Самоцветы из Павловска

На горочке она и стояла начальная школа. Сейчас здесь магазин с названием «Майя», а до кавказцев, хозяев торговой точки, в семидесятых-восьмидесятых годах была райбиблиотека.
… После разговора с Т.Н.Никитиной, трудившейся в пятидесятых годах в Нагорной школе, прошелся по тем местам, что дороги для семьи Никитиных. И сами собой возникали картины, лица, события.
… Вот самая шустрая ее ученица Света Королева. Слушает Татьяну Никитичну, требовательную, добрую учительницу, радовавшуюся за Свету Бабич в 1972 и 1976 годах – тогда павловчанка дважды защищала спортивную честь страны на Мировых Олимпиадах.
А сколько было других детей: озорных, тихих, говорунов, молчуней… где они сейчас? Собрать – вот классище бы получился… Дорогие места…
В раздумьях очутился у двухэтажного белого здания, в котором учились и ее дети – Тамара, Сергей.
После Павловской средней школы тут создали коррекционную. И Татьяна Никитична двадцать лет здесь потрудилась. И садик уютный – дело ее рук.
… Давным давно с сомнением взирал на посадку тополей по высокому берегу Касмалы. «Телята, машины, наша несознательность» – думал я, - истребят хрупкие деревца».
Ан, нет! Затеявшие это дело Т.Н.Никитина с коллегами из коррекционной огородили, защитили каждое деревцо.
Сейчас тополя шумят зелеными листьями, дают тень жителям улицы Красный Алтай.
Мама Сергея Никитина, архитектора, музыканта, художника-оформителя, воспитала сына и дочь в уважении к труду. Когда для учебного процесса коррекционной школе потребовались десятки наглядных пособий, то ее сын их и готовил. И ее кабинет считался одним их лучших. Как когда-то их дом.
До построенного в конце пятидесятых годах дома были другие дела. Скажем, отец Сергея и Тамары – Григорий Гаврилович Никитин перед войной с фашистами (1941-1945) успел закончить школу имени III Коминтерна и сколько-то поработать в Колыванской школе и еще три года послужить «в кадровой», в Красной Армии.
… И была война. Беспощадная – Григория трижды ранило, дважды контузило, чего не случилось с земляком Василием Пропастиловым, воевавшим рядом. В мирной жизни они много послужат обществу и культуре.
Лейтенант запаса и молоденькая учительница сыграют в 1946 году – свадьбу. На следующий год появится на свет Тома, а 31 июля 1951 года – Сергей.
***
… Военные люди себе не принадлежат.
Вот и Григория Гавриловича, отца двоих детей и назначают заведующим офицерским клубом. Факт вроде не очень удивительный, но дело в том, что клуб этот находился в … белокаменной…
Страшного вроде тоже нет, если… Если не переезжают туда малые дети. Тогда ведь хвори разные еще гуляли, особенно, по этим самым дальним поездам…
Поездка в Москву и обернулась для полуторагодовалого Сережи воспалением. Кто-то из деток корью болел…
Всего не предусмотришь. Родители в Москве принимают все меры. Тамару болезнь оставила. Вернулась семья через полтора года в Павловск. Братику сложнее было…

