На синем море у Дону
1а.
Святославу доложили, что Игорь пошёл на Тьмуторокань.
Это с небольшим-то войском !? Но это вошло в летописи. И автор «Слова» «отправляет» Игоря устами своих героев туда же. Вот тут недостоверность.
Смотрим.:
«Слово о полку Игореве», ред.Д.Лихачёва, «Детская литература», Москва, 1986г., 100 000 экз.
- -позрим синего Дону на конце – границе - поля Половецкого.
- - Див велит прислушаться – предупреждает - земле незнаемой и другим.
- вот и битва идёт в поле незнаемом среди земли Половецкой.
- два сокола слетели поискать града Тьмутороканя и испить шеломом Дону.
Нестыковка: разве Игорь не знал дорогу в Тьмуторокань? - Там бывал его дед.
Поле незнаемое, земля незнаемая – для русичей, а для половцев это - знаемое.
Всеволод рече, что его куряне сведомы:
пути им ведомы, яруги ближайшие знаемы.
- ибо те два добрых Святославлича Игорь и Всеволод уже коварство
поганых пробудили раздором. А ведь совсем недавно усыпил было отец их
(ихний)- Святослав грозный великий киевский – притрепал –побил - своими
сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озёра, иссушил ручьи и болота.
Это очень возможно : ведь там степь (в степи – какие болота?) и вполне бездождевое лето – ограничил половцам доступ к воде.
- – Святослав – взмутитель - с о н видел в Киеве… Шаткое равновесие мира нарушили Игорь и Всеволод ? - Сам Святослав и нарушил.
- р а н о – лучше позже или никогда (?)- они начали мечами цвелити – дразнить, о б и д у поганым т в о р и т и, - нечестно кровь п о г а н у ю пролили. Это Святославу жалко половцев, что в мирную пятницу на них напал Игорь (?)
Или – нарушение договора привело к печальным итогам. Но обида встала и восплескала у половцев ! Ведь до похода Святослава были какие-то устоявшиеся отношения. Пусть даже не очень невыгодные для Русской земли.
- в с т а л а о б и д а в силах Дажьбожа внука,
Вступила Д е в о ю на землю Трояню.
Шоу «Поле чудес» - разбирают по букве слова. Организаторы не обходились без учёных консультантов.
Когда-то на Руси слово обида = преступление. «Обидели юродивого – забрали копеечку». Несправедливость.
Осмелюсь предположить, что земля Троянева = ещё от римского императора Траяна - ни на севере, ни на западе, ни на востоке Руси, а на юго-востоке Русских или от Русских земель тогдашних. (Какого-то единого мнения по Трояну нет)
- восплескала лебедиными крылами на синем море у Дону.
Земля Трояня у синего моря и у Дона Великого (пока ещё - не Тихого) - это бывшая Скифия, а здесь: Половецкая, и внуки Дажьбожа = половцы ( скифы – сарматы - хазары - печенеги - половцы) . Даждьбог – бог солнца – пришёл к нам из Ирана
2. Т Р А Я Н.
У Лихачёва замечено, что Троян есть языческий древнерусский бог.
Вполне возможно, что это так. Но «окунёмся» в прошлое.
Карл Фридрих Беккер, «Мифы древнего мира. Всемирная история», 1801г.
( издательство «Надежда», Саратов, 1995г.)
Дарий не мог закрепиться в северном Причерноморье.
Александр Македонский - не переходил Истр (Дунай). Там были дикие, грубые
племена - скифы, сарматы. Но римляне не оставляли попыток освоения этих
территорий. И это удавалось в спокойные периоды отношений. Понт = море.
Сейчас понт = что-то мутное, с гонором. «Понты (понтон) наводит» = не только
наводит временную переправу по воде , но и отношениях между людьми.
Понт эвксинский = море гостеприимное .
Появлялись названия народов (племён) диких русов из славян.
Римские императоры: Сулла - река Сула; Туллий – Тула; Невра справедливый –
невры; Юлий, Септимий, Александр Северы - северяне.
Траян ,98-117гг; Траяна любили и сенат, и народ. Т р а я н о в а з е м л я - Дакия
(Румыния) и влияние на земли восточнее, на которых обитали русы и неудобные
кочевые племена. Именно поэтому Троянова земля – северное Причерноморье - и
есть ,образно выражаясь, Земля Русская и ,как считает автор «Слова», Половецкая.
