C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Под небом Италии. 6. Рим

               
        Мое воображение рисовало Рим большим городом с многоэтажными домами и современными административными зданиями, многочисленными витринами магазинов и яркими рекламными вывесками. Улицы и площади представлялись широкими, заполненными людьми и автомобилями, а архитектурные сооружения  прошлых веков – памятниками его богатой истории. Но картина, нарисованная моим воображением, не имела ничего общего с реальностью, которую я увидела 5 часов спустя.
        Сопровождавшая группу русскоязычных туристов из Римини в Рим экскурсовод Наталья назвала его центром мировой культуры. Возможно, она процитировала кого-то из компетентных людей, но к этим сказанным по пути  в автобусе словам я отнеслась как к некоторому преувеличению. А как же другие города, подарившие миру знаменитых архитекторов, скульпторов, художников, композиторов и литераторов с их неповторимым наследием? Но, окунувшись в атмосферу Рима, я находила все больше подтверждений словам Натальи или другого, неизвестного мне человека.
        Когда-то по улицам и площадям Рима победоносно шествовал Юлий Цезарь, но вопреки воинственному началу под его небом зародился центр христианства, во славу которого творили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль… И, проникаясь духом того времени, я все больше осознавала, что культура, архитектура и красота Рима – в неповторимости и...  открытии для себя.
        Слушая Наталью, мы рассматривали спокойные равнинные места, открывающиеся из окна автобуса в начале пути, которые сменила череда высоких, покрытых богатой растительностью холмов, словно кто-то небрежно набросил на них зеленое полотно роскошного бархата. В пышной зелени проблескивали одиночные крыши домов. Дороги вокруг них не просматривались, что вызывало сомнение в возможности жизни в этом безмолвии природы.
        Точечно сгустившийся туман витиеватыми струйками полз вверх, растворяясь в облаках. Его сизые дымки казались предвестницами пожара, но свежесть воздуха опровергала это обманчивое впечатление. Покрытые растительностью холмы местами сменяли обрывистые каменистые низины. Проезжая по узкой дороге, и огибая крутые повороты, автобус,  казалось, каким-то чудом не касался столбиков, установленных по опасному краю. Даже Наталья умолкала, когда он подъезжал к дорожному ограждению так близко, что оно исчезало из поля зрения. В такие минуты создавалось впечатление, что автобус едет над самой пропастью, в душу вползал неприятный холодок, и смотреть в окно не хотелось. Я заметила, что с возрастом чувство страха обостряется, но не столько от того, что становится дороже жизнь, сколько от того, что яснее ощущается реальность.
        Освещающие лампочки тоннелей, которые мы проезжали, в сплошной темноте казались бледными, тускло мерцающими огоньками. Высокие многоуровневые мосты над глубокими и широкими низинами походили на карусель «американские горки», только с более пологими подъемами и спусками. Имея ширину стандартной проезжей дороги, оставаясь в стороне, они выглядели узкими, замысловато закрученными лентами.
        После плановой остановки у придорожного кафе Наталья, ознакомив нас с последовательностью предстоящей экскурсии, включила навесной телевизор с видеофильмом о Риме. Благодаря насыщенной информации пять часов пути не показались слишком долгими, а управляемые мягкие сидения и кондиционеры создавали свои условия комфортности длительного переезда.
        У набережной реки Тибр, в месте парковки автобуса, нас встретила экскурсовод по городу Ольга. Представившись, она раздала нам стандартные комплекты усиления звука голоса, с помощью которых мы могли слышать ее на расстоянии. Как и Наталья, Ольга прожила и проработала в Италии 20 лет, но в отличие от своей светловолосой коллеги была брюнеткой и походила на итальянку, даже в ее речи прослеживался легкий акцент.
        На площади у Колизея, с которого начиналась экскурсия, мы смогли ощутить дух древнего города во всей его силе, мощи и жестокости. Согласно легенде Рим основан в 753 году до нашей эры. Колизей удивлял масштабами и чудом возведения без сложных средств и механизмов. Построенный во втором веке в форме эллипса высотой 50 метров, наружным диаметром 188 и внутренним 156, он поражал безупречностью для зрительского восприятия своей многоарочной четырехуровневой конструкции. Огромный амфитеатр, вмещавший 72000 зрителей, был предназначен для массовых зрелищ, самыми популярными из которых у древних римлян были гладиаторские бои. Быстрому и несуетливому заполнению внушительного внутреннего пространства способствовало специфическое рациональное обустройство. Входы, арки и ярусы разделяли посетителей по социальным группам. Мраморные лестницы предназначались для знати, каменные для среднего класса, деревянные для простолюдинов. Мы не могли соотнести себя ни с одной из этих категорий и внутрь не входили. Огромная стена Колизея, у которой остановились, была обнесена строительными лесами. Однако, подготовка к восстановлению не мешала рассматривать его открытые места, на которые указывала Ольга. О бурных природных воздействиях свидетельствовали частично отколотые верхние, третий и четвертый, уровни, а к внутренним разрушениям руку приложил человек. В период упадка Римской империи местные жители растаскивали его элементы по частям, используя для обустройства своих жилищ. Сквозные рваные отверстия в толстых стенах свидетельствовали об извлечении из них металлов для переплавки и изготовления оружия, и для наглядности их реставрация не проводилась.
