Вдумчивость
Вдумчивость подразумевает сосредоточенность на изучаемом объекте, с целью его осмысления. Не представления, на основе эмоционального опыта, а именно осмысления, проникновения в суть, для чего внимание должно быть устойчивым. Вдумчивых людей не так уж много, хотя со стороны может показаться иначе. Не всякая сосредоточенность является вдумчивостью. Даже если это касается людей умных, обладающих большим жизненным опытом, знаниями и учеными степенями. Вроде бы они правильно говорят, правильно все объясняют, а по большому счету все это оказывается поверхностным, лишенным глубинного смысла, сути. Почему? Потому что они не достаточно вдумчивы, а значит, у них нет целостности восприятия. Посмотрите даже в телепередачах, как историки, политики препарируют историю, выискивая в ней правых и виноватых, чтобы понять, как избежать повторения их ошибок в настоящем и будущем, а собрать все воедино, чтобы мыслить сутью, они не могут. Не потому, что не хотят, а потому что не знают, как это сделать. Всю жизнь они набивали свою голову определенными знаниями, дробя целое на части и не видя самого целого. Это – изъяны мышления, которое еще не вышло на определенный уровень своего развития, этому надо учиться. Вдумчивость бывает разная. Вы можете использовать узконаправленную вдумчивость, как например, при игре в шахматы или при решении математической задачи, а можете с помощью вдумчивости сочетать концентрацию и охват, с целью видения ситуации масштабно, вплоть до космических, глобальных масштабов (например, для того, чтобы оценить вероятность военного конфликта, чтобы его избежать или упредить), с одновременным проникновением в суть тревожащих моментов, чтобы устранить напряжение, через осмысление этих моментов, иначе раздражение будет препятствовать целостному охвату. Это сложней, чем узконаправленная вдумчивость, но задействование той или иной вдумчивости зависит от конкретной задачи. А как отличить мнимую вдумчивость, которая оправдывает себя и утверждает себя, как истинную, от настоящей вдумчивости? Очень просто, при настоящей вдумчивости не происходит отрыва от реальности ни на мгновение. Если у вас внимание прерывается, значит ни о какой вдумчивости не может быть речи. Дефицитом внимания сейчас страдают многие, поэтому в школах, институтах многим школьникам и студентам учеба дается не легко. Они предпочитают витать в облаках - этому сильно способствуют компьютерные игры, социальные сети, утаскивающие в мир сладенького самообмана, в котором все можно и за это ничего не будет. Если нервная система взвинчена, сконцентрировать на чем-либо будет сложно… Вдумчивость – это погружение в осмысление задачи, которую надо решить. Без вдумчивости не может эффективно работать ни политик, ни руководитель государства, ни дипломат, ни ученый, ни врач, ни спортсмен. Вдумчивость, через осмысление, принуждает принимать взвешенные решения. Вдумчивость – это видение реальности напрямую, без домысливаний, присущих самообману…. Интересный фрагмент маленького наблюдения. Мама четырехлетней девочки пожаловалась на недостаток внимания у ее ребенка. Я дал девочке складывающую карту метро. Она развернула ее, а собрать правильно не может, так как не хватает концентрации внимания. Просто отвлекается и все. А собрать карту правильно хочется. Пытается, но не получается. Я начал ей терпеливо разъяснять закономерность складывания, что сами складки на карте указывают на это (действие происходило в маршрутке). Все равно отвлекается. Я опять терпеливо стараюсь привлечь ее внимание и сконцентрироваться на закономерности складывания. Начали получаться отдельные фрагменты, что стимулировало девочку становиться более внимательней (всегда приятно, когда получается). Пока ехали, степень концентрации внимания хоть незначительно, но возросла. То есть, с ребенком надо заниматься в игровой доверительной форме и проявлять при этом терпение. Как мне призналась мама девочки, неустойчивое внимание у нее от папы – алкоголика. Если не заниматься с ребенком, то повышенная возбудимость будет продолжать укреплять свои позиции и с возрастом возникнут большие проблемы как у самой девочки, так и у ее родителей. Многие родители, чтобы не заниматься с детьми, приучают их к компьютерным играм или к мультикам и детям уже не хочется возвращаться в реальность, а потеря концентрации внимания приведет к отсутствию вдумчивости и приостановке развития. Вдумчивость делает человека разумным, не идущим на подводу у эмоций. Вдумчивость это и есть видение, так как ее можно еще обозначить, как всматривание (осмысленная интуиция). Вдумчивость автоматически нормализует психику, так как стабилизируется равновесие, устраняет через осмысление, психотравмы. Вдумчивость делает мир понятным, а потому, не страшным. Люди, под воздействием психотравм, ломаются и корежат свою жизнь, чувства. Заклинившись на раздражении, они не могут из него вырваться, так как образуется «замкнутый круг», из которого вырваться почти невозможно, так как критика и самокритика отсутствуют…. «Ах, он, такой – сякой, предал меня, хотя клялся в любви, бросил и разрушил всю мою жизнь…. Но я буду страдать, пусть он увидит, как я страдаю, может, в нем шевельнется хоть капелька жалости…. Я все равно верю, что он когда-нибудь вернется и мы вновь будет счастливы….». Зацикливание на страданиях спасает от более сильного травмирования, но разрушает изнутри, как червоточина, минуя сознание, так как оно оказалось отключенным…. Или другая крайность: «Скотина, как я тебя ненавижу. Буду проклинать тебя всю свою оставшуюся жизнь и у тебя все равно счастья не будет. Еще пожалеешь, что так со мной поступил. Выбрасываю тебя из своего сердца раз и навсегда, чтобы и духу твоего в нем не было….». При разрыве отношений между любящими до этого друг друга людьми, заклинивает на эмоциях и начинается разрушительное действие этих заклиниваний. Разум не работает, а потому, проблема будет только усугубляться. Но ведь человек рожден не для страданий, а для счастья, а поэтому, психотравмы надо не подавлять, а осмысливать и тогда можно заново возродиться. Способствует осмыслению вдумчивость. Всмотритесь в раздражающую вас ситуацию, заставьте себя устойчиво видеть в момент раздражения, в момент прерывания внимания и тогда у вас активизируется ранее подавленный критический анализ, повысится самооценка, укрепится воля, себя начнете любить и уважать, а он (или она), кого вы идеализировали, предстанет совсем в другом свете и без ненависти, поскольку в сложившихся обстоятельствах есть и ваша доля вины. Нечего было идеализировать, надо было изначально, видеть, как есть, а не как вы себе напредставляли. Да, когда любишь, идеализируешь, но если любовь рухнула, наберись мужества и посмотри правде, страху в глаза, увидь как все есть на самом деле, и тогда чувства восстановятся в первозданном виде. Вы так же, если бы разлюбили, ушли к другому человеку. Если обстоятельства сложились не лучшим образом, надо не идти на поводу у раздражения – это не поможет решению вопроса, а лишь усугубит его, а отнестись к проблеме вдумчиво, чтобы увиделась и вторая сторона медали, без чего осмысление и упразднение травмирующей ситуации, невозможно. Не стоит падать духом, все поддается исправлению, если не убегать от проблемы, а постараться увидеть ее и понять. В этом вам поможет вдумчивость. 27.07.2016 г.
Рецензии