Путешествие Сигизмунда

(Иллюстрация Надежды Алленовой).

Старый  гном Сигизмунд сидел на лавочке возле своего домика в самой чаше непроходимого густого леса, что стоял на склоне горы. Сигизмунд уже не ходил, как другие гномы, на работу по добыванию в недрах горы руды и драгоценных камней. Сколько он добыл драгоценностей в течение своей долгой жизни, сосчитать было невозможно. Если бы всех их сложить вместе, то получилась бы, наверно, целая гора.

Для чего трудолюбивые гномы добывали так много драгоценностей? Конечно, они украшали красивыми камнями свои жилища, но, в остальном, жили они довольно скромно.  Основную часть добытых камней они опускали в огромную каменную воронку, идущую в недра Земли, которая находилась в одной из подземных пещер. Цель этой работы была большим секретом, вероятно, где-то эти камни перерабатывали в жизненную силу, которую потому распределяли между всеми живыми существами.  Но это к нашей истории отношения не имеет.

Итак, гном Сигизмунд больше не мог работать в шахтах глубоко под землёй, а без дела он очень скучал. Целый день сидеть на лавочке перед домом – что может быть тоскливее для гнома, привыкшего без устали  трудиться? Чтобы как-то скрасить время, Сигизмунд гулял по окрестностям и вступал в разговоры с лесными жителями. Особенно подружился он с мишкой Феликсом, ежиком Тилли и лисичкой Эльзой. Он охотно помогал всем лесным жителям – показывал Феликсу заветные места, где росла самая большая и сочная малина, нашёл для Тилли  очень удобное место для обустройства нового дома, следил за Эльзиными лисятами, когда ей надо было отлучиться. Так что Сигизмунда  любили все лесные жители  и часто звали его в гости.

Однажды Сигизмунд стал обладателем вещи, которой не было ни в одном доме гномов. А дело было так: он отошёл от дома дальше обычного  и стал спускаться с горы. Лес постепенно начинал редеть. Вдруг он остановился и быстро спрятался за кустом – по лесу шла молоденькая девушка с большой стеклянной банкой в руках. В банке сидела лесная мышка, и Сигизмунд почувствовал, что ей очень страшно.  Он стал наблюдать за девушкой, которая вскоре остановилась, выбрала укромное место у корней вывороченного дерева, и опустила банку на землю.

«Извини за Лизу» - сказала она тихонько, наклонившись к банке -  «На самом деле она не виновата в том, что ты чуть не погибла. Такая уж у кошек натура – ловить всё, что она может поймать. Хорошо ещё, что она не задушила тебя до смерти, а полуживую преподнесла мне в дар за то,  что я кормлю её вкусной едой. Ну, теперь ты выздоровела и достаточно окрепла для того, чтобы вернуться в лес. Надеюсь, ты найдёшь здесь новых друзей. Но смотри, больше не попадайся ни кошкам, ни лисам, ни совам. А для того, чтобы в первое время тебе не надо было ни о чём заботиться, я оставлю для тебя немного пропитания».

С этими словами девушка наклонила банку, и мышка шмыгнула в щёлку между камнями. Потом девушка достала из рюкзака пакет с зерном и высыпала его содержимое в банку. Заполненную  банку  она засунула, положив её на бок, вглубь корней и прикрыла сверху мхом.

Сигизмунд  стал навещать это место – ему было интересно, что будет дальше. Мышка Люси, которую принесла в лес девушка, вскоре нашла друга Рольфа. Они выкопали норку недалеко от банки с зерном и постепенно перетащили в свои хранилища часть её содержимого. Остальное досталось другим мышкам. В конечном счёте, банка опустела, а счастливая пара обзавелась пятью чудесными детками.

Как только в банке не осталось зерна, Сигизмунд забрал её себе, потому что она ему очень нравилась. И дело было вовсе не в том, что она блестела и была  прозрачной, а в том, что с её  помощью совершилось доброе дело. Гномы ведь очень чувствительны к таким вещам. Сигизмунд поставил банку   в угол комнаты, как ставят большую вазу.  Вот так эта банка и стала его собственностью.

В этот день Сигизмунду никуда не хотелось идти. Никто в его помощи пока не нуждался, и он не знал, чем заняться. Он понаблюдал за лесными пчёлками, прилетевшими в его сад за нектаром, потом его внимание переключилось на муравьёв. Тут послышался шорох – сверху с горы спускалась большая зелёная жаба Хельга.

Сигизмунд был давно знаком с Хельгой. Раньше она вместе со своим мужем каждую весну  спускалась вниз с горы, где было небольшое озерцо, и откладывала там икру. Потом она возвращалась назад, а за ней поднимались в гору множество маленьких деток. Сейчас она уже не могла  совершать такие трудные путешествия, и часто об этом беседовала с Сигизмундом.  Приятели вспоминали прежние времена, рассказывали друг другу  интересные случаи, которые с ними случались раньше, и сетовали на то, что уже нет тех сил, какие были в молодости.