        После того, как церковные власти установили в память о христианских мучениках над главным входом в Колизей крест и освятили его, разграбления прекратились. Пережитое осталось в веках, и он продолжает удивлять живым воплощением своей истории.
        Триумфальная арка Константина на площади у Колизея - самое грандиозное из сохранившихся аналогичных сооружений древнего Рима. Ольга обратила внимание на некоторые ее особенности: высеченные по краям сцены охоты и жертвоприношений соседствуют с картинами зарождающегося христианства, верхняя надпись гласит о победе императора Константина, а сюжеты на колоннах - о других битвах, что свидетельствует о том,  что при ее возведении использовались архитектурные элементы разных эпох, до 1У века. Однако, эти уточняющие сведения о ее прошлом не нарушали общего впечатления величия, которое производили, словно упирающиеся в небеса ворота древнего города на неискушенного туриста.
        По воскресеньям площадь древнего города и продолжающая ее, вымощенная гладкими камнями улица, были полностью предоставлены в распоряжение туристов. В другие дни часть их пришлось бы уступить автомобилям, которые гудели бы здесь так же, как когда-то стучали колесницы с лошадьми.
        От триумфальной арки Константина Ольга провела нас к каменному ограждению, Римским форумам. Когда-то жители спускались в эти низины с окрестных холмов, чтобы торговать. В процессе движения здесь зарождался город, и в нем закипала жизнь. Возводились дворцы и храмы, в залах и на открытых местах проводились судебные заседания с участием прокуроров и адвокатов, у храмов и памятников устраивались гладиаторские состязания в честь побед римских легионов, на шумных площадях бурлила мелкая торговля, и прогуливались праздные горожане.
        Построенный на Палатинском холме Дворец первого римского императора Августа объединял его резиденцию и жилище. В Римской курии заседал Сенат, Базилика Эмилия представляла одно из значимых культовых сооружений, Табулярий был государственным архивом, в храме Сатурна хранились государственная казна с несметными золотыми запасами. Вилла Фарнезе с ее чудесными садами и огородами стала, по сути, первым ботаническим садом в мире. Из простого селения Рим превращался в одну из крупнейших столиц средиземноморского античного мира со всеми атрибутами власти и государственности. Утопающие в зелени холмов жилища местной знати чередовались со святилищами. Однако, чтобы сегодня представить себе это великолепие, нужно подключить немалое воображение. Многие из древних построек найдены при раскопках в полуразрушенном состоянии. От некоторых остались только фрагменты и фундаменты. Хорошо сохранились их колоннады, и, словно подтверждая свое предназначение, триумфальные арки.
        Давно ушли императоры и все, кто окружал и обожествлял их власть, а эти уцелевшие изваяния остались напоминанием о силе и хрупкости жизни.
        Знакомясь с началом становления древнего Рима и возвращаясь в настоящее, мы спешили за удаляющимся зонтиком Ольги. Многочисленные туристы двигались в одном направлении, но, казалось, в бессистемном потоке, и мы старались не отстать от своей группы. Никто никого не контролировал, каждый отвечал сам за себя.
        Слушая Ольгу на ходу и на расстоянии, миновав древний рынок с достойно выдержавшими вековые испытания торговыми постройками, мы вышли на площадь Венеции, где остановились напротив белокаменного монумента, который был возведен в честь первого короля объединенной Италии Эммануила 11 в Х1Х веке. Однако, это не значит, что, приблизившись к современности, перескочили пласты других эпох. Как оказалось, на улицах и площадях, по которым мы следовали в рамках экскурсии, архитектурные строения соседствуют, не соблюдая своей исторической последовательности, и в этом удивительном многообразии форм и элементов раскрывается неожиданно меняющийся облик Рима.
         Верхний уровень крупномасштабного белокаменного монумента, напротив которого мы стояли, венчала высочайшая колоннада, выглядевшая на фоне необъятно голубого неба гигантской короной. Нижнюю часть представляла широчайшая многоступенчатая лестница, у основания которой между закругленными краями аккуратными полосами зеленела трава.