Птица-память
… Над центром Павловска кружит птица-память. «Садится» на 1955 год.
Татьяна Никитична в Нагорной школе преподает, дочка учится, сынишка картинки рассматривает.
Более серьезное дело у его отца. Григория Гавриловича назначают директором клуба. Да только его нет, но надо построить. Как? Из чего?
… Стояла в Заречье Никольская церковь. В тридцатых годах ее «обкарнали»: сбили колокола с куполами. После войны сельский очаг культуры в здании, что недалеко от школы имени III Коминтерна. Очаг религиозный не удовлетворял власть. Порешила она из бревен бывшего храма строить клуб в центре Павловска.
Верующие возмущались, костерили. Предрекали пожар (Случился - весной 1989 года…)
Г.Г.Никитин руководил стройкой. Пробивал материалы, находил умельцев.
Городские строители жили у Никитиных. В.Г.Пропастилов содействовал ему, торопил: к 7 ноября 1957 года, к сорокалетию Революции клуб чтоб был!
Собранный наполовину из бревен, наполовину – из кирпича, РДК (районный Дом культуры) сдали в срок. Среди победителей и Григорий Гаврилович, дальнейшая служебная карьера которого примечательна: заведовал общим отделом райисполкома, районной киносетью, а на пенсию уходил с должности начальника медскладов.
Служил народу всю жизнь. И дом он срубил. Вместе с Татьяной Никитичной.
И, разумеется, благоустроен был по высшему разряду. А как иначе – на улице имени Ленина, где живут Ланины и Кунгуровы, Крюковы и Селины и другие «ответственные товарищи» нельзя абы как.
Цветник, палисадник, домик покрашен, всюду чистота и порядок. И однажды их дом признали лучшим. И висела табличка – «Дом образцовой культуры».
Культура. Порядок. С детства Сергей воспитывался в среде, где детей поднимали к культуре, творчеству, приучали с ранних лет к труду. А еще ему повезло с сестренкой.
Известно: когда сестра старше брата она своего «учительства» не упустит…

В поте лица своего

Детство. Школьные годы. Золотая пора…
«Сережу – рисовальщика, лепщика выделяли в Доме пионеров. Краевед, автор исторической брошюрки «Павловску 200 лет» П.В.Копытов попросил его слепить из пластилина композицию «Ленин в шалаше».
В школе был одним из лучших рисовальщиков». Татьяна Никитична воздает должное его учителям. Леонид Степанович Рыбальченко вел рисование и черчение. Сергей отличником был. А еще общественные дела. Оформлял общешкольную газету. Нагрузка, немалая. «И памятен предновогодний день, когда сестренки Ланины уговорили выполнить Новогоднюю газету, многометровую». Хорошие были соседи – Боковы, Кацины, Кунгуровы, Ивановы, Селины…
С соседскими детьми играл, развивался, но – без разных глупостей… Наверное, на улице с серьезным названием (имени Ленина) исключаются игры в чику, карты…
А еще труд. И там, на сенокосе, повзрослевший сын, глядя на уставшего, потного отца, на его худобу и ранения, пожалел его – по-настоящему… И после отдыха с удвоенной силой стал махать литовкой, косить травушку-муравушку для «Зорьки-кормилицы»…
«В поте лица своего добывать будешь хлеб свой». Так в Библии сказано. Так и должно быть.
Главную заповедь Сергей усвоил рано. В юности, видимо, пришло и понимание: труд должен быть красивым и умным! Жизнь на земле не должна быть каторгой. И только через труд, красоту раскрыться может сердце.
И оно зазвучало звуками семиструнной гитары. А потом, когда ворвалась на мировую эстраду четверка ливерпульских парней, - то гитарой шестиструнной.
Сразу научился игре на гитаре. Вел главную, сольную партию.
«В клубе, что строил отец, его игру оценили. В пятнадцать лет, в 1967 году, Сергей наяривает на павловской эстраде, на танцах в РДК. Закружится голова…
Возмутилась голова у завучей школы.
Запретили! Вот в родной школе – пожалуйста!
«По переулкам бродит лето…». Звучала песня. Миша Матвеев, Володя Краснов, Витя Диков, Сережа Никитин задорно исполняли песни Бабаджаняна, других композиторов.
«Миша Матвеев закончил музыкальную школу, знал толк в нотной грамоте, играл на баяне, помогал гитаристам, вокалистам».
Скажет Сергей, вздохнув… Убыл его друг. В Германии живет.
… Первый школьный ансамбль. Их ансамбль. Родившихся в 1951-1952 годах.
Сергей Никитин полюбил и волейбол.
… Всеволод Степанович Чекушкин построил ребят, показал приемчики, рассказал правила. И – пошло-поехало! Выступал за сборную школы, за сборную строительного техникума.

