Геометрия вокруг нас
Однажды моя учительница математики дала нашей группе такое задание: написать творческую работу на тему «Геометрия вокруг нас», сказав при этом, что форма свободная, можно хоть стихи написать, лишь бы под тему подходило. У меня получилась сказка. И вот теперь я предоставляю эту сказку на ваш суд.
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия.
Ле Корбюзье, французский архитектор, художник и дизайнер.
Эта история могла приключиться в любом городе, на любой улице, в любой школе и в абсолютно любом классе, но приключилась она именно в нашей школе и именно в нашем классе. Наш класс не очень большой, шумный и непоседливый, а ещё мы всем классом дружно не любим математику. Нет, ну согласитесь, кому из взрослых в жизни пригодились всякие там исксики да игреки, таблица умножения эта противная и разные формулы? Ну кому, кому? Да ни-ко-му! Это даже мы в четвёртом классе понимаем, а наша учительница этого, кажется, совершенно не понимает, хотя она уже давным-давно не четвероклассница, окончила школу и даже институт.
И вот однажды солнечным, прекрасным утром, когда впору бегать по улице и играть в снежки, наша учительница по звонку встала у доски с мелом и указкой в руках. Она строго смотрела на нас через узкие очки, а мы смотрели как солнце играет бликами на стёклах её очков.
- Вот бы её очками сейчас солнечных зайчиков пускать, – шепнул мне на ухо сосед по парте Майоров.
Я прыснула в кулак.
- Успокаиваемся, – тихо, но очень-очень строго произнесла наша учительница. – Здравствуйте, дети, садитесь.
Мы с радостью уселись на свои места и принялись шуршать тетрадями, стучать ручками и ёрзать на стульях. Но наша учительница начала что-то говорить и всем пришлось успокоиться.
- Итак, начнём мы наш урок с отгадывания загадок:
Не овал он и не круг,
Треугольнику он друг,
Прямоугольнику он брат,
А зовут его…
Ну-ка, кто из вас догадался?
Я оглядела класс: всего поднято две руки и обе наших отличников. Учительница повторила загадку, но рук от этого не прибавилось. Сложная загадка... Наконец, учительница спросила нашу отличницу Ксюшеньку:
- Это квадрат! – громко выпалила Ксюшенька и тут же уселась на стул, довольная своей сообразительностью и что из двух человек спросили именно её, она сияющим взором обвела класс.
- Молодец, Ксюша, ты права, – сказала учительница. – А всем остальным ещё одну попытку даю, отгадайте вторую загадку:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно!
Что мы видим?
Ой, ну это совсем лёгкая загадка, почти весь класс руки поднял! Я тоже подняла, даже привстала со стула, чтобы меня видно было, но спросили не меня, а Майорова.
- Треугольник, – гордо сообщил он и показал мне язык, вредина.
- Да, Коля, ты совершенно прав, присаживайтесь. А все остальные (учительница посмотрела на меня в упор и поправила очки) запомните, что мы не мычим на уроке и вскакиваем со своих мест. Я все ваши поднятые руки и так вижу.
Ага, видит, как же. Я даже со стула привстала, а она всё равно меня не заметила и этого Майорова спросила. Конечно же, троечникам всегда самые лёгкие вопросы задают.
- Прежде чем приступить к новой теме урока, давайте с вами займёмся повторением, – сказала учительница и взяла в руки огромную линейку. – Я прочитаю вам задачу, слушайте её очень внимательно: «В прямоугольнике АВСD проведена диагональ АС. Какие ещё диагонали можно провести в этом четырёхугольнике?» Кто хочет пойти к доске, начертить прямоугольник и провести диагонали?
Не знаю кто хочет, но лично я не хочу. Вот загадку про треугольники я хотела ответить, а тут не хочу.
Ну, конечно же, к доске вызвали меня.
Я вышла к доске на ватных ногах, взяла гигантскую неудобную линейку, мел и принялась чертить.
- Аккуратнее, аккуратнее черти, смотри, у тебя линяя вниз пошла, – назидательно заметила учительница. – Держи линейку ровно. Все линии должны быть прямыми и красивыми. Сотри и начерти линию заново, ровно.
