Где каждая судьба биография

Раиса Петровна Мирошниченко стала нашей соседкой давно, но в мою школьную пору, я, пожалуй, ни разу не видел ее на улице, и оттого был лишен возможности узнать этого неординарного человека. И только во время отпуска в феврале 2016 года мне довелось ближе познакомиться с этой удивительной женщиной, и понять причину моего прошлого неведения.
А причина оказалась самой простой, но от того не менее значимой. Раиса Петровна – трудилась. Она напряженно и постоянно работала и вчера, и полгода до этого, и двадцать, и шестьдесят лет назад.
Проведя у нее дома несколько часов, слушая ее невероятные рассказы, понимаю, что в нашей стране почти каждая судьба – биография. Тем более такая, какую выбрала для себя Раиса Петровна.
Рая Татаринцева родилась в селе Донском 10 сентября 1940 года. Ей пришлось по-настоящему разделить судьбу поколения «детей войны» детство, которых было омрачено ее тяготами и страданиями. А после победного окончания войны именно этому поколению пришлось принять от старших эстафету восстановления страны, строительства новой мирной жизни.
Раиса Петровна трудилась столько, сколько себя помнит. И это был не только труд в помощь маме по дому. Очень скоро настоящий, взрослый труд стал каждодневным и привычным. Одним из ярких воспоминаний ее трудовой биографии, в середине 1950-х годов, стало мощение камнем дороги, которая проходила через село, убегая в краевой центр. Сегодня эту необычную дорогу, можно увидеть, например, в начале улицы Крестьянской. Скальпированная, после каждого дождя она удивляет сельчан своей архаичностью и натурализмом.
Но самая удивительная история и успех ждали совсем еще молоденькую Раису в 1957-1959 годах. В то время ей довелось работать в колхозе под руководством Ивана Петровича Салова. Прославленный ветеран Великой Отечественной войны, начальник участка, стал одним из первых руководителей, с которым за свою долгую биографию бок о бок трудилась Раиса Татаринцева. 
Она – молодая девчушка, «шустрая невыносимо», как говорит сейчас Раиса Петровна о самой себе той поры – выращивала кукурузу. Конец 1950-х годов стал пиком популярности этой сельскохозяйственной культуры в нашей стране. Сегодня сложно себе представить в каких условиях пришлось трудится всему сельскому хозяйству разоренной войной страны и молодым девушкам в бригаде Раисы Татаринцевой.
Но их молодость и энергия творили чудеса. Каждодневная, напряженная работа – посадка и прополка, прокладывание поливных арыков и канав, сбор урожая – скоро стали привычными. Настойчивость, трудолюбие, да и просто молодость работниц брали свое. Итог работы превзошел все ожидания. Была получена отличная урожайность для Ставрополья той поры.
Руководство колхоза и района хвалило и Раису и ее подруг. Успехом молодого коллектива заинтересовались представители прессы. Очень скоро Раису направили на собрание работников сельского хозяйства края, на котором рассматривались кандидатуры делегатов на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1958 года. Собирали ее в Ставрополь, почти всем колхозом. Ей и девушкам бригады выделили два штапеля ткани.
Рассказывая об этих событиях, Раиса Петровна, как будто еще раз переживает все трепетные минуты своей молодости.
– Знакомая модистка сшила мне костюм, белая блузка, юбочка, каблучки. Завили меня… В райкоме комсомола, район тогда был в Труновке, мне написали выступление, но я выступала сама. Говорила, с какими трудностями пришлось столкнуться мне и девчонкам, как ухаживали, рыли, копали, собирали …
Демонстрируя удивительную энергия, Раиса Петровна выходит, почти выбегает, на середину комнаты, вспоминая текст своего выступления почти шестидесятилетней давности. 
– Я как начала говорить, так люди и встали в зале. А сели только когда я спустилась в зал на свое место. Все хлопали в ладоши. И решили меня отправить на сельскохозяйственную выставку.
А было Рае в ту пору семнадцать лет. И эта ее поездка стала одним из самых ярких приключений молоденькой ставропольской девушки, да таких, какие выпадает на долю далеко не каждого человека.
Будто угадывая мои мысли, Раиса Петровна произносит:
–  Вот о чем кино надо снимать. А то сегодня в кино все только или стреляют или в постелях ворохаются.
Я соглашаюсь с моей неповторимой собеседницей, представляя, какими бы зрелыми, живыми и искрометными, могли получиться этот сценарий, а потом и сама лента.
Вместе с ней в Москву ехала зоотехник одного из колхозов в селе Труновском.