Искусство проектировать и строить…

Идет так, как идет.
… Могла у него жизнь идти и по-другому… и, как он сам сегодня говорит, «мог в Новосибирске» работать в серьезном проектном институте, в городских делах участвуя. Это гитара меня оставила в Павловске».
… Выбрал абитуриент Никитин архитектурное отделение Барнаульского строительного техникума осознанно: по желаниям, способностям. Специальный экзамен – рисунок - у него лучший! Долго висел тот рисунок – как образец для абитуриентов…
Архитектура… Зодчество. Искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы. Создание материальной организованной среды, необходимой людям.
Дипломная работа. Проектирование девятиэтажного дома точечной застройки. Сложные расчеты. Сопротивление материалов. Ходил по проектным институтам. Выполнил чертеж-рисунок. Разрез девяти этажей. Куратор Диндиенко, помогавший ему, спокоен: Никитину должны поставить «отлично». Что и случилось. И направление уже было: в Новосибирск. …Идет так, как идет.
В тот 1971 год председатель Павловского райисполкома Н.Л.Гуляев, преображавший райцентр, видимо, жаждал иметь в качестве архитектора толкового молодого специалиста. Переговорил с родителями Сергея. Действовал Николай Леонтьевич достаточно продуманно… Зная слабость Никитина к музыке, гитаре. Поставил на это, когда «перехватил» отличника-выпускника. Допускаю, что так. Тогда без гитары, без ансамбля, без музыки Сергея представить нельзя было.
… Далекие годы. Неверояная его популярность в павловской молодежной среде. Звонки девчат… А по вечерам - танцплощадка. И сотни неженатых и незамужних людей взирают на гитаристов.
Как играли и пели…
А что на работе? Здесь были дела, проекты. Но Павловск не город.
Впрочем… Выполняя поручения предрика, съездил в Москву: с договором на очистку пруда. В проектных институтах столицы недоумевали: такому молодому и доверили такие сложные вопросы…
Сделал все как надо. Гуляев похвалил. Попросил потом вести тщательный учет работ по очистке пруда. Загружал другими заданиями.
… И что-то мало осталось от «искусства проектировать». Пруд? Так то столичные, ленинградские проектировщики. А объекты в районе, райцентре? В основном их выполняли городские специалисты. Хотелось творческого самовыражения – не получалось…
А стройки шли и шли. Сдачу в эксплуатацию «обмывали».
Татьяна Никитична вспоминает, как часто огорчался ее сын. Когда приходилось (ради приличия) сидеть за одним столом со всеми, кто строил и кто принимал объекты.
Выпивки Сергею не по душе…
«Искусство проектировать» уходило.
Ушел с высокой должности Н.Л.Гуляев, человек с кем «можно было делать дела». Пришли иные - с ними он не сработался…
… Родные, знакомые, отговаривали: зачем тебе художественная мастерская?! Ведь там… Ну и так далее. А он, родившийся под Знаком Льва, тогда проявил свою огненную решимость. И оказался прав. Оформительское искусство где-то сродни и архитектуре, искусству проектирования. В условиях Павловска для творческого человека это был единственный спасительный вариант…

***
Ах, эта свадьба

Танцуют пары, пары, пары
Мотив знакомый, даже старый
И сладкий голос бас - гитары
Тревожит память мою…
(Из песни семидесятых лет)

