Красный подполковник. Ч 3. гл 23

                К родине с любовью…

               « Умереть за Родину – легко.
                Служить Родине – непросто»
                Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин.
    
  Уйдя в подполье, и чтобы выжить летом 1936 года и занявшись разведением овец в Формосе, Хьюго Лундберг, ни на секунду не забывал о своей стране. Он с жадностью вчитывался в газетные строки, и слушал радио, вещавшее в Аргентине на испанском и итальянском языках. Из журналов, издаваемых частными лицами в Буэнос-Айресе, он доставал их через своих друзей, живших в столице, ему стало известно о том, что Адольф Гитлер, пришедший к власти в Германии, угрожает отомстить своим обидчикам - Англии, Франции и России, за поражение в первой мировой войне, и во всю, готовится к войне. Особенно красочно героическую биографию германского фюрера, описывали немецкие журналы.
      Именно из них Хьюго узнал о том, что ещё в марте 1938 года Германия захватила Австрию, в октябре – значительную часть Чехословакии, а в марте 1939 года, уже всю страну. В тоже время немцы отторгли у Литвы – Мемель и Мемельскую область.
    Прочитал он и о том, что Гитлер уже в марте 1939 года, подписал договор с Румынией, по которому она становилась полностью зависимой от Германии. Потом в апреле 1939 года, уже Италия оккупировала Албанию, и наконец, в мае этого же года был заключён военно-политический союз между гитлеровской Германией и фашистской Италией.
  1 сентября 1939 года, Германия внезапно напала на Польшу, и в течение месяца захватило всю страну, а правительство Польши, ещё в середине сентября сбежало из страны.
Ему было интересно узнать, и услышать по радио о том, что уже третьего сентября, после нападения Германии на Польшу, Великобритания и Франция «благородно» объявили войну Германии.
   Однако из аргентинских газет он потом узнал, пока немецкие армии громили Польшу, 110 французских дивизий и 5 дивизий английского экспедиционного корпуса, которым противостояли всего 23 дивизии  германских войск, бездействовали.
   Его очень обрадовал тот факт, что 26 июня 1940 года к СССР присоединилась Бессарабия, Северная часть Буковины, Западная Украина, а в августе этого же года ещё и Западная Белоруссия, Латвия, Литва и Эстония.
    Как военный человек, Хьюго понимал, что тем самым очень сильно расширились границы СССР, и теперь до Москвы и Ленинграда, от границы стало значительно дальше, чем было раньше.
   Но в то же время, он знал и другое,  люди, жившие на этих территориях, не очень любят русских, и никогда не будут им помогать. Это прекрасно доказали события на фронте во время войны начавшейся в 1914 году.
   Когда он рассказал жене, тоже, с жадностью ловящей все новости о происходящем в Европе и в Советском Союзе, она сказала:
- Господи, неужели снова война? Опять смерти, убийства, – и заплакала.
- Ну, перестань плакать Лора, может всё ещё образуется. Есть же там, в правительствах этих стран, хоть какие-то благоразумные люди. Ведь по подсчётам учёных, та война, привела к гибели почти двадцати миллионов людей со всех сторон, с учётом умерших от ран и потерь местного населения. Неужели этого мало?
   Помнишь, я тебе рассказывал про Аллена Даллеса, и его семейство, одно из самых богатых в США. Так вот, ещё тогда в 1924 -1925-х годах, они начали давать Гитлеру деньги, на военные нужды. И уже тогда, начали планировать новую войну против России, но чужими руками, снова используя народ Германии.
    Сейчас декабрь 1939 года, Гитлер уже захватил Австрию, Польшу, Чехословакию, Румынию подмял под себя их заводы и промышленность, а Италия в это время оккупировала Албанию, и вступила с Гитлером в военный союз.
   Но ведь это ещё не вся Европа. Видишь, после того, как Германия напала на Польшу, Франция и Великобритания тут же объявили ей войну. А ведь есть ещё Советский союз. Я не думаю, что страна, возглавляемая Сталиным и его правительство, не сделали должных выводов после той, первой войны и подготовилось к  войне с Гитлером.
