Поезд жизни ушёл. Но были и мы когда-то рысаками
Работа на Большом морозильном рыболовном траулере (БМРТ) это встречи с уникальными людьми.
А жизнь на траулере и вне него нередко, сопровождались
приключениями, иногда невероятными и смешными.
По крайней мере, я, хорошо усвоил это после первого же своего рейса. И вот представляю читателям возможность убедится что это так, посмотрев документальный фильм, снятый в одном из тех рейсов, которые я совершал на БМРТ
Но как давно это было. Если не было бы в омоём архиве этого фильма, то и сам бы не поверил в то, что это было в моей жизни. Но это было.
В один из последних дней октября 1971 году, рейдовый катер доставил меня на рейд Авачинской бухты, где стоял БМРТ “Союз-4”, экипаж которого был практически готов уйти в рейс к берегам Японии на лов скумбрии. Поднявшись на борт судна, я увидел на верхней палубе двух мужчин примерно моего возраста, они оживлённо разговаривали между собой, в руках у одного из них была профессиональная кинокамера. После знакомства с ними выяснилось, что они снимают панораму Петропавловска для новостей Камчатского телевидения. У нас состоялся дружеский разговор в результате, которого, я, закинул им упрёк примерно следующего содержания: “Я редко смотрю передачи камчатского телевидения, но слышал от ребят, давно работающих в море упрёки в адрес местного телевидения, которые заключались в том, что они не помнят случая, чтобы по местному телевидению, показывали бы работу какого-нибудь экипажа БМРТ” на промысле. В конце разговора, который состоялся у меня в каюте, я сказал им (один был режиссер, а второй оператор): “А почему бы вам не пойти на пару недель с нами в рейс к берегам Японии и первыми снять документальный ролик о работе нашего экипажа в море. Честно говоря, высказав ребятам свою мысль, я не думал о том, что у них от моего предложения, образно говоря, загорятся глаза и они, пожимая мне на прощание руку, скажут, что приложат все усилия для того, чтобы убедить начальство разрешить им пойти с нами в рейс. И конечно, я не мог подумать о том, что в результате этого разговора, у меня появится один из самых дорогих мне артефактов, среди тех, которые появились у меня на протяжении всей моей жизни.
Я очень удивился, когда в день отхода траулера в рейс, увидел возле своей каюты режиссера Валеру Шишова и кинооператора Славу Коробко, которые пришли ко мне, чтобы сообщить мне о том, что у них на руках командировка и сценарий документального фильма о работе нашего экипажа на промысле скумбрии у берегов Японии. Мои новые товарищи хорошо знали своё дело, прежде всего они познакомились со специалистами нашего траулера, их постоянно можно было видеть с кинокамерой в разных местах траулера, видно было, что они стремились запечатлеть на киноплёнку наиболее важные и интересные моменты в работе экипажа судна. Кинооператор Слава вздыхая, иногда говорил о том, что для полной картины отображения такой уникальной работы людей в море, не хватает какого-либо острого момента. На мой вопрос о том, что он под этим подразумевает, он, сжимая кулаки и потрясая ими, отвечал: “Ну, что-то такое, которое показало бы зрителю, сколь непредсказуема и опасна работа рыбаков в море”. Вообще-то, он, будучи профессионалом своего дела, по сути, был прав, хотя для тех, кто работал на БМРТ, любые как говорится приключения, и острые моменты в их работе в море всегда были нежелательны. На желание кинооператора снять острый сюжет и тем самым, как говориться разогнать кровь в жилах телезрителей, я ответил, лучше бы таких остросюжетных вариантов в этом рейсе не произошло. И сказал ему о том, что редко какой рейс БМРТ без них обходится. А бывает, что эти “острые сюжеты” заканчиваются трагедий, в результате которых суда идут ко дну! Напомнил ему, что совсем недавно (в июне месяце) население Петропавловска было шокировано гибелью БМРТ “Браслав” и рассказал о случае намотки кутка трала на винт судна, на котором они в данный момент находились.