- А правда ли говорят, что твой дед был Гоблином? -  спросила Хельга.
- Это правда. То была большая любовь, но родные с обеих сторон были против этого брака. Так что бабушке с дедом пришлось жить отдельно от всех. Поэтому у меня, как и у всех моих братьев, такие длинные пальцы  рук и вытянутые  ступни ног. Но мы всегда ощущали себя гномами, и вели образ жизни, как и обычные гномы.
- Правильно говорят, что жизнь – вещь сложная – вздохнула Хельга.  - Мои родители тоже любили друг друга, каждую весну они спускались, как принято у нас,  вниз к озеру. Но однажды мой отец погиб под машиной, года  переходил дорогу, возвращаясь на гору. Мама была безутешна…
- Да, много мы пережили – задумчиво проговорил Сигизмунд – Я больше всего на свете хотел бы снова добывать, как и раньше, драгоценные камни. Тогда бы мне не было так скучно. Ну, а что бы хотелось тебе?
- Мне? Да, есть у меня одна несбыточная мечта. Вот если бы на старости лет снова повидать мою Родину – то чудесное озеро у подножья горы, где я когда-то родилась!

Эти слова заставили Сигизмунда задуматься.
- Знаешь, у меня есть идея. Давно  я мечтаю посмотреть на равнину, и, думаю, можно совместить эту мою мечту  с  твоим желанием.
- Но у меня больше нет сил для таких больших путешествий – грустно произнесла Хельга.
- Тебе не надо будет идти. Пусть я не могу больше выполнять тяжёлые работы в шахте, но ходить-то я могу!  Недаром я внук гоблина. Они ведь на протяжении тысячелетий проходили военную службу и, поэтому, могут преодолевать большие расстояния. Я тоже унаследовал эту способность. Возьму тебя на руки, и вперёд.
- Нет, нет, спасибо! Это замечательное предложение! Но у меня есть ещё брат и сестра, и они тоже мечтают побывать на этом озере. Как я буду после путешествия смотреть им в глаза, если я соглашусь одна воспользоваться твоим предложением? А нести на руках всех троих будет очень неудобно. Думаю, это  даже и такому выносливому гному, как ты, не под силу.

Сигизмунд замолчал. Что-то вертелось в его голове, он чувствовал, что можно помочь Хельге и её брату с сестрой. Но он никак не мог понять, как этого сделать. Наконец он отбросил эти мысли и, попрощавшись с Хельгой, решил прилечь, чтобы немного отдохнуть. Он задремал, но вскоре резко вскочил с постели – во сне ему стало ясно, как совершить путешествие вместе с Хельгой и её  родными. У него же есть замечательная банка! В ней он может нести всех трёх жаб! Главное, быть осторожным, чтобы не споткнуться и случайно её не разбить. Но не зря же у него ноги Гоблина! Если бы он пошёл в путешествие в остроносых сапожках, которые обычно носили гномы, была бы вероятность поскользнуться на камне, или споткнуться о корень. Но босиком, с его длинными ступнями, с цепкими пальцами ног  он сможет преодолеть  очень большое расстояние, спуститься с горы и снова на неё подняться.

Уже на следующий день Сигизмунд двинулся в путь, бережно неся перед собой банку, в которой  удобно устроились на листьях, устилающих дно,  Хельга вместе с сестрой Мальтой и братом Бореем.

Это было очень долгое путешествие. Сигизмунд всё-таки уставал от долгой ходьбы. Тогда он делал привал. Хельга, Мальта и Борей выходили из банки, прогуливались по окрестностям, а Сигизмунд дремал под какой-нибудь корягой или под выступом скалы. После привала путешествие продолжалось. Были и приключения – один раз во время отдыха пропал Борей. Его долго искали, волновались. Но всё обошлось – просто он не заметил под листьями глубокую ямку в земле, упал в неё и не мог выбраться наружу. Сигизмунд без труда достал его оттуда.

В другой раз исчезла Мальта -  её тоже искали, а оказалось, что она встретила свою старую подругу и заговорилась с ней. Так что волнения были напрасными. Подруга пригласила всех в гости и хорошо их угостила.

Надо сказать, что нормальной дороги с горы не было. Приходилось пользоваться звериными тропками, а то и просто пробираться между камнями по высохшему руслу ручья. Но Сигизмунд продвигался вперёд и вперёд, всё вниз и вниз. Он чувствовал счастье от того, как радовались его пассажиры. А они смотрели  на изменяющиеся пейзажи сквозь баночное стекло, как пассажиры поезда  смотрят в окно.

Наконец спуск стал более пологим, появились дорожки, протоптанные людьми, а затем и хорошие дороги. И вот, наконец, Сигизмунд со своими пассажирами вышел на широкое поле, за которым блестело большое озеро.

Как радовались Хепьга, Мальта и Борей, когда  выпрыгнули из банки прямо в воду.  Они в восторге  кувыркались среди кувшинок. Это было  совсем так, как и много лет назад, когда у них,  крошечных головастиков,  только что выросли лапки.  Наконец-то осуществилась их мечта, они ведь не надеялись ещё раз попасть на озеро их детства.

А Сигизмунду очень понравилась долина. Здесь было всё совсем по-другому, чем в горах.  Так много солнечного света, на огромном голубом небе - фантастические облака. Сигизмунд  подумал, не пожить ли какое-то время здесь, у озера - в камышах,  среди лебедей, уток, гусей, чаек и других водных птиц. Он предложил это друзьям, и они, конечно,  с восторгом согласились. Вскоре  все они беседовали с семьёй уток, которые рассказывали им о своей жизни.

Теперь Сигизмунд знал, чем он будет заниматься. После отдыха на озере он вернётся с пассажирами в банке назад, а потом понесёт других желающих посетить это озеро, ведь в горах достаточно жаб, у которых уже нет сил для того, чтобы осуществить свою мечту побывать на родине. И так он будет ходить туда-сюда всё время. Для этого ему ещё надолго хватит сил. И главное,  ему больше никогда не будет скучно.



Июль 2016.


Рецензии