Ал.Минаев (www.zovu.ru) считает, что Троя, земля Трои = земля россов.
Автор «Слова» считает русских, но больше всего половцев - внуками
Стрибога, внуками Дажьбожа и даже Велеса внуча.
Почему внуков? И даже не детей! -
Почему-то считалось, что «Слово» - светское произведение. На самом деле оно
пронизано верованиями языческими. Автор ,сама из половцев, называла своих
соплеменников погаными = язычниками. Паганос=язычники, язычники=иноверцы,
иноверцы=другие, чужие, которые почти всегда плохие, отвратительные, они стали
такими с приходом Батыя; а после Куликовой битвы «появилась» поганая метла.
Перемена смысла. Но половцы склонялись к принятию христианства, причём -
православного. И в «Слове» это заметно. А последнее слово «Слова» : Аминь.
И это не только «князьям слава, а дружине - к о н е ц!» А - «так будет!»
«Поганый = паган = пастух» . «Язычник = йазык = степняк».
Стр.664- «Самого себя Калигула (37 - ? г.) провозгласил богом и всенародно
являлся в образах различных богов, то Юпитером с перунами в руке, то Нептуном
с трезубцем, то Аполлоном с цитой».
Траян. (Стр. 695,696) – один из лучших правителей был непримиримым противником
христиан. Вот какой он бог у древнерусских - языческий : из письма
Плиния Младшего Траяну: «они к л я л и с ь б о г а м и и т в о и м и з о б р а ж
е н и е м, которое я приказывал приносить для этой цели вместе с изображением
богов». - вполне нормальный культ личности…
Б.А.Рыбаков считает, что в пантеоне русских богов такого нет.
Стр.705. - «Переселение народов». 375-591гг. Переселялись германские
племена в разные стороны. Переселение г у н н о в из глубин Азии совпало с
принятием Европой христианства ,З25-380 гг. ( 325г. – Константин – правитель -
впервые законом признал христианство. В 380 году отделили неистинных христиан
от истинных). Был привычный , «с п о к о й н ы й» для европейцев (римлян)
у к л а д ж и з н и . Тогда и море называлось Гостеприимным. Потом оно было
Русским . Были века преемников=продолжателей дела Траяна 98-370гг, были войны, но
это было нарушено : н а ш е с т в и е гуннов.
Потом приходили хазары, печенеги, половцы. Половцы оказались последними с
более-менее мирными намерениями. Они сами были теснимы с востока.
Троян в «Слове»:
- «рища в тропу Трояня»,
- «вечи Трояневы»,
- «вступила девою на землю Трояневу»,
- «на седьмом веке Трояни».
Второе и четвёртое - об одном и том же.
«На седьмом веке Трояни» = на последнем веке язычества; с этим можно
согласиться.
«Рыща в тропу Трояна» =
А - носясь по божественным путям.
Тропарь= церковный, певчий стих. Тропить= не вались с тропы (не иди против
обычая). Троп= поворот, тропики ( от греческого tropos ) = метафора .
Тут отношение двоякое: христианство через семь веков (380…1068гг) не
полностью в жизни славян, русичей. Вот и Всеслав Полоцкий считался
оборотнем, а это – язычество.
Автор видит проповедника христианства Бояна не на широкой раскатанной дороге,
а пока ещё на «тропинке» с «тропами- поворотами».
Б - «тропа Трояна» - Траян, несомненно, поглядывал на северное Причерноморье,
которое при нём было Гостеприимным.
Римский император Т р А я н. А в «Слове» «ходит» слово Т р О я н.
Поэтому римский император тут не при чём.
Есть такая фамилия «Трояновский». - Некие т р и Я н а.
«Тропа» = «трофей» (греч. – тропайон) =
памятник в знак обращения врагов в бегство - напоминание о победной акции
половцев, пусть и не в 1185-м году. Поэтому Боян неправ в описании события.
1б.
