Теорема Духа

В современном мире, где господствует идеология свободы и потребительства, навязанная западным прагматизмом, наука движет вперед технический прогресс, критически оценивает то, что написано в Библии, Коране и прочих священных текстах древности, считая религию пережитком прошлого, вчерашним днем.
Действительно, религия в начале 21 века не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на жизнь человека, как это было еще совсем недавно. К сожалению, но это факт. Редко, кто в наши дни руководствуется в своей повседневной жизни религиозными принципами: заповедями, обычаями. Я не говорю о соблюдении еженедельных и многодневных постов или посещении церкви, но даже, казалось бы, самое простейшее правило – в седьмой день (суббота, воскресенье, - не важно!) ничего не делать, - и этого не соблюдают. На своем рабочем месте в офисе работают спустя рукава, а приходят домой – начинают трудиться в поте лица своего. В выходные дни. Забывает человек нашего времени, что седьмой день, - он посвящен Богу!
Но едва что-нибудь случается, как вспоминают о том, что уязвим человек перед силами природы, - о Боге вспоминают перед лицом опасности! Так, у многих людей существует страх перед полетами. Наверное, каждый из нас задавался вопросом: «Почему так часто падают самолеты?» А они и будут падать. Да просто потому, что не свойственно человеку летать. Такова цена прогресса. Но не слишком ли велика плата?
Ежегодно гибнут тысячи людей в катастрофах техногенного характера. И ведь не откажутся от этих достижений. Цивилизация слишком разогналась и уже не может остановиться… 
Конструкторы пытаются создать безопасный летательный аппарат. Это невозможно. Любая сложная система, - а самолет, состоящий из множества агрегатов, это, конечно же, сложная система, - подвержена сбоям. И рано или поздно они начнутся. Это неизбежность. Так и общество, состоящее из миллионов людей, каждый из которых преследует собственные эгоистические цели, - это сложная система, подверженная сбоям. Все империи, - одна за другой, - потерпели крах. Умер Александр Македонский, - распалась его империя, умер Чингисхан – погибла его империя. Несколько дольше просуществовали государства, которые создавались постепенно, в результате длительного процесса захватов и присоединений. Примеры: Римская, Российская, Британская империи. Но и они остались в прошлом. Правители умирают, империи исчезают. А борьба продолжается. Именно она смысл существования этого мира. Впрочем, об этом речь пойдет в других работах. Здесь же, во вступительной части, я бы хотел сказать несколько слов о цивилизации.
Некоторые ученые 20 века считали, что в основе цивилизации лежит культура, но, - заметьте! - культ и культура – слова однокоренные. И это неспроста. Культура во все времена была тесно связана с религией. Архитектура, живопись (иконопись), музыка, - все эти неотъемлемые элементы культуры определяла религия, принятая в данном обществе. Именно поэтому существует многообразие культур и цивилизаций: православная, арабская, индуистская и т.д., - и эта классификация не потеряла актуальности даже в наши дни, несмотря на все развитие науки и технический прогресс.   

Сегодня попробуем с помощью научных методов доказать бытие фундаментальной религиозной категории – Духа.
В иврите, на котором был написан Ветхий Завет (Танах), это понятие передавалось словом «Руах» (Рух в арабском языке). Дословно Руах - это «дыхание жизни». Вспомним слова из Евангелия от Иоанна: «Дух дышит, где хочет». «Бог есть Дух», - сказано все в том же четвертом Евангелии. Но что (или кто?) же это – Дух?
«Я дам вам то, что глаз не видел, то, что ухо не слышало, то, чего рука не осязала», - говорит Иешуа в Евангелии от Фомы, тексте, который был недавно обнаружен в египетской пустыне (сборнике изречений Иисуса Христа).
Итак, Дух нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать. И, тем не менее, о Нем говорят почти все религии, как о чем-то вполне реальном и достижимом. Как же так?
В Евангелии от Фомы, которое более подробно будет рассмотрено в других работах, противопоставляются две категории: плоть (тело) и дух (душа). «Горе духу, зависящему от плоти, и горе плоти, зависящей от духа».
Существование плоти, как мне кажется, ни у кого не вызывает сомнений. А вот насчет духа…
Человек заботится о своем теле, - питает, одевает, моет, - словом, холит и лелеет его. А потом льет слезы над глубокой ямой, в которую опускается ящик с костями кого-нибудь из сродников своих. И только в такие скорбные дни вспоминает о смерти и пугается мысли о том, что рано или поздно настанет тот час, когда его самого… Таким образом, в повседневной жизни зачастую (почти всегда!) человек отождествляет себя со своим телом, которое рано или поздно умрет и сгниет в могиле. 