        Скульптура гордого всадника на коне в центре композиции, несмотря на контрастный темный цвет, несколько терялась в массе общего великолепия. Мое личное восприятие не имеет ничего общего со знанием архитектурных особенностей, но хочется отметить, что фоновая часть главного героя в монументе поражала своим размахом.
        Ольга обратила наше внимание на памятник Неизвестному солдату, установленный в этом же монументе в честь воинов, погибших на полях сражений в 1915-1918 годах. Он был расположен выше лестницы, ниже скульптуры всадника на коне, и освящен церковью. Памятники, как люди, бывает броский, но не греет, а бывает простой, но задерживает взгляд. Освящен церковью… Это я слышу не впервые…
        Муж напомнил мне, что с первой мировой войны не вернулся его дед, отец его отца, и я подумала – а, ведь с той поры прошло всего около ста лет. Но как будто и не было тех смертей, и молодые здоровые парни не отдавали свои жизни за Отечество, не углубляясь в хитросплетения замыслов политиков, вершивших их судьбы, а вернее отнимавших их у них. Возможно, памятник – это символ, и он не может предотвратить будущие войны. Но если о них не помнить, вырисовывается кривая - нет памяти, нет сострадания, нет чести, нет …
        От этих внезапных мыслей меня отвлек голос Ольги, и мы поспешили на другую сторону, к Дворцу Венеции. Отличаясь классически строгими форами со средневековой башней наверху, он показался несколько скромным по сравнению с белокаменным соседом. Но повышенное внимание к этому, окончательно возведенному в 1455 году, и хорошо сохранившемуся строению обусловлено не столько его архитектурными особенностями, сколько связанными с ним событиями. В ХХ веке с его балкона произносил свои речи предводитель итальянских фашистов Бенито Муссолини. Однако, памятники не выбирают себе судьбу, и оценив по достоинству его индивидуальность и многовековую устойчивость, мы отправились дальше.
        Пантеон, в котором нам посчастливилось побывать, известен, прежде всего, тем, что в нем покоятся останки Рафаэля. Эпитафия на гробнице итальянского живописца, графика и архитектора, творческий путь которого прервался в 37 лет, гласит: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
        Снаружи Пантеон представлял собой образец Римских храмов с фасадом из стройной колоннады, увенчанной треугольным фронтоном, внутри – уникальный ансамбль округлой формы, который заполнялся светом из отверстия свода, постепенно уменьшающегося до диаметра чуть меньше 9 метров. Восстановленный в 118 году после пожара и преобразованный в 608 из языческого храма в христианскую церковь он сохранил свой облик. Естественным изменением было лишь то, что из ниш извлекли статуи богов, установили алтарь и надгробные памятники, где покоятся останки итальянских королей
        Разворачивающуюся перед нами картину соборов, храмов и дворцов Рима гармонично дополняли его уникальные фонтаны, каждый из которых представлял произведение искусства в серебре водных струй. На воссозданной в форме эллипса площади Навона мы увидели сразу три искрящиеся скульптурные композиции фантастических фигур людей и животных. У самого грандиозного фонтана Трэви завершалась наша пешеходная экскурсия на площади с тем же названием. Для усиления эффекта падающей  воды, его, созданная в 1732 году композиция с Нептуном в центре размещена на каменистых выступах. Однако, великолепие зрелища в действии можно было представить лишь в воображении. Фонтан готовили к восстановлению, и мы могли оценить только его, достойное восхищения, скульптурное воплощение.
        Сохранившаяся и дошедшая из глубины веков питьевая система Рима, из которой мы попутно утоляли жажду, удивляла кристальной чистотой и свежестью воды. Улицы и площади, по которым прошли, дышали творчеством и созидательным талантом, но скорость, с которой двигались, в рамках однодневной экскурсии не позволяла остановить взгляд на многом из встречавшегося на пути. Однако, на этом наша программа не заканчивалась, и самое волнующее было еще впереди. После кратковременного обеда в кафе и небольшого перерыва с посещением сувенирного магазина мы направились к автобусу.
        Впереди нас ждал Ватикан.
        Если прочесть Рим справа налево, получится миР. Иисус рожден, чтобы научить мир любви, Святой Петр пришел в Рим, чтобы научить любви завоевателей, а они убили его. И словно для продолжения миссии мира и добра установлена бронзовая статуя Святого Петра у алтаря главного Собора всех христиан, названного в его честь, и в этом святом месте покоятся его мощи.
