Общество и понимание. Глава 11

1. В этой главе я продолжаю анализ исторического опыта систем и методов контекстного опосредования, которые человечество выработало в условиях экзистенциальных общественных кризисов. В 9 и 10й главах мы обсудили первый и второй из таких кризисов древних средиземноморских обществ (по нашему очень условному счету).

2. Третий экзистенциальный кризис средиземноморских обществ связан с римской экспансией конца 3-середины 1 вв. до хр.э. Эта экспансия принесла с собой обьединение средиземноморских обществ в рамках единого римского государства и вместе с тем громадное развитие рынка и государства, рост массовой задолженности, в Италии и Греции потерю земли крестьянами и гигантскую коррупцию среди римских чиновников тесно сотрудничавших с деловыми компаниями (включая публиканов откупщиков налогов, которым римские солдаты активно помогали в деле разорения а порой и порабощения значительной части населения римских провинций).

3. Поток рабов из Восточного и Западного Средиземноморья (как захваченных в ходе самих завоеваний, так и порабощенных пиратами или откупщиками ) хлынул в Италию и на Сицилию, где произошли массовые рабские восстания, последним из которых было знаменитое восстание Спартака.

4. Само римское общество пережило трагическую эпоху борьбы между позиционно ориентированной аристократией (оптиматы) и транспозиционно ориентированными популярами(принципы социальной справедливости, восходящая социальная мобильность, "новые люди" выдвинувшиеся из низов) которых сначала возглавили мятежные представители аристократии братья Гракхи, а затем успешный полководец из низов Гай Марий.

5.  Также как и предшествовавшие ему кризисы этот кризис включал несколько фаз и  продолжался почти двести лет. Начало первой активной фазы кризиса можно условно датировать концом Пергамского царства (133 г.до н.э.) и переходом под власть Рима богатой и густо населенной Западной части Малой Азии с ее сотнями городов. В течение следующих пятидесяти лет эта богатейшая провинция была подвергнута беспощадному раграблению римскими капиталистами. Когда ее временно захватили войска противника Рима царя Понта Митридата, население устроило массовую резню десятков тысяч римских граждан (по оценкам современников погибло от 80 до 150 тысяч римлян), которых оно ненавидело.

6. Интересно, что именно пламенный защитник прав крестьян на землю народный трибун Гай Гракх в поисках союзников против ориентированной на позиционную модальность сенатской аристократии в 123 г. до н.э. провел закон, позволявший публиканам (откупщикам)соперничать за контракты на сбор налогов в Азии. Ведь капиталисты откупщики принадлежали к "новым людям", они входили в сословие всадников. Будучи связанными с восходящей социальной мобильностью, они, также  как и Гракхи, ориентировались на перемены, реформы, на транспозиционную модальность(общие принципы и нормы вместо конкретных жизненных форм), что однако не мешало им заниматься  активной и беспринципной спекуляцией и хищнической эксплуатацией беззащитного провинциального населения.

7. Недобросовестность частных подрядчиков в римском обществе имела длительную историю. Так например еще в конце 3 в.до н.э. во время Второй Пунической войны (войны с Ганнибалом) римские власти "наняли публиканов собрать и доставить остро необходимое продовольствие армии Сципиона в Испании, где она отчаянно пыталась отрезать пути снабжения Ганнибала. Вместо этого патриоты купили старые гниющие суда, которые они затопили, чтобы симулировать потерю груза, и потом продали продовольствие на черном рынке, после чего потребовали от властей компенсации за корабли" (Roberts 2011, 160)

8. Римские чиновники, включая сенаторскую верхушку и провинциальных наместников, тесно сотрудничали с публиканами, вкладывали деньги в их предприятия и остро нуждались в их услугах, деньгах и связях (ср. взаимоотношения  между современной американской политической элитой и лоббистами крупных межнациональных корпораций). В результате власти не обеспечивали реальной защиты населения от рыночного ограбления, плодами которого они сами пользовались.

9.Характерны размышления лично честного знаменитого оратора философа и политика Марка Туллия Цицерона в письме к брату Квинту, бывшему в это время провинциальным наместником: " Если мы будем противиться (публиканам) мы будем способствовать отчуждению от нас самих и государства сословия, которое имеет большие заслуги перед нами и которое мы сами нашими усилиями связали с государством (уступки капиталистам всадникам со стороны умеренных консерваторов оптиматов, точку зрения которых представляет Цицерон, к середине 1 века до н.э. привели к отходу капиталистов от поддержки популистских реформаторов, таких как будущий диктатор Гай Юлий Цезарь ЛБ). С другой стороны если мы будем соглашаться с ними во всех случаях то мы допустим полное разорение тех, чье благосостояние и интересы мы обязаны иметь  в виду (то есть населения римских провинций  ЛБ)" (цит. там же)

10. Если у Цицерона можно еще заметить конфликт между совестью и чувством долга с одной стороны и материальными и политическими интересами с другой, то большая часть его друзей внутри римской политической  элиты никаких угрызений совести не испытывала и преспокойно занималась ограблением населения вместе с публиканами, некоторые более энергичные наместники (например противник Цицерона Веррес,против которого он произнес свои знаменитые  пять речей) при этом  прищемляли интересы и самих публиканов, за что Веррес поплатился своей карьерой.

11. Здесь мы видим хорошую иллюстрацию проанализированной в предшествующих главах типичной социальной динамики экзистенциального кризиса: власть и рынок совместными усилиями оттягивают на себя основную часть ресурсов и энергии, в то время как обнищавшие, задолжавшие и озлобленные массы хватаются кто за исчезающую традицию (позиционная модальность, в данном случае старинные городки с их традициями местной соседской взаимопомощи, старые патриархальные взаимосвязи между патронами и клиентами, характерные для уходящего в прошлое бытового уклада, то, что римляне любовно называли mores maiorum обычаями предков, к которым часто апеллирует Цицерон), кто за революционные  реформы в соответствии с абстрактными принципами социальной справедливости (транспозиционная модальность).

12. Не удивительно что придя к власти Цезарь, представлявший интересы ориентированных на реформы  масс, стремясь расширить социальную базу римской власти в провинциях, отменил откуп налогов в Азии, эту  политику ограничения деятельности капиталистов откупщиков ради возвращения социальной стабильности продолжил и его преемник император  Октавиан Август, чья популярность в провинциях обьяснялась во многом именно этим.

Нам необходимо продолжать наше  исследование роли опосредования внутри третьего экзистенциального кризиса, поскольку конкретное понимание систем и стратегий опосредования разработанных в этот период имеет огромное значение для всего дальнейшего изложения. Но такое исследование в данном случае означает временный переход к детальным историческим разработкам ибо никаких специально нужных нам разработок на которые мы могли бы здесь ссылаться пока нет, нам нужно самим прокладывать эту дорогу.

Читатели, заинтересованные в таком проекте могут перейти к другой моей только что начатой исторической книге под названием Свиток и Сапог, где я как раз и занимаюсь такой работой. Как только эта работа будет способна обеспечить дальнейшее развитие философской линии наших размышлений мы вернемся к продолжению книги Общество и Понимание.


Рецензии