В основе науки, как известно, лежат некоторые положения, которые принимаются «на веру», - их называют аксиомами или постулатами. Например, в геометрии сказано, что параллельные прямые линии не пересекаются. Это аксиома. Но большинство утверждений подлежат доказыванию. В геометрии их называют теоремами. Это все нам известно еще со школьной скамьи. Как и то, что один из наиболее распространенных способов (методов) доказывания называется методом «от противного». Здесь имеется в виду не какой-нибудь человек, который вызывает отвращение («ты – противный»), а прием, который начинается с обратного утверждения и слова «допустим».
Для начала сформулируем утверждение теоремы:

Дух как истинная сущность человека есть реальность (то есть существует).

Теперь докажем теорему, используя метод «от противного». Допустим, что человек – это (сугубо) материя (только плоть и ничего, кроме плоти).

Используя данные науки (биологии) и наблюдений за природой и обществом (эмпирический метод), введем два основных качества плоти (любой живой материи):

1. Изменчивость (непостоянство). В этом мире любое живое существо последовательно проходит ряд ступенек (этапов жизни): рождение, взросление и старение. На протяжении своего существования животные, - а человек, как известно, произошел от обезьяны, а, стало быть, тоже животное, - изо дня в день, постоянно претерпевают смену ощущений: холодно-тепло, боль-удовольствие и т.д.
2. Смертность. 

Свойства материи вызывают к жизни два основных инстинкта:

А) избегание болезненных ощущений, которые человек называет страданием, и стремление к приятным ощущениям (к их возникновению и продлению). Неизбежно возникает страх перед страданием.   

Б) самосохранение, которое проявляется в избегании всякого рода опасностей и стремлении к размножению (продлении себя через потомство), а также выражается в страхе перед смертью, который присущ всему живому.      
Отсюда следует, что существуют два основных веления плоти: стремление к удовольствию и стремление к безопасности.

Итак, если человек - это (сугубо) тело, видимая материя, существование которой никем не оспаривается, значит, каждый из нас последовательно и неуклонно следует велениям плоти, которые вытекают из двух основных качеств материи.
Такова общая парадигма, которая в 99% случаев доказывает свою правоту. Действительно, зачастую (почти всегда!) люди, как и животные, стремятся к самосохранению и удовольствиям. К «долгой и счастливой жизни». Сейчас часто, особенно политики, - говорят о «качестве жизни», подразумевая под этим достаток (способность обеспечить себя вещами и продуктами питания). Жители городов полагают своей основной целью приобретение материальных благ, которые призваны повысить их «качество жизни». На обустройство жилища (мой дом – моя крепость!), накопление денег, которые всего лишь средство на пути к удовольствию, - комфортной семейной жизни или в равной степени свободной жизни холостяка, - человек направляет все свои усилия. Забываются обычаи предков, вера, доброта, - все это становится отвлеченными понятиями, не имеющими связи с реальностью. Так, живет большинство из нас. И люди так жили всегда. А, между тем, во все времена, - и сейчас тоже, - бывали случаи, когда эта общая парадигма давала сбой. Надо признать, это происходит довольно редко, так что людям мира сего кажется, будто та жизнь, к которой они привыкли, - ей нет альтернатив. Но это иллюзия, впрочем, как и все в этом мире…       

Теперь применим известный в науке «Логика» прием под названием индукция, то есть переход от частного к общему. Истины ради стоит сразу же оговориться, что этот индуктивный метод не всегда дает достоверный вывод. Тем не менее, его применяют весьма часто, наряду с дедукцией. Итак, рассмотрим несколько случаев, которые не вписываются в рамки общей парадигмы.   

