Русская энциклопедия

         Начнём с того, что первая «Русская энциклопедия» в 11 томах была издана в 1911-1915 гг. Изначально предполагалось выпустить энциклопедию в 20 томах, однако выпуск издания прекратился на 11 томе в связи с началом Первой мировой войны. Ну, а вслед за войной появилась «Великая октябрьская социалистическая революция», и в 1926 году увидела свет Большая советская энциклопедия в 65 томах. Поэтому Русскую энциклопедию с трудом можно стало обнаружить, в частности, в советских библиотеках.
         К сведению, «Еврейская энциклопедия» Брокгауза-Ефрона в 16 томах начала издаваться в России с 1906, то есть на пять лет раньше Русской энциклопедии, что несколько странно. Странность усиливается вопросом, зачем неграмотному русскому мужику не то что Еврейская, а любая энциклопедия? Ведь население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.). 
         Заметим также, что в 1976—2000 г.г на русском языке появилась Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ), изданная в 11 томах  Обществом по исследованию еврейских общин при поддержке Еврейского университета в Иерусалиме. Эта энциклопедия является единственным сводным отраслевым энциклопедическим изданием по иудаике (еврейству) на русском языке. Она знакомит читателя с понятиями, лежащими в основе культурно-исторического комплекса, который принято называть «еврейской цивилизацией».
         Иудаика – наука о еврействе: религии, истории, культуре, быте еврейского народа.
         По аналогии Русская энциклопедия времени царизма должна была лечь в основу культурно-исторического комплекса, называемого «русской цивилизацией» и освещать религию, историю, культуру, быт русского народа. Однако наибольшее внимание в «Русской энциклопедии» уделено не русскому народу, а России (государству российскому), славянскому миру и сопредельному с Россией Ближнему и Дальнему Востоку, а также освещению тех вопросов, которые были наиболее интересны для русского читателя в связи с политическими, социальными и экономическими проблемами начала XX века.
 (http://www.encyclopedia.ru/cat/books/book/41252/)
         То есть, если в Израиле было обнаружено такое явление, как еврейство, и оно стало изучаться, то в России до сих пор не обнаружили аналогичного явления, допустим, названного «русийство» или «русскость» и поэтому не начато его изучение. А ведь, кстати сказать, православие не является исконно русской религией. Да и история азбуки, кириллицы это не вся история русского языка.
       Считается, что энциклопедия (круг обучения) - это приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании — сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей. Цель энциклопедии – привести в систему разбросанные знания.
         Таким образом, целью Русской энциклопедии должна быть систематизация знания о русских людях в России и за рубежом, об их палеогенетике (евгенике), о русском мире и культурно-историческом комплексе, который принято называть русской цивилизацией. Знания эти пока что разбросаны и большей частью преданы забвению. Поэтому, думается, современная Русская энциклопедия ждёт своего часа.


Рецензии
«К сведению, «Еврейская энциклопедия» Брокгауза-Ефрона в 16 томах начала издаваться в России с 1906, то есть на пять лет раньше Русской энциклопедии, что несколько странно.»

Может потому что до неё выпускались энциклопедии общего характера, вполне себе «русские»:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1890-1904 гг. 41 основной и 2 доп. тома
Энциклопедический словарь Гранатъ 1893-1900 гг. 8 томов
Большая Энциклопедия Южакова 1900-1905 гг. 20 томов.

Евгений Темежников   27.07.2016 21:34     Заявить о нарушении