- От обиды поганые (обида половцев, Дажьбожих внуков, обида от Святослава и вот от Игоря. В «Слове»: В результате усобиц между князьями поганые приходили много раз - это не конкретная реакция на действия Игоря, как все толкователи предлагают ) со всех сторон приходили победами на Русскую землю. И застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей. Печаль обильная потекла средь земли Русской. Поганые с победами н а р ы с к и в а л и - не занимали и не заняли территорию, а п о с е щ а л и - на Русскую землю. В данном случае – мстители. Автор переставляет смыслы. Как и в плаче Ярославны : Игорь пошёл -по общепринятому мнению- на юго-восток. А Ярославна смотрит на юго-запад. Ладно – Дунай- вообще река, но Днепр, конкретней нет - всё равно : н е на востоке от Путивля.
- – сокол хотя п т и ц у в буйстве одолеть. Птица : лебедь= половец.
Дон Великий – это русичам великий как мечта - или Великий на м о е й - Половецкой земле.
Днепр Словутич пробил себе ложе сквозь каменные горы, что на земле Половецкой.
Если автором считают руса, то как он мог забыть, чем был Днепр при Олеге и Игоре? Печенеги мешали русичам пользоваться частью Днепра при торговле с другими странами. «Из варяг в греки» - закончился торговый караван в 1166г..
Что-то очень напоминает возню в конце 2008 г. с газовой т р у б о й (с российским газом) через Украину.
И эта часть стала Половецкой полтора века назад. А тут Днепр принижен : он оказался младше речушки, которую не каждых картах можно найти. К чему бы это ?
Курильские острова. Чьи они? - Ответ такой же, как и ответ на вопрос : чей Днепр?
«Берег быстрой К а я л ы, что в поле н е з н а е м о м среди земли Половецкой.»
Русины- стаи волков серых (хотя – волк тотем половцев, половцы – выводки пардусов. Тогда уже мы были р у с а м и – русинами - русскими, но в «Слове» - русичами, только жёны русские и сыновья.
Жёны русские восплакались - это кто так может сказать?
Не о наших половецких женщинах, а о женщинах русичей.
Употребление Автором слова «русичи», показывает, что «Слово» сочинил не русин-русский , а кто-то со стороны Половецкой земли.
В «золотом» слове Святослава, озвученном автором «Слова», сыновья Святослава (отец их, но по семьям считается двоюродным братом) названы сыновЧЯ (сыновЦЫ), а себя называет: внуЧА. Это тюркизмы.
Л.Гумилёв, «Древняя Русь и Великая степь»,2003г.
стр.169 и 190 : Около 800-809гг – второе переселение славян с берегов Эльбы на восток.
Энтонимы первых имели окончание «не»: поляне,древляне,северяне,словене,
вновь прибывших – «ичи»: кривичи,радимичи, дреговичи.
Это влияние от встречных перемещений азиатов.
Нет в «Слове» среди названных языческих богов Перуна – бога народов не причерноморских.
Это некоторые признаки того, что
а в т о р - не р у с и н, а Игорь пошёл не в Тмуторокань.
См. на карту :
По Дону на север шли товары из «югов», а на юг – с севера. Недалеко от места слияния Дона и Воронежа проходила граница Русской земли со Степью, и здесь на торговом пути на таможне скапливались импортные и экспортные товары. Лакомый кусочек , и не так далеко, как Тьмуторокань.
Почему Игорь отправляется в неблизкий ,как нам сообщают, путь в разгар полевых работ? Комментаторы говорят, что Игорь заботился о подчинённых и о тех, кто остался дома. Самое верное – поход намечался быть не долгим. Просто небольшая вылазка за ,предполагаемо, лёгкой добычей. Есть предположение, что Игорь отправлялся за чем-то бОльшим, которое было не так далеко.
( Кислов) (В Интере появляются голоса с версией – поход был на восток от Курска. )
В начале «Слова» рассказчик, названный автором Бояном, «отправляет» Игоря на землю Половецкую, за землю Русскую, до синего Дону.
Цель понятная, маршрут – не ясный. Историки невнятно растолковывают, умалчивают …
Что за сон Святослава? Кто его там негует? (Негодует !)
Кто и когда сказал ему об Игоре?
От Святослава тщательно скрывали сведения о походе Игоря.
Когда он был с инспекторской проверкой в Новгороде-Северском и в Чернигове, то, несомненно, поинтересовался: Где же моя сыновчя?
- Черниговские Ярославовы бывалые (Ольстин Олексич), желая сбить с толку Святослава ( или в угоду ему) выдали ему половину былин сего времени :
Они пошли добыть града Тьмутороканя и любо испити шеломом Дону. Бабариха. Ругая Игоря, они «выдали» направление движения.
