Тёмные места в Слове
таких мест – много. Иногда тёмные места возникают на ровном месте. Всё зависит от разбивки сплошного текста на отдельные слова. И как только не делают слова?!!
Первые - открыватели не могли чётко разобраться. У них и комментарии расплывчатые.
Они и сами в комментариях писали, что у них к тому времени не было достаточной информации для объяснения некоторых слов и положений. Эти признания подтолкнули других исследователей к поиску выяснений.
Я считаю, что «Слово» надо читать вслух. И не один раз. И не за один присест. Только потом делать разбивку текста на слова.
На форумах сталкиваются разночтения при разбивке слов и при трактовке отдельных хорошо видимых слов. Каждый видит только то, что ему доступно по документам или интуитивно. С этой интуицией дело доходит до откровенных фантазий.
Некоторые слова сами по себе выделяются. Но иногда до скандалов случается разбивка. «Оба полы» = две половины. «Обаполы» = находят в словарях объяснение – около, рядом. «Урим» и «у Риме». «А ркуче» и «Аркучи». «Юна кровь ать»… «ю на кровать».
Но за годы «общения» со «Словом» очень многое проясняется, и уже : «что же тут и там непонятно?»
Вывод находится между этими двумя подходами.
Никто из «документалистов» не смог внятно объяснить :
- в чём спор Автора и Бояна, даже не видят, что у них разные объяснения похода,
- почему в «Слове» два раза упоминается солнечное затмение,
- мотивы «мутного» сна Святослава…
- сцена побега очень мутно описана; мне самому она не так-то просто далась.
Есть много такого, что можно выяснить только через документы. Но кто сочинял эти документы? «Какому ангелу он служит?» «А судьи – кто?» Доверяй, но проверяй!
Когда я начал заниматься «Словом», было вроде бы и не из чего. А тут под рукой и навязываемый Д.С.Лихачёв. Было и несколько других. Но текст от Лихачёва показался наиболее понятным.
Плохо поступают те, которые показывают удобные для них разбивки, а просто думают, что только у них – единственные и правильные.
Но надо сравнивать. И только тогда делать какие-то выводы.
* * *
Почему в летописях не указан маршрут Игоря туда и обратно?
Да очень просто - была подана не вся правда. Летописцы – не все такие как Пимен.
И само «Слово» по мере приближения к правителям обрастало «нужными» поправками. А более поздние исследователи пытаются свести концы с концами.
Кто-нибудь заметил, что нашу историю «переделывали» в недавнее короткое время несколько раз? Новые «поисковики» раскапывают что-то давнее.
Количество воинов в походе с Игорем.
«По книгам» - 5 … тысяч душ.
Сколько бы ни было, из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек, а ковуев и того меньше, прочие же утонули - Д.С.Лихачёв.
Очень странная картина. «Меньше» - это сколько? А кто считал тех, которых пытался удержать Всеволод?
15 человек – это только русины и пятеро (?) - в плену.
Странный итог. Бились день. И даже не бились - половцы в мирную для них пятницу и не сопротивлялись. Очень легко русинам достались трофеи. Наутро подошли силы половцев и стали одолевать их. Русины уставали, а к половцам подходили свежие силы. Половцы гнали русичей по топким местам и прижимали к кручам. У быстрой реки дело закончилось.
Быстрая река – не только образ; с возвышенности Средне – Русской сбегали(ют) не тихие реки и весной бурные струи. «Поле безводное» - Ярославна не знала, в какую сторону отправился Игорь. Булгары-то и на северо-востоке, и на западе, где отец на Дунае.
Подробности летописцы не представили. Тогдашние СМИ были такие же, как и совсем недавно, да и сейчас правды не узнаешь.
Сколько русинов отправилось в поход? Кто бы из ремесленников и пахарей так просто согласился бы на сомнительное мероприятие? Вот и набирали «богодулов» – ковуев сколько-то своих, сколько-то предложил Ярослав Черниговский.
Почти всё войско погибло. Как это получилось? Какой должна быть численность победивших?
Скорей всего, численность отряда Игоря была не такой, как указывают, а меньше.
Какая численность населения может дать 5000 воинов в относительно не боевое время?
Минин и Пожарский собирали войско и снаряжение угрозами, чтобы спасти Отечество !
Это ещё одно «тёмное место», находящееся за пределами «Слова» !
* * *
О б и д а
"По соглашению 1169 г. генуэзским судам разрешено заходить в любые порты Чёрного моря, кроме Тьмутаракани и Росии. ... Этот запрет был повторён и в 1192-м году."- Что можно сказать? : - 1169 г. - Римская империя. Признано владение Византией Тьмутаракани.
А крымская Таврия - давно византийская.
Когда-то там Владимир принял решение о принятии христианства .
