт, не видите. Все мы живём примерно одинаково. И это - великое благо, к которому мы тоже, как к воздуху, привыкли, и замечать не хотим. Право же, мне до разговора с вами, казалось это бесспорной истиной, не требующей доказательств. Но это - палка о двух концах - и как это скажется, ещё неизвестно.
Свидетельство о публикации №216072700264