Я покраснела и принялась рукой стирать линию.
- Тряпочку возьму.
Я стёрла некрасивую линию тряпочкой и начала снова чертить. За моей спиной раздались смешки.
- Тише, тише! Что смешного? А теперь отойди назад и посмотри на свою линию, – сказала мне учительница. – Красивая?
Да не очень. Наискосок я начертила. Ну а я причём? Это всё огроменая неудобная линей! А позади продолжали посмеиваться. И тут мне так обидно стало! Загадку хотела ответить – не спросили, задачку сложную задали – меня к доске вызвали, чертить заставили. Ну я возьми и ляпни:
- Да не нужна нам ваша геометрия вовсе! Зачем мне эти линии?
Класс притих. У меня сразу мурашки по спине побежали размером с кулак.
- Ты думаешь тебе не нужна геометрия? – прервала тишину спокойным голосом учительница.
Я молчала. Я боялась даже обернуться и посмотреть на учительницу. Так и стояла лицом к доске, понурив голову, держа в одной руке неудобную линейку, а в другой белый шарик мела.
- Ребят, а кто ещё так считает, смелее, поднимайте руки!
Тут я обернулась посмотреть кто же руки поднимет. Никто не поднял. У меня сердце так и ёкнуло и в горле пересохло
- А я вот в художественную школу хожу, – не очень уверенно сказала Аля крутя в руках карандаш. – Так там мы ни какие линии по линеечке не чертим. А зачем они нужны? Лицо это круг или овал, волосы – завитки, нос тоже не палочкой рисуют. Не бывает в жизни таких прямых линий.
- А я в музыкальную школу хожу! – закричала с последней парты Галка. - Мы там тоже ничего не чертим, мы там красивые ноты рисуем и скрипичные ключи! Скрипичные ключи вообще все-все в завитках!
И тут начался самый настоящий галдёж, которого у нас с первого класса не было:
- А я на танцы хожу! Мы там вообще ничего не чертим и не рисуем!
- А я на пение!
- А я в кружок макраме!
Такой шум поднялся, что даже не понятно было кто что кричит. Все кричали, руками махали, а я стояла у доски красная как рак.
Учительница послушала немного нас и сказала тихо, я думаю специально, чтобы все замолчали и прислушались. Все действительно замолчали:
- Так вы все считаете, что не бывает в жизни прямых линий?
- НЕ-Е-ЕТ! – хором закричали все.
- И параллелепипедов тоже не бывает?
- НЕ-Е-ЕТ! – снова закричали все, тут даже я, осмелев, закричала вместе со всеми.
- И других фигур тоже не бывает?
- НЕТ, НЕ БЫВАЕТ, НЕ БЫВАЕТ!
- И не нужна вам геометрия?
- НЕ НУЖНА!
- Ну хорошо. Раз вы считаете, что вам геометрия ни к чему, то…
- Я так не считаю! – внезапно подала голос Ксюшенька.
- У-у-у, подлиза, – погрозил ей кулаком Майоров.
Но учительница почему-то не обратила никакого внимания на их слова, она достала из сумки какой-то флакончик с красивой блестящей золотистой жидкостью и сказала задумчиво:
- Считаете, что геометрия вам не нужна, будь по-вашему.
Учительница плеснула чуть-чуть жидкости себе на ладонь, открыла окно и, что-то произнеся шёпотом, слегка дунула, и разлетелись крохотные золотистые капельки в разные стороны. Потом она спокойно закрыла окно, вытерла ладонь о носовой платок и убрала флакон. Учительница посмотрел на наши удивлённые физиономии, сказала как ни в чём не бывало, буднично так сказала, словно объявляя домашнее задание:
- На сегодня уроки окончены, можете идти домой.
- Как это… домой? – хлопая длинными ресницами, спросила Аля.
- Так ведь ещё даже первый урок не закончился! – всплеснула руками Ксюшенька.
- Молчи лучше! – посоветовала ей Галка, засовывая в портфель учебник.
Вслед за ней Майоров принялся собирать вещи, а потом и все дружно завозились, покидав в портфель учебник, тетрадь, дневник и пенал, побежали в раздевалку, забыв встать парами. Но учительница никому ничего не сказала.
