Глава 18. Воспитатели

     Воспитывать умеют все от маленького чиновника до самого большого. К тому же, каждый человек мнит себя гениальным воспитателем, поэтому так много в мире невоспитанных людей.

     В пионерский лагерь подбирались именно педагоги, поэтому корпус воспитателей был крепкий. Люди оказались на редкость хорошие и доброжелательные, и отношения между ними сложились исключительно дружеские. Воспитатели приходили друг к другу в отряды и нередко проводили с ребятами беседы, подчас близкое общение с детьми высвечивало горькие проблемы в жизни детей.

Дни рождения

     Елена Павловна, сорокалетняя дама, с восемнадцатилетним стажем педагогической работы, казалось, видела детей насквозь, находила подход к любому ребёнку. Она работала с малышами. Однажды она предложила ребятам: - Давайте поиграем в хорошего гостеприимного хозяина или хозяйку. Представьте, что у вас день рождения. Как вы будете принимать гостей?

     Подняла руку Света: - Я попрошу маму купить торт и конфеты, чтобы угостить гостей чаем с тортом - А я попрошу купить фрукты, - добавила Ира. Уля сказала, что у её мамы нет денег на торт, конфеты и фрукты, и поэтому день рождения её дома не отмечают. Дети спросили: - А кем твоя мама работает? - Она убирает подъезды.

     Юля спросила: - А когда твой день рождения? - Он уже прошёл в первый день приезда сюда, в пионерский лагерь. Ваня сказал: - А мы не знали, и тебя не поздравили. Я предлагаю отметить дни рождения ребят, которые родились в этом месяце.

     Воспитательница согласилась с Ваней и поддержала его идею. Она спросила: - Ребята, а как вы предлагаете отметить день рождения? Ваня сказал: - Надо, чтобы ребятам испекли вкусный сладкий торт или пирог, чтобы конфеты были. Воспитатель опять согласилась с Ваней: - Это просто замечательно! А, может быть, мы споём песенку про день рождения и подарим именинникам подарки, цветы, рисунки.

     А Петя подсказал: - Можно даже праздничную газету выпустить с пожеланиями. - Вы молодцы! Так и сделаем. И вскоре они отпраздновали дни рождения ребят, у кого был день рождения. Уля получила так много подарков от ребят, что от волнения даже всплакнула.

Умеем ли мы здороваться?

     Светлана Семёновна, преподаватель русского языка и литературы, знала почти все сказки Пушкина наизусть. Она читала эти сказки ребятам перед сном, и дети её обожали. Она научила ребят правильно здороваться.
- Давайте проверим, умеете ли вы здороваться? - Умеем, - ответили хором уверенные в себе дети. - Хорошо, тогда скажите: - Кто должен здороваться первым: мальчик или девочка? Мальчики ответили дружно: - Конечно, девочка. А девочки: - Конечно, мальчик.

     Воспитательница им объяснила: - Сложилась такая традиция, ребята, что мужчина должен первым здороваться с женщиной, а потому мальчик должен первым здороваться с девочкой. А я считаю: первым здоровается тот, кто вежливее. А вежливость говорит об очень хорошем воспитании человека.

     - Второй вопрос: если человек стоит или сидит, а мимо идёт знакомый, кто первым должен здороваться? Мальчики ответили: Тот, кто идёт мимо. Девочки: - Тот, кто стоит или сидит. Светлана Семёновна улыбнулась: Счёт - 1 : 1. В этот раз правы мальчики. Если человек стоит или сидит, то первым здоровается тот, кто проходит мимо. А я считаю: первым здоровается тот, кто - Вежливее, - закончили дети.

     - Ещё такой вопрос: стоит группа учителей, среди них ваш знакомый учитель, будете ли вы называть его по имени, здороваясь только с ним? - Нет, - ответили ребята, - не будем. Это невежливо. Надо поздороваться со всеми, не выделяя своего педагога - Правильно.

     - И последний вопрос: - Если в подъезд вошёл человек, а в подъезде находится знакомый, кто первым здоровается? Мальчики сказали: - Первым здоровается тот, кто вошёл в подъезд. А девочки: - Тот, кто находится в подъезде. Воспитательница воскликнула: - Со счётом 2 :1 выигрывают мальчики. Действительно, первым в этом случае здоровается тот, кто вошёл в подъезд. Это по правилам хорошего тона. А я считаю: первым здоровается тот, .. - Кто вежливее, - закончили фразу ребята и засмеялись.

     Светлана Семёновна знакомила ребят с писателями и поэтами. Она проводила с пятиклашками читки книг. Они вместе читали "Педагогическую поэму" Макаренко. Ребята много хорошему научились у этого педагога.