–  Валентине Ивановне, – вспоминает Раиса Петровна, – так звали эту женщину, поручили опекать, приглядывать за мной… Как же – с малолеткой едет. Поселили нас в гостинице «Восток».
Раису поразила Москва, комплекс из шестнадцати павильонов, в котором разместилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, множество необычных и ярких встреч.
Началось все еще в поезде, когда с ней познакомился молодой офицер, житель Ленинграда, влюбившийся в ней с первого взгляда. И было от чего. Раиса Петровна – красавица, энергичная и обаятельная, относится к особенному роду женщин, которые в и двадцать и в пятьдесят пять лет выглядят, как тридцатилетние.
Ее воздыхатель приглашал ее с Валентиной Ивановной (вот где пригодилось ее опека), и в рестораны и в магазины, поражавшие их своим ассортиментом и ранее невиданным сервисом.
Но самым ярким событием стала сама выставка, в ходе которой были проведены многочисленные встречи и демонстрации сельскохозяйственные достижения. В ходе одной из них еще раз довелось «отличиться» нашей землячке.
Раиса сидела в первых рядах трибун, восхищаясь видом дойных коров, которых выводили в белых носках, поражая всех присутствующих сообщениями о рекордных надоях выставочных буренок.
Выводят быка. Он тоже в белых носках, мужчина, который его ведет – в белых перчатках. На тонкой ниточке у него висят достоинства, которые, собственно, и стали причиной его появления на этом сельскохозяйственном празднике.
Со всей нерастраченной непосредственностью Рая на всю трибуну выдает:
– Ого, ничего себе! А у нас таких нет! У нас хорошие, не висят на нитке, а вы пришили их. 
 Вся трибуна рассыпается звонким смехом, радуясь яркому замечанию юной участницы профессиональной выставки.
После демонстрации достижений была встреча с руководством страны и лично с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Участники выставки собрались на стадионе «Динамо», который с трудом вместил всех передовиков и новаторов сельскохозяйственной отрасли Советского Союза.
В президиуме этого собрания и восседала Раиса Петровна рядом с Хрущевым, слушая выступление руководителей Советского Союза и лучших аграриев страны. Лично из рук первого секретаря ЦК КПСС Хрущева в тот день Раиса Петровна получила свою первую высокую награду. Никита Сегеевич вручил ей золотые часы, на которых была высечена памятная надпись: «Татаринцевой Раисе Петровне. 1958 год. ЦК ВЛКСМ», обнял и поцеловал.
Сегодня в нашем районе Раиса Петровна, наверное, единственный человек, который лично помнит Н.С. Хрущева, общалась и разговаривала с ним.
А как же иначе, ведь выращивала Раиса, любимую Хрущевым кукурузу.  Как все-таки давно это было…
Домой наши землячки возвращались полные впечатлений, везли пакеты, таких дефицитных в то время конфет. Но полученная награда не стала последней в ту памятную для Раисы Петровны пору. На следующий год ей вручили новый легковой автомобиль – «Москвич-403». Вместе с ней автомобиль, невиданной ранее на селе модели, получили Иван Иванович Шляхов и Василий Федорович Козлов.
После этого еще долгие годы Раиса Петровна работала в совхозе. Трудилась на поле, была заведующей фермой, а потом – током.
В январе 1959 года она вышла замуж за Александра Мирошниченко, поселилась на переулке Советском. В ту пору он был западной окраиной села. Здесь жили несколько семей в старых хатах, некоторые из которых еще сохраняли следы недавно прошедшей войны.
Свою любовь, энергию, весь свой напор она принесла в семью. Хотя оглядываясь назад, Раиса Петровна, наверное, жалеет, что ей не довелось получить высшее образование.
– Вот если бы окончила институт, то не село бы у нас сейчас было, а город, – подводит Раиса Петровна итог своему потенциалу.
И я ей отчего-то верю.
Каждый раз после рождения детей – Юрия и Марины, спустя два месяца, именно столько в шестидесятые годы длился декретный отпуск, Раиса Петровна возвращалась в совхоз, на ферму или на ток. А привычный с детства труд продолжался и дома, где очень скоро ее верными помощниками, навсегда привыкнув непростому сельскому ремеслу, стали ее дети.
Мирошниченко трудились всегда, выращивали помидоры, огурцы, через некоторое время освоили всегда актуальные и нужные – цветы, а сегодня завели еще и грибное производство. Для тружеников подобных им, пожалуй, нет разницы, какая на улице погода или какая власть в стране – у них всегда есть чем заняться.
И сегодня Раиса Петровна не оставляет привычных для неё за многие десятилетия занятий. Помощниками ей в этих трудах уже стали ее внуки, а скоро рядом станут и правнуки.


Рецензии