Перекрыли дорогу поезду

Дополнительные автобусы могут пустить в Ашинском районе Челябинской области после того, как десятки жителей поселка Кропачево перекрыли путь служебному электропоезду РЖД. Остановку по настоятельному требованию» поезду пришлось совершить, потому что жители поселка уже четыре года практически отрезаны от цивилизации из-за массовой отмены электричек. Вернуть электрички в поселок нельзя по финансовым соображениям, говорят местные власти, однако эксперты убеждены, что транспортную доступность можно обеспечить альтернативными способами.
 
В поселке Кропачево живут 4,7 тыс. человек. Населенный пункт находится в Ашинском районе Челябинской области, однако пригородные электрички обслуживаются не южноуральскими железнодорожниками, а ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (БППК). В сентябре 2012 года единственная электричка, соединяющая поселок с райцентром Ашой, была отменена из-за нерентабельности.

С 2015 года электричку решено было вернуть, но только на укороченном участке Дема — Аша. Как добавили в министерстве, отмены поезда по этому маршруту не планируется. Кропачево осталось в стороне. В самом поселке нет больницы, отдела ФМС, центра занятости населения, за всеми сопутствующими услугами приходится ездить в райцентр. В качестве компенсации после отмены электричек местные власти пустили автобусы, но до Аши через Кропачево они ездят только раз в сутки.

Однако по тем же путям продолжит курсировать служебный поезд РЖД. «Служебный поезд не соблюдает график движения пассажирских поездов, так как движется по отдельному заданию и останавливается для высадки специалистов непосредственно в местах проведения конкретных работ.  Соответственно, как любой служебный транспорт, он не имеет права перевозить лиц, не являющихся сотрудниками компании.

Жители Кропачево продолжали ездить в райцентр, только не на официальной электричке, а на служебном поезде РЖД, либо просто забегая в поезд на остановках, или маскируясь под железнодорожников, либо договариваясь с машинистом. Но 17 июля машинист не стал делать остановку по настоятельному требованию потенциальных пассажиров, и те перекрыли дорогу поезду и попытались взять его штурмом.

Напомним, что массовое сокращение объема пригородных перевозок и отмена ряда маршрутов происходили в России последние несколько лет. Самый пик пришелся на 2014 год, когда было ликвидировано более 550 маршрутов, и на начало 2015 года, когда отменить пришлось более 300 маршрутов. В начале 2015 года почти половина из регионов, где есть электрички, не продлила контракты на услуги с компаниями-перевозчиками, несколько субъектов заключили контракты только на один-три месяца, а в Псковской, Вологодской и Тульской областях пригородное сообщение было ликвидировано в принципе. Причина — регионы задолжали РЖД более 36 млрд руб.

Раз РЖД все равно использует пути для своего служебного поезда, то почему бы не брать раз в неделю и пассажиров, отвозить их в райцентр? Впрочем, у перевозчиков в этом случае может возникнуть вопрос, компенсируют ли им местные власти выпадающие доходы от перевозки пассажиров и на служебном поезде.


Рецензии