     С шестиклассниками занималась Валентина Николаевна, преподаватель биологии. Она была уже на пенсии, и ребята относились к ней по-доброму, как к своей бабушке. В мёртвый час она спала вместе с ребятами. И ребята прозвали её почему-то "Сорокой". Может быть, за её быструю речь. Манера её разговора заставляла собеседника напрягаться и была не в пользу воспитательницы.

     Но ребята все равно её любили. Она много знала и рассказывала ребятам о природе: о болотах, что они природные очистители. Текла речка: у одного берега была грязная мутная вода, а у другого берега, к которому подступало болото, вода была кристально чистая, как слеза.

     Ребята много узнавали от неё о разных жучках-паучках. Однажды дети нашли гнездо и разорили бы его. Валентина Николаевна рассказала им, как птицы защищают свои гнёзда. Мать притворяется раненой, чтобы врага увести подальше от гнезда. А кормят птенцов и мать, и отец. Ребята наблюдали жизнь муравейника. За два дня до плохой погоды муравьи закрывали отверстия в своём жилище, а за два дня до жаркой погоды, отверстия широко открывались, и муравьи проветривали свой муравейник. - Ребята, теперь по муравейнику вы можете предсказывать погоду.

Учимся пользоваться приборами

     Воспитательница старшеклассников Инна Георгиевна была сдержанной и достаточно молчаливой. Она сама была хорошо воспитана, и дети это чувствовали. С нею они расслаблялись, доверяли ей свои секреты, не стеснялись её. Однажды она заметила, что дети неправильно пользуются вилкой, неправильно её держат, как ложку. Она объяснила, что вилку надо держать сверху.

     В столовой были неострые ножи, и дети резали ножами котлеты. Многие вообще не умели пользоваться ножом и вилкой. От воспитателя они узнали, что ножом режут то, что нельзя отломить вилкой: кусок мяса, бутерброд. Кусочек мяса отрезают и тут же съедают его. Недопустимо разрезать весь кусок, а потом есть мясо, держа вилку в правой руке.

     От неё они узнали, что хлеб всегда берут рукой, а сахар - щипцами. Хлеб отламывают кусочками и намазывают масло, паштет  не на весь кусок, а только на маленький кусочек. Она показала, как с помощью приборов можно показать хозяйке или официантам, что вы хотите повторить блюдо. Для этого кладут вилку остриём на тарелку слева, а нож также справа.

     Если вы ещё будете есть, но решили передохнуть, нужно вилку и нож положить на тарелку крест-на-крест. Если же трапеза закончена, нужно сложить вилку и нож вместе  и положить на тарелку справа. Такие уроки ребятам были полезны и в жизни могут пригодиться.

     Дети много задавали вопросов, и воспитаель охотно отвечала на них. - Надо ли салфетку платяную класть за воротник? Не надо. Её кладут на колени, а после еды складывают и кладут на стол, слева от тарелки. Губы и руки вытирают бумажной салфеткой и кладут её на тарелку.

     Был и такой вопрос: - А если возле тарелки много вилок и ножей, как ими пользоваться? - Эти вилки и ножи предназначены для разных блюд. Поэтому, когда приносят первое блюдо, берёте с дальнего края от тарелки первые вилку и нож, поели - оставили их на тарелке. Подают второе блюдо - опять берёте вилку и нож, что с краю (не у тарелки). Путаницы не будет.

     - А какой нож для рыбы? - Он как вилка, если его нет, рыбу едят двумя вилками: одной придерживают, второй правой отделяют мясо от костей. Если только одна вилка, тогда в левую руку берут кусок хлеба, им придерживают рыбу, а вилкой в правой руке отделяют мясо рыбы от костей.
Воспитательница объяснила ребятам, что навыки правильного поведения за столом важны.

     Неприятно сидеть рядом с человеком, который чавкает или делает возле тарелки груду костей и шкурок от фруктов. Все отходы должны лежать с краю тарелки. Неприлично оставлять еду на тарелке. После таких бесед ребята всё съедали, отходов было меньше и мыть посуду было легче.

     Воспитатели учили детей соблюдать элементарные правила гигиены, иметь собственную зубную щётку, расчёску или гребешок, крем для рук, полотенце для лица, рук и для ног. Дети много узнали о здоровом образе жизни: зарядке и водных процедурах, гигиене одежды и жилища.

     Большая программа по воспитанию детей помогала учителям скорректировать перекосы в их воспитании, научить их анализировать свои поступки, делать самооценку и заниматься самовоспитанием. До пионерского лагеря они не имели об этом никакого представления. Коллектив воспитателей создавал в пионерском лагере атмосферу, приятную для детей, в которой нельзя было поступать плохо.





    



    
      



   

      

    
 

 
    




    

    

    

    


Рецензии