   Но, не может быть так, что советская военная разведка и разведка НКВД, не видели и не знали, что Гитлер целит на них, а пока просто подминает все страны Европы  под себя, и заставляет их работать в интересах повышения военной мощи Германии. И когда эта мощь достигнет пика, то…
   - Что, то? Значит, снова война? Господи, бедные мои родители. Им на старости лет, ещё одну войну придётся испытать. Так? – и  Катя-Лорена с тревогой посмотрела на мужа.
   - Да, Катя, ты всё правильно поняла, - уже по-русски ответил ей Савва- Хьюго.
- Представляешь, наша страна, наша Родина, там, где живут наши родители и родные сейчас в большой, очень большой опасности, если вспомнить все зверства немцев против наших солдат в прошлой войне, применение ими химического оружия,  заражение лошадей сапом, потопление судов с мирными пассажирами. Это очень опасный и беспощадный враг. Сейчас немцы на весь мир твердят о превосходстве немецкой нации и о  возрождении новой арийской расы.
   Даже тут, в Аргентине, всё правительство их поддерживает, а молодёжь, та вообще просто визжит от радости, когда видит колонны нацистов марширующих по улицам Буэнос-Айреса и вливается в их ряды. Слава Богу, что хоть здесь, на севере, их мало.
    Да, нашей России, сейчас не позавидуешь, а я ничем не могу ей помочь…
   - Савва, дорогой,  ты не кори себя. Я все эти годы была рядом, и видела, как ты старался помочь России. Рисковал собой,  мной, детьми, а что получил взамен? – и Катя, снова пытливо посмотрела на мужа.
   - Взамен? А что я, собственно должен был получить взамен, милая моя? Моя Родина  меня бесплатно учила в военном училище, потом в академии, направила меня на службу, которую я сам выбрал, и которой горжусь до сих пор…
    Нет, милая. Родина, Россия, мне ничего не должна, это я у неё в вечном долгу теперь. Ведь Советский Союз, это не только Сталин, Ежов, Берзин, они когда-нибудь уйдут. Советский Союз это люди, которые там живут. Это твои мама и отец, мои родители, мой брат, который служит в Советской Армии, это наша русская земля, река Волга, Нева, Москва, Обь, Иртыш. Вот над всем этим сейчас нависла опасность, и нам нужно им помогать…
   Правда, как мы ей с тобой, нашей стране сейчас можем помочь, я пока не знаю.
     В начале февраля 1940 года, к главе фармацевтической фирмы «Виктория», поступило необычное письмо из Франции, из города Лиона, от месье Мишель Августен. Его принёс Вадиму кочегар с французского торгового судна «Гасконь». Но адресовано оно было какому-то «господину Джеймсу Хардингу».
       Вадим вскрыл письмо, написанное на французском языке, перечитал несколько раз и ничего не понял. В письме были в основном описания жизни в Лионе, светские новости, и цены на медикаменты. Он сначала хотел его выбросить, но потом всё же показал его жене Наталье.
   - Вадим, да ты что! Как это выбросить. Этот самый Джеймс Хардинг,  бывший компаньон Джима. Он сейчас в США, но если письмо адресовано именно ему, значит оно важное, и его нужно срочно передать Джиму, вернее теперь Хьюго. Пусть Капа съездит к ним в Формосу, она давно по Кате скучает, вот заодно и повидается с ней.
    Капитолина, с радостью согласилась выполнить это поручение, и на другой день, рано утром, выехала поездом в Формосу, и через сутки была в доме у дяди и тёти.
     Хьюго, внимательно прочитал письмо, потом удалился в свой кабинет, обрабо-тал письмо специальным составом и прочёл между строк:
                «Вирту».
  По сообщениям «Вигеля» в середине 1939 года профессор Гамбургского университета Пауль Хартек, написал письмо Гитлеру, в котором сообщил ему, что имеется принципиальная возможность создания нового вида высокоэффективного взрывчатого вещества на основе урана. Связано оно с«самостоятельно распространяющейся ядерной реакци-ей». Вопрос идёт об искусственном расщеплении ядра атома урана, который ещё в 1938 году осуществили немецкие  физики - Отто Ганн и Фриц Штрассман. Они же считают, что при делении ядра урана, будет выделяться огромная энергия. Для проведения исследований в фирме Union Miniere  в Бельгийском Конго, было срочно закуплено большое количество урановой руды.