Да и Игорь после побега из плена не сразу предстал пред очами старшего.
Самовольная вылазка Игоря не была прощена Святославом Великим и Грозным.
Святослав годом раньше побил половцев, но не всех, а только группировку Кобяка, которого не поддержали другие. Кзак и Кончак же сообща одолели Игоря и пользуясь робостию Святослава (Карамзин) восстановили прежние границы. Призывы Святослава к князьям остались без внимания : им самим розно хоботы пашуть.
3..
Как должен вести себя половец, п р и н и м а ю щ и й христианство ? Тем более, что большинство их породнились с русичами; дети у них с заграничными-христианскими именами, а сами они всё больше становились похожими на европейцев. Половец должен каяться, чтобы жить в мире с русскими. Но о б и д ы не прощали. Постороннему, но не совсем незаинтересованному легче-проще делать замечания-упрёки не только одному какому-то князю , хоть и небезопасно. Эти упрёки не раздоров, а для объединения. Автор «Слова» был знаком с жизнью и русичей, и половцев, знал их языки. Половцы теряли связь со своей покинутой родиной, и жить приходилось среди (вместе) русичей.
К тому же времени заканчивалось формирование русского народа и русского языка. Языка со сложной трудной из-за слияния множества славянских русских народов грамматикой. И с примесями тюркизмов. В разных местностях Руси говорили по-русски, но с разными говорами-наречиями. С появлением книгопечатания усиливалось однообразие русской речи. А радио, вещание всесоюзного радио, закончило этот процесс. «Повезло» Владимиру Далю : он «купался» в местных говорах, а ведь это были «следы» славянских народов, ставших русскими. Б.Шоу «смог» написать пьесу «Пигмалион», где по говору персонажа он определял место его жительства.
ПО ГОВОРУ АВТОРА «Слова» - исследователи пытаются определить место «рождения» его творения. И каждый находит какие-то признаки.
Некоторые исследователи находят, что язык «Слова» = церковнославянским.
Другие – что «Слово» насыщено тюркизмами.
Но есть ещё некоторое, которое позволяет мне в переложении «Слова» давать целые фразы древнерусского языка в таком виде, как их выставил Д.Лихачёв. Но не все. Ведь некоторые слова нуждаются в пояснениях.
И всё переложение = чтение с акцентами.
Я думал, что одинок в своём понимании.
Но вот читаю в газете («Итоги» - Нина Важдаева) : «Любопытно, что русская разговорная речь за последние 2 тысячи лет изменилась незначительно.»
«Возьмите берестяные грамоты, которые написаны на обычном разговорном языке, - говорит президент Академии фундаментальных наук, действительный член РАЕН Андрей Тюняев. - Прочитать их при желании сможет каждый ныне живущий. Конечно, не с лёгкостью, но разобрать можно.»
Кстати, украинская разговорная речь, украинские народные песни понятны русскому слуху.
( У А.Н.Сахарова есть нерусские народы и ,само собой, русские. См. учебник истории для 10 кл.). Новые русские народы не появлялись, только определились братские славянские - украинцы и белорусы. И вольница – казаки. А появившиеся татаро-монголы разбились на несколько новых.
В «Слове» упомянуты хинови – восточные народы. Великое буйство подаста хинови= Великую смелость возбудили в хиновах (Лихачёв). Там зрела опасность, было предчувствие этого. «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов», которые враждовали с половцами. С появлением орд татаро-монголов половцы примкнули к русским Киева : уже много чего связывало с русичами.
Почему так «лебезит» перед Святославом грозным автор = посмеивается, издевается над ним? – В то время Русь делилась: Ольговичи - Мономаховичи, Полоцкая земля уже не подчинялась Киеву и вскоре попала под влияние Польши и Литвы. Мономаховичи определили для себя северо-восток, а Ольговичи оставались в Киевских землях.
И половцы не стремились в более холодные края, в залесье.
Н.Гоголь, «Тарас Бульба»: Вся южная первобытная Россия оставлена своими князьями – Мономаховичами. Не потому ли с тех пор у хохлов нелюбовь к москалям?!
Половцы в летописях и в сказках представлены в ужасном виде.
Это точно так же : Я произведения Пастернака не читал, но искренне его осуждаю.