На пороге кабинета я обернулась: наша учительница смотрела на меня ехидным взглядом.
- До свидания, – робко сказала я.
- Удачи, – ответила учительница.
Я вышла из класса самой последней, в раздевалке уже никого не было. Я неспешно одевалась, уже застёгивала куртку, как в раздевалку влетела Ксюшенька вся в слезах, лицо в красных пятнах, нос красный, глаза красные. Подбежала она ко мне и как закричит:
- Идём скорее, там такоо-о-о-ое!
- Где? – равнодушно поинтересовалась я. Вообще-то у нас в классе Ксюшеньку недолюбливали, поэтому её слёзы меня не сильно тронули.
Ксюшенька перебирала белокурые толстые косички и всхлипывала:
- Н-на улице… т-т-там всё к-кривое…
- Ой, да что ты мелешь! – я оттолкнула Ксюшеньку с дороги и направилась к выходу, закидывая на плечи рюкзак.
- А я не в-вру!
Я хотела ей сказать, чтобы она перестала реветь как маленькая, но вдруг в коридор, топая как бешеные бегемоты, влетели Майоров с Галкой и чуть не сшибли меня с ног, Ксюшенька, заверещав, запрыгнула на лавку, а ребята промчались мимо нас обратно в класс.
- Эй, с ума сошли что ли?! – крикнула им вслед я, крутя пальцем у виска.
- Хватит шуметь, уроки идут! – возмутилась вахтерша, и я поспешила убраться из школы, а то ещё начнут выяснять что к чему и заставят в итоге все уроки отсидеть.
Я выскочила на улицу и обомлела. Не узнать нашу улицу: домов никаких не было, а были только кривые, как кляксы, серые капли, по дороге ехали не машины, а разноцветные зигзаги, а возле школы вместо красивых берёзок росли белые пятна. Но самое ужасное было то, что ровные и прямые дороги превратились в волнистые линии, словно их кто-то на бигуди накрутил: то завивались, то путались, то проваливались вниз, то поднимались наверх. И тут я сама, надо признаться, перепугалась не хуже Ксюшеньки. Я уже собралась было заплакать, как из школы пулей вылетели Галка с Майоровым.
- Нету её, представляешь? – закричал Майоров чуть ли не мне в ухо.
- Кого – её? – спросила я, забыв, что собралась реветь.
- Да учительницы, кого же ещё! – ответила Галка. – Как сквозь землю провалилась! А она мимо тебя не проходила?
- Неа, – покачала головой я. – Ребят, а что это такое-то?
- Не знаю! – огрызнулся Майоров. – Вон отличница наша вышла, у неё и спрашивай!
Но Ксюшенька только рыдала и пищала, что хочет домой, но не знает куда идти.
- Хватит хныкать! – оборвала я её всхлипывания. – Мы живём в одном доме, пошлите все вместе, найдём дорогу.
- Во-он то серое непонятно что похоже на наш дом, – заметила Галка.
- И взрослых как назло ни кого нет, – беспокойно обернулся по сторонам Майоров. – Может уборщицу позвать? Или вахтёршу?
- Ага, – ехидно сказала я. – Ты ещё зареви тут. Испугался, маленький?
- Ничего подобного! – Майоров вдруг раздулся как индюк. – Пошлите, я вас, девочки, доведу до дома.
И мы пошли. Мы шли глядя на далёкое расплывчатое серое пятно, в котором Галке привиделся наш дом. Как по мне это пятно ничем не отличалось от других пятен вокруг.
Вначале мы шли смело, бодро, кидаясь кривыми снежками в плачущую Ксюшеньку, но потом на нашем пути появился невысокий пригорок.
- Обойдём? – робко предложила Ксюшенька и я в душе была с ней абсолютно согласна.
- Ещё чего! – заявил Майоров и пошёл брать пригорок штурмом. – Как там… умный гору не обойдёт, умный в гору пойдёт.
- Умник! – загоготала Галка, полезшая следом за ним. – Наоборот же всё!
- Да какая разни… А-А-А!
Майоров сорвался с самой вершины пригорка и поехал на спине вниз головой к подножию, столкнув Галку, и они оба рухнули к нашим с Ксюшенькой ногам.