        Собор Святого Петра - самое большое католическое сооружение на территории суверенного государства Ватикан и самая большая христианская церковь в мире. Площадь, на которой он был возведен в ХУ веке, имеет символическое строение распахнутых объятий. Реальными размерами она показалась мне меньше той, которую я видела в телевизионных передачах в дни празднеств. Возможно, впечатление грандиозности создавалось массой заполнявших ее людей. Когда мы ступили на нее, по всей длине широкой извилистой лентой к Собору тянулась очередь туристов из Западных и Восточных стран, и, остановившись в ее конце, даже не заметили, как оказались в середине. Ожидание не тяготило, и через 40 минут наша группа прошла контрольный пункт с металлоискателями, приблизившись к главным воротам храма.
        Несмотря на внушительные размеры, (длина фасада 119 метров, высота - 48), Собор Святого Петра не подавлял своим величием, и у его входа я ощутила себя желанной гостьей. Ольга обратила наше внимание на лоджию благословений, с которой торжественно возвещается об избрании каждого первосвященника, и сам папа благословляет «город и мир».
        Внутри храма его огромного пространства не ощущалось, от всех стен и углов словно исходили умиротворение и покой. Душа наполнялась гармонией, усталость исчезала, словно и не было многочасового пути, который проехали и прошли, прежде чем попасть сюда.
        Справа от входа Ольга задержала наше внимание на скульптурной композиции «Пьета» - белого цвета чистоты Богоматерь держит на руках снятое с креста тело Иисуса Христа. Это произведение Микеланджело создал, когда ему не было и 25 лет. Прекрасное лицо девы-матери запечатлено в вечной молодости, в нем нет отчаяния. Выражая скорбное смирение, оно словно исполнено осознанием искупления ее сыном грехов человеческих. Нам, простым смертным, трудно понять глубину этой полной самоотреченности и душевной мудрости.
        Приблизившись к алтарю, мы остановились напротив картины Рафаэля «Преображение», признанной одним из его лучших творений. Прославляя божественную сущность Христа, мастер изобразил его парящим над горой в белом облаке исходящего от него света. Рафаэль умер, не закончив сюжет, и нижнюю часть, изображающую апостолов, завершали по его эскизам ученики. Картина поражала своей естественностью, небо словно переместилась на нее с улицы, где в этот день было таким же голубым и ясным.
        Купол Собора Святого Петра, в создании которого принимали участие многие мастера, является шедевром инженерного искусства Микеланджело. Его гениальный проект стал достойным завершением творческой жизни мастера, которая, несмотря на все достижения и свершения, была не простой. Знаменитую фреску «Страшный суд», украсившую Сикстинскую капеллу, созданию которой он отдал шесть лет, пытались переделать, а ее персонажей «приодеть», лишив этим, по сути, жизни, через изгибы могучих мускулистых тел автор передавал обнаженность человеческих душ. Несмотря на многогранность таланта, Микеланджело жил скромно, и временами бедно. Словно, мудрая природа знает, что материальная подпитка больше нужна людям, не отмеченным ее талантами, и, что они, активно направляя энергию в другое русло, достигнут своих высот. А гармоничное сочетание материальной и духовной составляющей - редкое совпадение. И словно, загадочная природа, понимая, что материальные блага больше ценятся людьми, не одаренными богатствами сердца и души, наделяя одним, отнимает другое. А если бы эти составляющие совпали, мир стал бы идеален?
        Бронзовая статуя Святого Петра, сидящего у алтаря, показалась мне несколько озабоченной и усталой. Когда-то он пришел в Рим, чтобы принести мир, а войны продолжаются. Покоем и умиротворением наполнено пространство храма, достойны триумфа своды. Но может ли величие фасадов остановить агрессию и жестокость, пропитывающие мир? Сегодня многие считают себя верующими людьми и даже ходят в храмы. Но во что они верят, если войны и страдания продолжаются? Может быть, прежде, чем ступить на алтарь государственной службы и дать клятву народу, правители должны дать клятву Богу?! Может об этом задумался Святой Петр, сидя здесь у алтаря?..
Июль 2013 года.


Рецензии
Хорошо, что память имеет слова. Снова прошёл по этому маршруту. Италия, Рим. Ватикан. Вот сейчас понял, как это здорово, что Николай Первый, или Александр Второй (не помню кто) распорядился создать копию Рафаэлевых. лоджий, в Эрмитаже. С удовольствием прочёл. Простой слог, замечательный сюжет, заразительная итальянская легкость. Мне более чем по душе. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   16.07.2023 05:29     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Сергей, за душевный и вдохновляющий отзыв!

Людмила Михейкина   17.07.2023 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.