Детей половцев пугали Мономахом : так он с половцами расправлялся.
Да – это враги, но враги не ужаснее своих внутренних: междоусобицы мешали нормально развиваться народу, отставание от западных стран было не только от нашествий орд. Летописное дело не могло в полной мере отражать картину событий : летописец, чей он песнотворец? « Какому ангелу он служит? » - или: «а судьи кто?»
4.
Склоняется ли твоё сознание, читатель, к тому, что автор «Слова» был из половцев? Во всяком случае заметно, мне так кажется, моё стремление убедить в этом читающих это. Я сам сомневался, когда Кислов убеждал меня в этом. Но, чем глубже «погружение» в «Слово», тем явственней обозначается «контур и детали» половца, а по некоторым признакам – половки (половчанки).
И.Новиков,1938г., определил, что события «Слова» описал
видевший всё это с половецкой стороны.
Вл.Чивилихин : « О.Сулейменов считает автором безвестного половецкого
сказителя.» Раскрывать большее ему не позволило «общественное» мнение.
Мнение это - Д.С.Лихачёва, который подобен Т.Лысенко, если кто его помнит.
О.Сулейменов считает автора двуязычным, в речи которого замечены
тюркизмы и скрытые тюркизмы. Это о чём ? – Иностранец, когда говорит в
другой стране на языке той страны, - выдаёт себя акцентом, произношением.
У него - слова и обороты речи своей родины. Замечено, что в «Слове» иногда
не совпадают падежи. А исследователи через 6…8 веков думают, что «Слово»
писал грамотный по тем временам автор.
Дело в том ,повторяю, что к концу XII века ещё не окончательно был
сформирован язык русичей. И сами русичи – всякие разные славянские народы
ещё не стали русскими.
«Русскими» стали называться с Ивана III. «Повесть временных лет» читается
легче, чем «Слово», а «Моление Заточника», составленное почти одновременно
со «Словом», читается ещё легче. Если ПВЛ - исторический документ-
переписывалось в разные летописи более поздние, а там изменения
в грамматике давали о себе знать. А «Моление» не нуждалось в
тиражировании и частом переписывании через некоторое время.
Что-то не слышно отчаянных ( как по «Слову») споров по поводу разбивки
текста и прочтения «ПВЛ».
И дело тут не столько в поэтических выкрутасах автора,
сколько закладывается впечатление, что автором «Слова» был не совсем русич.
Моя сыновча = ( моя твоя не понимай).
Самый близкий из «подозреваемых» - человек из половцев.
На форумах защищающие подлинность «Слова» отмечают абсолютную грамотность Автора.
Падежи. Грамматика русского появилась когда ?
Некий Алексей Макаревич (в «Новом Геродоте» он - Лемурий) использует древнерусскую грамматику.
М.В.Ломоносов составлял современную ему «грамматику».
«ГРАММАТИКИ» н а ч а л ь н о го я з ы к а р у с и ч е й НЕ БЫЛО И НЕТ ДО СИХ ПОР. Это замечание самого А.А.Зализняка
Так как можно считать Автора грамотным? - По тем временам - вполне.
Да и то: разнобой в написании одних и тех же слов. К тому же язык «Слова» - язык русичей, язык с акцентом не русича.
Сами русичи (русины) появились в середине первого тысячелетия по Р.Х.
Глаголица придумана в 400-420 –х годах, но не выдержала испытания временем.
Кириллица появилась через четыре с половиной века.
И христианизация к тому времени подоспела.
Глаголица в чём-то была неудобной.
За дело взялись два известных брата.
Они корректировали глаголицу. Но что-то им самим не понравилось.
Они и придумали новые изображения букв : взяли за основу латиницу, греческие буквы и что-то от глаголицы.
От глаголицы в кириллице сейчас ничего не осталось.
Владимир Даль знаком нам частыми напоминиями о нём. У него – живой язык, ему современный…
Но, оказывается есть ещё один словарник - И.Срезневский.
Он жил немного позже Даля.. По дорогам России не ходил. Всё больше по библиотекам. Академическое направление исследований. Поэтому у него словарь из слов, которые были задолго до него.
Но почему-то Срезневский нам мало знаком, только некоторым.
Почему-то А.А.Зализняк будто бы забыл про него, утверждая, что не было и нет древнерусской грамматики.
* * *
Свидетельство о публикации №216072900187