Вот и запрет византийского правителя. Потом повторение запрета. Почему? Что было между двумя запретами ? Почему вообще запрет?
Запрет = " не влезай - убъёт!" Византия не могла обеспечить безопасность купцам, а после смерти византийского правителя в 1180-м году половцы вообще обнаглели. Святослав принял княжение в 1180-м году..
Возможна потеря Византией Тьмуторокани после 1180 года. История на месте не стоит.
===После Ярослава Мудрого печенеги оставили Северное Причерноморье. Но это место заняли половцы. Они вели себя спокойно - «путь из варяг в греки» – функционировал.- Не долго – и путь торговый попал под контроль половцев. 1166г.
Это обида для Руси. В 1184-м году Святославу удалось вернуть контроль на Днепре , чем обидел половцев. И Игорь добавил обиды в силах Дажьдбожа внука. Вот и «тут немцы и венедицы, тут и греки и моравы поют славу Святославли, кают князя Игоря, потерявшего богатство – выгоду гостей-купцов». Более того, Сурож в XII - м веке принадлежал кипчакам(половцам).
Керченский пролив - выгодное место для контроля торговых путей.
Высказана боярами версия о направлении похода Игоря - на Тьмуторокань . Но желание половцев - удержать "этого болвана - их любимого мозоля"+
Мозоль = натёртость. Тьмутаракань, лакомый кусочек - "натёртый" неоднократными сменами владельцев.
Поэтому генуэзским купцам то запрещалось туда заходить, запрещение то ослабевалось, и опять усиливалось.
Карамзин : Не хотев идти по следам владетелей северских, чтобы не иметь той же участи, Святослав был причиной новых бедствий : ибо варвары, успокоенные его робостию, снова явились. Поводом для этого было выступление Игоря, и вернули под свой контроль Днепр.
Как тут не будет беспокойный сон? Да и сон - с мрачными «пожеланиями».
Вот и досталось Святославу.
Святослав мутен сон видел. Что его мучило? - Сам он совестливый. Но мрачным сном его «наградил» человек из половцев.
И это предчувствие - ожидание возмездия от половцев.
А тут ещё начиналось окончание процветания Киевской Руси.
Поневоле горе ум полонило .
Уже доски без кнеса в моем тереме златоверсемем =
Уже доски без князька в моём тереме златоверхом = уже и крыша поехала.
Разнобой в переводах : Рек Боян и ходы на…
«Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы.»
Но видно одно : безголовье. Автор оказалась неплохим психологом.
Когда Святослав одряхлел, половцы заняли всё Северное Причерноморье. Поэтому и не надо купцам заходить в Тмуторокань.
Утверждение, что Тмутаракань в 1185-м году принадлежала Византии,
не может быть твёрдо убедительным. Сам путь «из варяг в греки» был окончательно заглох с пришествием Батыя , К тому времени что-то варягов не стало слышно, а появлялись другие торговые пути.
Ярославна + Владимир
- - Князь Игорь по делам был в гостях у Ярослава Осмомысла. Это вторая версия. К тому времени он был вдов. А тут у Ярослава были дочки. Одна из них приглянулась князю Игорю. Сыграли свадьбу, потратились. Возникла идея где-то пограбить. Вот половцы, и почти рядом. Где-то около Воронежа (где потом появился Задонск) граница пересекала реку Дон. По Дону шли торговые пути. Несомненно, там был таможенный досмотр, скапливались товары. ( Г.М.Кислов). Охрана – небольшая = лёгкая добыча. Так и случилось в самом начале появления воев Игоря в том месте.
В тех местах - клин между реками Дон и Воронеж - море= весеннее половодье. Чернозёмная зона, - нанесённая быстрым в верховьях , но медленным на равнине течением, почва. Когда-то в Воронежской области был слой чернозёма глубиной или толщиной более двух метров. При разливе - это грязевые топкие места. Где-то там есть населённый пункт с похожим названием. Ярослав Всеволодович Черниговский дал совет – не спешить. Брат Всеволод поддержал Игоря.. ( Кроме того была мысль бояр - потеснить Святослава. Но по «Слову» - оба брата стремились к Чернигову.)
Но была ещё интрига : с Игорем были и его сыновья.. Между Владимиром и Ярославной возникло что-то романтическое. ( Кислов)
В ПЛАЧЕ видна забота о Владимире. Не зря «рано» она перебралась в Путивль.
Как в её «Плаче» использовано слово «Путивль»? - «В Путивле», «Путивлю городу», «В Путивле». Вот это «Путивлю городу» показывает, что она своим поведением нарушала какие-то установки, обычаи. Должна находиться в Новгород-Северском. Что она забыла в Путивле? Она не знала, в какую сторону отправился отряд. Так её представила Автор, которая по воле случая оказалась соперницей. Удачной.
