История России от Рюрика до Горбачева
Процесс образования Древнерусского государства начался в IX веке и продолжался весь Х век. Двумя центрами образования древнерусской государственности стали Новгород и Киев. На первом этапе процесса образования государства существует ядро (Киев, Новгород, Смоленск) и зависимые славинии (племенные группировки), до конца еще не включенные в состав государства. Соответственно, первым оформленным направлением во внутренней политике Руси стал курс на централизацию – покорение славиний, уничтожение местного княжения. В конце Х века были полностью подчинены древляне, вятичи, кривичи, белые хорваты. Принятие христианства стало завершением формирования Киевской Руси. В ХII веке начинается процесс распада централизованного государства и присвоение крупным волостям статуса «земель» - то есть независимых стран. Политика князей с ХII по XIV век представлена междоусобными войнами внутри земли, или за пограничные территории, или за незакрепленные столы (Киев, Новгород, Галич).
С XIV века начинается процесс постепенного объединения русских земель, главную роль в котором играет Московское княжество. Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III с присоединением Новгорода и Твери. Иван III прежде всего стремился создать в Москве самую лучшую армию, для чего он развивает поместное землевладение, которое связано с новым типом комплектования войск – дворянским ополчением. При Иване III формируется дворянское сословие. Получив большое количество земель, Иван III начал раздавать их своим приближенным на условиях службы. С эпохой правления Ивана Великого связана первая русская национальная идея – концепция Третьего Рима – представление о Московском государстве как об историческом наследнике Римской и Византийской империй. Российское государство со времен Ивана III – это монархия с тенденцией к абсолютизму. Политическая система России с Ивана Великого основывалась на принципах монархизма. Ограничителями монархии выступали с одной стороны – заговоры аристократии, с другой – опасность бунтов и народных восстаний. К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Для нее характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму. В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Политика Михаила Федоровича и Алексея Михайловича заключалась в укреплении самодержавия и закрепощении крестьян, подчинения церкви государству. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В XVII веке боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.
Реформы Петра Великого ознаменовали новый этап в истории Российского государства и новое идеологическое направление, которое теперь было ориентировано на приобщение к западному культурному потенциалу. Было ликвидировано патриаршество, и создание Синода окончательно закрепило подчинение Русской Православной Церкви государству. Период дворцовых переворотов от Петра Великого до Александра I характеризуется уступками дворянству со стороны правителей, которые были обязаны своей властью определенным дворянским группам, ростом социальных противоречий между знатью и народом, ужесточением помещичьего гнета крестьян. Александр I в начале своего правления взял курс на либерализацию и реформы, но позже изменил этой идее и вернулся к консерватизму. Восстание декабристов спровоцировало реакционную и глубоко консервативную политику Николая I. Формируется теория официальной народности (православие, самодержавие, народность), которая становится новым курсом идеологической политики в царствование Николая I. С правлением Александра II связана эпоха так называемых «великих реформ», наибольшее значение из которых имела отмена крепостного права. Необходимая и верная по своей сути реформа, была осуществлена крайне недобросовестно и грабительски по отношению к крестьянству, что объяснялось нежеланием правительства вступать в конфликтное противоречие с классом помещиков. Реформа не только не решила, но в перспективе обострила крестьянский вопрос сопутствующие ему проблемы малоземелья, бедности и низкой продуктивности труда крестьянина. Внутренняя политика Александра III, который пришел к власти после убийства Александра II, характеризуется возвращением к консерватизму и некоторой стабилизацией состояния в стране. При Николае II все социальные, политические и экономические противоречия обостряются, однако правительство не предпринимает решительных ходов, чтобы исправить ситуацию, пытаясь ограничиться уступками. Проекты Столыпина удается осуществить лишь частично, что сводит на нет имевшуюся в них перспективу.
Внутренняя политика советской власти в первые годы была обусловлена марксистской идеологией, а также необходимостью мобилизации сил страны на борьбу с белым движением и интервентами – были осуществлены национализация земли и предприятий, временно введена карточная система. После относительно непродолжительного периода НЭПа, советское правительство, в котором главным авторитетом уже является Сталин, проводит коллективизацию и индустриализацию, то есть преобразовывает сельское хозяйство и создает промышленность в том форме, в какой они будут существовать до конца советской власти. В культуре и общественной жизни того времени можно выделить несколько периодов:
а) революционный (идея мировой революции, коренные изменения в социальной структуре и сознании людей, интернационализм);
б) сталинский (отход от каноничного марксизма, отказ от идеи мировой революции, курс на укрепление государства и фактическое оформление Советского Союза как империи и сверхдержавы, культ личности, жесткая политика социального контроля);
в) хрущевская оттепель (частичное свертывание репрессивного аппарата, десталинизация, гонения на РПЦ и некоторое ослабление идеологического контроля в искусстве);
г) эпоха развитого социализма/застоя (спокойное развитие и стабильность, оформление диссидентского движения преимущественно среди интеллигенции, не осуществляются значительные кадровые перестановки в партийном аппарате);
д) перестройка (изменения в общественной жизни и мировоззрении советских людей, проникновение западного влияния и массовой культуры, т.н. «новое мышление»). Политика перестройки и неустойчивая экономическая ситуация приводят в итоге к политическому коллапсу и распаду Советского Союза.
Свидетельство о публикации №216072900050