В году, как известно, много праздников. Но ни один из них не пользуется такой народной любовью как «Новый год». Мы все с детства привыкли отмечать это торжество особым образом. Как в песне поется: «весело, весело встретим Новый год». Нашими современниками это воспринимается почти как заповедь, которую неуклонно соблюдают все, - от мала до велика. Да так, что на другой день, ближе к вечеру, не узнают себя в зеркале… 
Но человек, который хоть немного осведомлен в церковном календаре, неизбежно сталкивается с дилеммой. Дело в том, что встреча Нового года приходится аккурат на один из многодневных христианских постов, а именно, на Рождественский пост. Даже более того – на ту его часть, которую считают строгой, то есть когда воспрещено вкушать не только мясо и молочные продукты, но и рыбу.
Большинство из нас не видит в этом никакой проблемы. Подумаешь, никогда не соблюдали, и ничего, все нормально. Кара небесная никого еще не постигла! Надо жить как прежде, - сытно и весело. Вечно молодой, вечно пьяный… 

Что вообще такое пост? Для чего он нужен? В чем его смысл? Кто-то говорит, что оскоромиться – значит, согрешить. Нет, грех тут ни при чем.
Соблюдение поста как выражение некоей скорби (например, в дни траура), скорее всего, пришло в Израиль из Древнего Египта, а из иудаизма перекочевало в христианство. Так, каждую неделю в пятницу христиане отмечают окончание рабочей… нет, вспоминают о крестных муках Спасителя.
Те, кто не соблюдает постные дни, они просто следуют общей парадигме – стремление к удовольствию, которое в данном случае выступает в форме насыщения и употребления горячительных напитков. А вот те, кто, вопреки моде времени и общественному мнению, пост соблюдает, - они бросают вызов этому ныне общепринятому стандарту поведения.
И такие люди есть на белом свете, - и не только среди старшего поколения, живущего в деревнях. Нет. Бывают исключения из общего правила и среди городских жителей даже молодого поколения.
Смысл поста – в самоограничении. Пост есть отказ от удовольствия, причем, - заметьте! – добровольный отказ, что явно противоречит основным велениям плоти.
Попробуйте сорок дней провести на постном борще и жареной картошке, - это целое испытание для человека нашего времени! - а когда-то было обычной нормой жизни, стандартом поведения, выражением любви к Богу. Да, времена меняются, но люди, увы, остаются прежними…   