Но Путивль в 1185 г. сгорел; княгине пришлось бежать из города, взятого половцами Гзы. (Б.А.Рыбаков) . Куда? - А у Лихачёва - Путивль не сдался.
----- По миру «гуляет» Ярославна то молоденькая, то зрелая. Большинство воспеваний – воспевания молодки, верной жены.
Слово рано в «Слове» использовано несколько раз : Всеволод, «злато слово», Плач - в значении - преждевременно.
Отчётливо видно это в «златом слове». (У Пушкина : Скажи, придёшь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней урной? ) В Плаче «рано» = видят рассвет, а у Всеволода = раны.
* * *
- - - В «Слове» можно проследить внимание Автора к Владимиру.
1. Чёрные тучи хотят прикрыть (до битвы) четыре солнца : Игорь, Всеволод, Олег, Святослав. - Так у Лихачёва. А у Дмитриева – не Олег, а Владимир. 2. Два солнца померкли и два молодых месяца : Игорь , Всеволод и Олег , Святослав. (После битвы - без В л а д и м и р а). 3. В конце Песни : С л а в а Игорю Святославличу, буй-туру Всеволоду, В л а д и м и р у И г о р е в и ч у ! Для Автора Владимир ни солнцем, ни месяцем н е п о м е р к . А хвалит не всех ( нет Олега и Святослава). Славит и Владимира. Что бы это значило? Это означает, что Автор был весьма близок к Владимиру. Не так ли? Но мы определили, что Автор – из половцев и даже женщина… Остаётся назвать её . Да ты и сам, уважаемый читатель, догадался ? Хотя и трудно расстаться с тем, что так долго нам внушали.
На работе мы болтаем не только о политике, но и о прочем.
Один из нас наслушался от меня о «Слове» и сам нашёл и прочитал его. И говорит, что это написано женщиной. Года через три он снова перечитал. Впечатление уже несколько другое о «Слове», но от «женщины» он «не отказался». Вывод его обоснован на понимании (по понятиям), а не выкладках предыдущих великих и не очень исследователей.
Да и какие могут быть доказательства, если сами исследователи не могут
прийти к согласию…
В русской сказке Забава Путятична хитростью в ы с в о б о д и л а своего любимого Ставра Годимовича из плена. Она была не только хитрая, но и умелая. В «Слове» - использованы слова: БоЯн смышлёный сразу сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни птице ловкой суда божьего не миновать». Это будто сказано примерительно к Всеславу, но причём здесь птица? Это та Дева поганая (иноверка), что от обиды восплескала лебедиными крылами! Известно, что дочь Кончака вышла замуж за пленённого её отцом Владимира, и с их сыном перешла на Русскую землю, крестилась в христианство православное и взяла имя СВОБОДА. Вполне возможно, что её звали Кзака = Воля,Свобода, просто имя стало звучать по-русски. Надо иметь сильный характер, чтобы делать такие шаги.
Появившись вместе с Владимиром на Руси, она слышит речи попа БоЯна, который был участником похода. Эти речи – песнопения не понравились Кончаковне.
Возникло желание правдиво описать историю похода.
Кончаковна была с неплохим образованием. Олжас Сулейменов в «АзиЯ» указал на культурный центр в Средней Азии с большой библиотекой, но которая была уничтожена ордами Батыя.
Половчанка - что могла знать о настроениях на Русской земле?
Земля слухами полнится. Из уст в уста передаются сказы, былины. Примерно так действовал Нестор.
Игорь много чего знал. А в плену и потом он рассказывал невестке об этом.
В «Златом слове» Святослава упомянуты имена князей и их короткие характеристики, их отношение к Святославу. «Я его не видал, но знаю!»
Тёмных мест в «Слове» - почти в каждой строчке. То от разбивки на слова, то некоторые слова имеют разные объяснения, порой - противоположные.
Расстановка запятых влияет на направление мышления.
* * *
Свидетельство о публикации №216072900206
Суть речи Святослава, поданной боярам в форме «мутного сна», оценена в тексте как беспокойство великого князя о состоянии дел на торговых путях, и это представляется абсолютно верным. Святослав так или иначе упоминает, однако, три торговых пути с их проблемами: 1) через Плесненск, где шёл сговор галицких бояр с уграми, 2) в долине реки Хесина (Кисаню, потом - З.Двина), где крайне неспокойно, 3) у «синего моря», на Азовье – путь к Дону (туда пошёл Игорь Святославович, но ему помочь пока не получается).
Мара Рушева 17.12.2019 04:10 Заявить о нарушении
Сон Святослава - вывод верный. Только я не с такими подробностями как у вас.
Станислав Сахаров 10.12.2018 20:34 Заявить о нарушении