                Мишель.
     Прочитав ещё раз письмо Михаила, Хьюго вошёл в столовую, где Лорена пила чай с Капитолиной, и слушала её сбивчивый рассказ о жизни в Буэнос-Айресе и делах на фирме, где она работала фасовщицей лекарств.
   - Спасибо тебе большое Капитолинка, это очень важное письмо от моего старого друга из Франции. Там сейчас рядом с ними идёт война, Адольф Гитлер уже оккупировал большую часть Европы, и французы боятся, что теперь он и их захватит. Ну, давай рассказывай, как там твои папа и мама поживают, как дела на заводе, - он сел напротив девушки на стул и приготовился слушать.
      Капитолина продолжала разговор. А Хьюго, слушая её в пол уха, одновременно размышлял о том, как же рискует Свен, там  в Гамбурге, когда в условиях тотальной слежки за всеми людьми на территории Германии  и активной работы гестапо и абвера, может передавать Жюли, живущей во Франции, в которую уже много лет тайно влюблён, такую ценную и важную информацию, за которую можно поплатиться жизнью.
   «Информация очень важная. Её нужно срочно передать в Москву. Только как это теперь сделать, через кого передавать? Вот вопрос. Советского посольства в Аргентине нет, «Южамторг» ещё в 1931 году разгромила полиция, а передать нужно обязательно и в надёжные руки».
    Хьюго не знал, что буквально через несколько дней, после отправления письма в Аргентину, Михаил с Жюли и двумя детьми поездом выехали в Лозанну, где переживут все годы войны. Там же рядом будет жить и брат Михаила, который испугавшись немецкого нашествия, посоветовал всем переехать в Швейцарию.
   В мае немцы оккупировали Францию, и 22 июня 1940 года, Франция уже капитулировала, отдавшись на милость победителя. И самым позорным было то, что Франция подписала акт о капитуляции не только перед Германией, но и перед Италией.
   В  конце 1939 года, граждане Швейцарии, супруги Хьюго и Лорена Лундсберги подали  прошение правительству Аргентины на получение гражданства. А пока имея заграничный паспорт, могли выехать в США.
   Чтобы не рисковать, было решено, что  деловую визу на въезд в США, будет оформлять Лорена. Её поездка будет связана с оформлением договоров на закупку американцами шерсти у фермеров Формосы.
   Хьюго рисковал, но дело того стоило.
 Он зашифровал донесение своим  старым шифром, не добавив больше ни одного слова. Но в конце, пописал: «Вирт». Он надеялся, что в разведывательном управлении Советской Армии, в Москве, найдётся человек, который знает, кто скрывается под этим позывным.
    Через месяц, Лорена получила въездную визу в США, сроком на месяц, поплыла на аргентинском пароходе в Нью-Йорк. Там она с большими предосторожностями встретилась с Анной, и попросила её, помочь выполнить просьбу отца - передать письмо в посольство СССР, в Вашингтоне.
   Анна вместе с двумя друзьями срочно выехала в Вашингтон и, прогуливаясь с ними около советского посольства, сумела, незаметно от американских полицейских, перебросить свёрток с письмом отца через забор.
   Через много лет,  после окончания войны и смерти Сталина, Савва узнает, что его письмо сразу попало в руки военного атташе советского посольства полковнику Сергею Ивановичу Лаврухину, и он тут же передал его по телеграфу в Москву.
   Текст был расшифрован, и нашлись даже офицеры, которые с 1930 по 1936 год работали с «Виртом» и его командой, пока он не исчез в 1936 году.
    Военный атташе, он же резидент советской разведки в США, тут же получил указание принять все меры к розыску подполковника Савву Ильича Кулешова, 1886 года рождения, он же, американец - Джим Эдвард Саймс и сообщались его приметы.
    Советская разведка рассчитывала, что Савва скрывается где-то в США, и хотела выяснить, откуда им была получена информация о новом оружии.
    Но Савва-Хьюго этого не знал, он с нетерпением ждал жену из  поездки в США, и молил Бога, чтобы с ней ничего не случилось.
    Лорена повидав сына и дочь, счастливая вернулась домой в Формосу, рассказав мужу, как Анна помогла выполнить его поручение.


Рецензии