Не знаю, или кто-то наверху услышал его желания, а может, это моя судьба ещё раз захотела испытать меня на прочность, но остросюжетный случай, которого так жаждал снять Слава, в один из дней пребывания съёмочной киногруппы на корабле произошёл. Произошёл он после одного из очередных тралений, когда из кутка находившегося уже на промысловой палубе трала, матросы траловой вахты стали, выливать скумбрию. Трал был до отказа набит скумбрией, поэтому естественно, как всегда в таких случаях на заднем мостике находилось много членов экипажа отдыхающих после вахты. Внезапно к удивлению парней из траловой вахты и членов экипажа пришедших посмотреть на богатый улов из открытого кутка трала появился громадный сивуч, которого обычно в народе называют морским львом. Я в это время находился среди зрителей этого невероятного зрелища, а Слава, прильнув к съёмочной кинокамере, издавал какие-то нечленораздельные звуки, и вдруг я услышал чётко произнесенную им фразу: “Вот бы кто-нибудь попробовал это чудовище согнать шваброй в море”. Он, по-моему, не успел ещё закончить фразу, а в руках у меня уже была швабра, и я орудовал ею возле морды чудовища. Потом он говорил мне, что просто ляпнул эту фразу, даже не надеясь на то, что кто-то его услышит, не говоря уж о том, что кто-то превратит эту фразу в реальное действие. Как правило, в ситуациях подобных той ситуации, которая возникла на палубе в тот день, я не размышлял ни секунды, а в результате в будущем кинофильме был зафиксирован острый сюжет, который так мечтал снять кинооператор будущего фильма. Честно говоря, ни в тот день, ни годы спустя, меня не посещала мысль о том, что мог сделать со мною этот морской гигант весом 300-350 килограмм, видимо понятие страха природой не было во мне запрограммировано, но в этом нет моей заслуги. Нажимаю на кнопки компьютера, печатая этот текст, а сам про себя с усмешкой думаю, можно подумать, что эту сцену специально придумал режиссер, а я оказался по его воле в нужном месте. Увы, сценарий режиссеру можно придумать, а засунуть живого сивуча в трал, в котором находится около 40 тонн скумбрии невозможно.
Два новых моих товарища, пробыли с нами на судне две недели, а спустя два месяца на судно стали приходить многим членам экипажа телеграммы примерно следующего содержания: “Вася, дорогой видели тебя по телевидению”. Но спустя время я узнал о том, что первый документальный фильм о работе экипажа камчатского БМРТ (БМРТ “Союз-4”), был показан по ЦТ, после чего со всех концов Союза приехали работать на наш флот многие сотни людей. Режиссёр фильма Валерий выполнил мою просьбу, после рейса он и оператор, пришли встречать меня после прибытия моего родного “корвета” в порт. Естественно у меня в каюте распили приходную бутылку водки, после чего они, наговорив мне кучу благодарностей за содействие съёмки фильма, торжественно вручили мне бобину с документальным фильмом – “Работа экипажа БМРТ “Союз-4” на промысле скумбрии у берегов Японии”. Я знаю о том, что один из создателей этого уникального фильма В.Коробко ушёл из жизни ещё в начале 90 годов, но теплится надежда, что В.Шишов ещё жив и если мои воспоминания будут изданы в Петропавловске, то он их прочитает! Один раз после возвращения домой, я показал фильм в семейном кругу, после чего фильм больше 30 лет лежал в моём архиве, и меня не тянуло его посмотреть ещё раз, хотя я переснял его на видеокассету. Фильм-память, о куске моей жизни которому в этом году исполнится 45 лет, находится в моём компьютере, но меня и сегодня не тянет его посмотреть. Ведь я уже лет 15 знаю о том, что никого из командного состава экипажа (23 человека), с которым я работал в то время, когда был снят этот документальный фильм, нет в живых кроме меня! Кажется, я всё понимаю, но осознавать, что давно уже нет в живых одного из моих по жизни учителей и хорошего моего старшего товарища – старшего механика Виктора Андреевича Кузьмина, в фильме он проверяет работу механиков и мотористов в машинном отделении и смотрит в окно в рулевой рубке на Океан. Ведь именно он приложил немало усилий для того, чтобы начальство не мешало мне, занимался созданием на траулере нового технологического оборудования. А разве можно без боли в душе, видеть кадры, запечатлевшие моего доброго товарища, отличного капитана и рыбака, человека с большим юмором капитана Юру Еренкова. Есть в фильме кадры, которые мне особенно больно видеть. Вот мы стоим с начальником радиостанции траулера Толей Бровковым на верхнем мостике траулера и прощаемся с родными берегами, а вот он уже на капитанском часе в присутствии капитана Еренкова налаживает радиосвязь с командованием флота. Толя был моим самым лучшим другом из всех друзей, которые были у меня во времена моей работы на Камчатке, мы понимали с ним друг друга с полуслова! Это был, интеллигентный, талантливый, добрейший души человек и один из лучших радиоспециалистов флота. Можно было бы очень много рассказать об этих трёх моих товарищах и моём общении с ними. Но думаю, что очень много может сказать читателям тот факт, что рядом с ними, я провёл в тесном производственном и человеческом контакте три рейса, а это два года тесных человеческих отношений! Но трудно в нескольких предложениях, описать сколь в тесных отношениях я был с этими людьми. Ведь человек, живущий на берегу и имеющий хороших друзей, встречается с ними в месяц несколько раз, ну может 10 раз, а мои тесные общения с Кузьминым, Еренковым и Бровковым проходили в течение трёх рейсов ежедневно по несколько раз в день, причём очень часто в сложных ситуациях! И естествено мне больно видеть их на мониторе компьютера Думаю, что читателю понятно, почему я не могу смотреть документальный фильм об одном из периодов моей жизни – очень бурной, напряжённой, наполненной до отказа событиями, большими и малыми проблемами, но очень счастливой жизни.
Свидетельство о публикации №216072700540
Герман Андреевич Ануфриев 02.09.2016 19:41 Заявить о нарушении