- Умная гору обойдёт! – заявила я и сошла с кривой тропы. – А я умная.
Остальные поспешили за мной. Я хотела только обойти пригорок, а потом снова вернуться на тропу, но не тут-то было. Я вроде бы только обошла вокруг пригорка, а очутилась почему-то совершенно на другой улице.
- Ой, а где мы, куда ты нас завела? – снова зарыдала Ксюшенька.
- Не реви! – надвинула ей шапку на глаза Галка. – Я знаю где мы! Тут же магазин, вон он, расплылся весь. А наш дом за ним. Мы путь срезали!
И мы довольные побежали скорее домой. Бежали мы, бежали по дорожке, забежали за магазин и оказались снова около школы.
- Это ты во всём виновата! – накинулся на Галку Майоров. – Магазин! Наш дом за ним! Мы путь срезали!
- Нет-нет-нет! – вдруг зло заверещала Ксюшенька. – Это она виновата! – и ткнула в меня пальцем. – Это она учительницу разозлила.
- И правда! – закричала Галка, толкая меня в сугроб, напоминавший белое чернильное пятно.
- Линию по линейке начертить даже не может! – подхватил Майоров, надвигаясь на меня.
А Ксюшенька ничего мне не сказала, эта зазнайка, подлиза и выскочка просто слепила огромный снежок и кинула мне его в лицо.
- Ты что-о! – выплёвывая снег заорала я. – С ума сошла что ли?!
- А ты не кричи, всё это из-за тебя! – грозно сказал мне Майоров.
Я поняла, что ребята не на шутку разозлились. Я кинула пригоршню снега Майорову в лицо, вскочила на ноги и побежала что было сил. Поначалу я слышала за собой топот одноклассников и их гневные выкрики, но потом стало тихо. Я обернулась: никого. Тогда я отдышалась и огляделась: я стояла посреди не знакомого мне двора в окружении кривых деревьев, качелей и домой. Куда идти непонятно. И я просто побрела куда глаза глядят. Изредка мне попадались насмерть перепуганные прохожие, которые с круглыми глазами куда-то бежали. А я всё брела и брела. Обходила пригорки, путалась в лабиринтах закрученных улиц. Я окончательно продрогла и страшно проголодалась, когда, наконец, очутилась во дворе школы. Я решила пойти туда и подождать родителей. Войдя в коридор, я услышала знакомые голоса. Кажется, это кричали наши ребята. Ну точно, голоса из нашего кабинета! Я побежала скорее туда.
Весь наш класс, кто с заплаканными глазами, кто весь в снегу, наперебой что-то говорили учительнице, которая внимательно их слушала и чему-то улыбалась.
- Верните все обратно! Я домой хочу! – услышала я Ксюшеньку.
- Верните, ну пожалуйста, мы поняли, что в нашей жизни очень много геометрии! – взмолилась Аля.
- Да, пожалуйста! – закричала я, перекрывая общий галдёж. – Мы поняли, что прямые линии важны не только в геометрии и что в нашей жизни тоже встречаются геометрические фигуры! Пожалуйста, сделайте всё как прежде!
- Я не могу этого сделать, – ответила учительница. – Всё само вернётся на свои места, если ты сейчас на доске равно красиво начертишь нам прямоугольник АВСD.
Я сняла куртку, перчатки и кинулась к доске.
- Черти ровно! – крикнула мне в спину Ксюшенька.
- Не говори ей под руку! – резко осадила назойливую отличницу Аля
Я взяла линейку и принялась аккуратно и медленно чертить. Начерчу линию и отойду, посмотрю ровно ли. Так минуты за три начертила я прямоугольник и даже на всякий случай диагональ АС провела, чтобы всё уж точно на свои места вернулось.
- А теперь, ребята, посмотрите-ка все в окно, – улыбнулась учительница.
Мы скорее бросились все к окнам: за окном стояли ровные берёзки, прямоугольные дома, красивые машины ехали по гладкой дороге. Всё стало по-прежнему, всё вернулось на свои места. Я смотрела в окно, радовалась и думала: «Как же всё-таки это удивительно, получается, что вокруг нас одна геометрия».
Свидетельство о публикации №216072801851