Пост, однако, не самое страшное испытание, с каким приходится сталкиваться религиозным людям. Вот, скажем, в древности, - а, может, и со всем недавно, в эпоху воинствующего атеизма, -  было такое явление как мученичество.
Для совсем не сведущих в этом вопросе поясняю. В те времена, когда христианство зарождалось как новая религия, оно столкнулось с рядом преследований, которые назывались гонениями. Самыми страшными из них были три гонения: при Нероне (60-е годы 1 века), Кесаре Декии (сер. 3 века) и «великое» гонение нач. 4 века (при Диоклетиане).
Тогда-то и зародился культ мучеников, то есть тех, кто, вопреки приказам властей, не отрекся от своих убеждений, не принес жертв языческим богам и принял смерть (таких людей либо отдавали на растерзание диким зверям, либо сжигали на кострах).   
Истины ради заметим, что мучеников было совсем немного – единицы, от силы  - десятки, может, сотни. Большинство христиан, то есть тысячи и тысячи обращенных в новую веру, отпадали, едва только приходило осознание опасности. Неслучайно, когда после «великого гонения» при императоре Константине собрался первый церковный собор (в Никее), на нем долго не могли решить, что делать с таким количеством отпавших – принимать их обратно в лоно «истинной» церкви или нет?      
Однако, если бы не было мучеников, не было бы и понятия мученичества. Если бы не было героев, не было бы самого понятия героизма. Если бы не было самоотверженных людей, не было бы и представления о самопожертвовании.
О современных «героях» я особо распространяться не стану. Лучше приведу пример из прошлого. Люди, которые в годы Великой отечественной войны, рабочие заводов, отказывались от брони, которая им полагалась, и шли добровольцами на фронт. Немногие из них вернулись домой. Они уходили, чтобы защищать Родину, и убивали, поскольку это требовалось для того, чтобы прогнать жестокого врага. А герой нашего времени – это тот, кому наскучило «мочить виртуальных врагов в стрелялках» (или участвовать в военных реконструкциях) и кем движет жажда почестей и тщеславие. Но, друзья мои, война – это грязь и кровь. Это убийства… И тот, кто ищет ее, просто убийца, который не может остановиться.   
После Великой отечественной войны прошло немало лет. С тех пор бытует выражение: «Молчит как партизан». Сейчас такие слова используют в досужих разговорах зачастую с изрядной долей иронии, но в основе-то их лежат известные события той поры, когда были настоящие герои и подлинный героизм…

Другой пример. Ближе к религиозной тематике. В древней Иудее была такая секта (община) – ессеи. Как считают некоторые ученые, из нее вышел Йоханан га-Матбил (Иоанн Креститель). Скорее всего, это те самые отшельники, которые оставили в наследство миру кумранские свитки (свитки Мертвого моря). Вот что пишет об этих людях знаменитый историк Иосиф Флавий: «Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали, члены у них были опалены и раздроблены; на них испытывали все орудия пытки, чтобы заставить их хулить законодателя или есть недозволенную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни единого звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они легко отдавали свои души в полной уверенности, что снова получат их в будущем».   
 
Все вышеприведенные примеры наглядно показывают те многочисленные случаи, когда человек, вопреки основным велениям плоти, преодолевая собственный страх перед неизвестностью, вместо того, чтобы стремиться к удовольствиям и безопасности, идет навстречу страданиям и смерти.
Человек, не сломленный муками, не предавший своих товарищей, сделавший осознанный выбор между жизнью и смертью. Кто он? Откуда вообще берутся люди, которые как Джордано Бруно идут на костер? Где их воспитывают? В какой такой школе учат умирать за свои убеждения?   
Вот, мы вплотную подошли к понятию судьбоносного, - или как говорят современные философы, - экзистенциального, - выбора.

Теперь применим другой метод науки «Логика» - дедукция (от общего к частному). Как мы знаем, этот прием всегда дает достоверный вывод. Итак, жизнь – это череда решений (полагаю, этот факт не вызывает сомнений). Далее. Принять решение – значит, сделать выбор. А выбор предполагает наличие, как минимум, двух альтернатив (вариантов).

Подвергнем анализу все вышесказанное. Человеку присуще стремление к удовольствию (вкусная пища, плотские утехи, зрелища, приятная музыка), но в каких-то случаях возможен и отказ от удовольствия (например, соблюдение поста, подвижничество, мученичество за свои убеждения). Однако, когда появляется возможность отказа от чего-либо, это подразумевает наличие выбора.
Всегда есть выбор. Выбор между: приятным и неприятным, равнодушием и участием, алчностью и щедростью, искренней любовью и ненавистью, - таких пар множество! – и, наконец, между жизнью и смертью, а значит, плотью и не-плотью (чем-то еще).
Один из вариантов выбора неизменно продиктован свойствами материи, из которой состоит тело человека, а второй вариант – напротив, противоречит им. 
Таким образом, человек в своей жизни руководствуется не только велениями плоти. Существует нечто, «равновесное» плоти. Это и есть дух. Теорема доказана.

Основные свойства Духа: постоянство и вечность (бессмертие). И это поистине благая весть!    


Рецензии