Отец взрослой дочери разоткровенничался в дороге:
- Плохо – если нет танцев.
- Почему?
В клубе, на танцах женихи невест выбирают. Переживаю за дочку – дома сидит…
Истину глаголил папаша! Танцплощадка, РДК – места знакомств. И музыканты этому содействуют.
И члены «Тройки» тому содействовали.
Без гитариста С.Никитина «не то» бы было в музыкальной среде. Как и без вокалиста Николая Кацина, известность которого перевалила за границы района. Коле помогал Сергей Никитин.
Третьим в «Тройке» был молодой преподаватель музыки и пения.
«До А.Г.Тимченко играли как любители. Тимченко стал с нами работать. Учил.
И мы заиграли, запели – по-другому! Интересно, выразительно. Девчата в группе появились. Какой вокал был…»
Теплые слова Анатолию Григорьевичу от души. Играл на эстраде брат Н.Кацина – Юрий. А Коля, по совету А.Г.Тимченко, поступил в Барнаульское музыкальное училище.
… После службы в Армии Николай устроился на… «бензовозку». Что не содействовало делу. На вечерние репетиции Н.Кацин не мог попасть.
«Надо выручать друга». Решает Сергей. Решается вопрос с устройством одаренного певца и гитариста на работу – в отдел культуры, музыкальным руководителем.
«Григорьич, сделав свое дело, покинул «Тройку». Подходили другие. Братья Матвеевы, Владимир Краснов, Александр Спирин, Александр Зяблов, Сергей Дворников, Александр Фролов. Заменяли друг друга. И где только не выступали и не зажигали сердца…»
И сотни раз выходили на эстраду (часто – в холодное помещение РДК), и виртуозно, мастерски он вел сольную партию. Посматривая друг на дружку, подыгрывали ему друзья. И оттаивали сердца.
Под такую музыку легче влюбляться, знакомиться. И… играть свадьбы…
«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба». Пели в городе павловские музыканты. На свадьбу Аллы Бережняк их «направил» Н.Л.Гуляев. Долго длилась свадьба - ровно столько, пока лилась их музыка.
Иные изумлялись, дескать, сельские, а надо же, огромный, разнообразный репертуар!
- Пойдем, что-ли, Анна, станцуем?
- А чего не сплясать под такую музыку!
И пожилые люди, вспоминая лучшие годы, подпевали:
- Как модно, как модно
 Танцуют пары под аккорды, аккорды
 И можно говорить свободно, свободно
 Про жизнь и про любовь.

В художественной мастерской

Павловский район в семидесятых-восьмидесятых годах – один из лучших (показательных) районов края. Пред гостями района надо хорошо выглядеть. Художественная мастерская решала эту проблему.

***
… Трудился тогда корреспондентом в районке. Заставал художников в селах, хозяйствах. Писали портреты передовиков труда, сооружали памятники, оформляли кабинеты, школы, садики.
Наглядная агитация. Занимался ей и Сергей Никитин.
Занял лидирующее место в коллективе. Работы супруг Астраханцевых и его всегда «тянули» на первую категорию.
Коллеги с удивлением взирали на его многочисленные придумки, облегчающие работу. То аэрограф сообразит, то специфический компрессор. Предприниматель.
… Из книги «Павловский район – история и культура». Из материала Н.Л.Гуляева «Сооружение мемориала в Павловске». «Зимой 1974 года районный штаб выбрал и утвердил макет мемориала автора С.Г.Никитина». Правда, комиссия из города скорректировала проект этот, по которому полагалось устроить отдельные подходы к каждой ели. Но так как погибших оказалось больше, чем предполагали, то…
Что здесь существенное? То, что сын фронтовика С.Г.Никитина уважительно отнесся к каждому погибшему павловчанину.
Прошел другой проект. И втроем (супруги Астраханцевы, С.Никитин) весь архитектурный проект делали. Сергей Григорьевич придумал и соорудил плиты городов-героев.
«Много нам помогал Станислав Иванович Пахомов, тогдашний секретарь райкома партии».
… Хорошая черта – добром вспоминать людей, с которыми вместе работал.
Пришел день и назначили его заведующим «художки». Наводил трудовую дисциплину, внушал творческим людям о простых истинах… Работали. Как волы…
Гуляев, будучи начальником КБО, умолял «дожать» оформление: утром приезжала комиссия…
С.Никитин с А.Фроловым, пока люди спали, «пластались» всю ночь. Успели.
 В его руководство мастерская не раз становилась победителем. Трижды ездил в Москву на семинары.
«И учились, и рисовать заставляли». Вспоминает, как Г.Ф.Борунов опекал художников-оформителей, как оценивал их пейзажи, натюрморты, портреты.
До пожара шла активная и содержательная творческая работа. Так говорят и другие художники.
 
После пожара

Как и предрекали, клуб сгорел. Не стало художественной мастерской. Все холсты и краски, материалы, оборудование огонь уничтожил. Говорят, пожар от короткого замыкания.
Из просторных апартаментов художники переместились в …комнатушку старенького Детского дома. Было это в 1989 году. Через некоторое время еще хуже стало: распад СССР, ликвидация КПСС. Заказов все меньше. Никитин и его коллеги ищут себя в другой фазе рыночного беспредела. Нет, удача «лыбилась» иным, более пробивным.
Подчас ими, художниками-трудягами, манипулируют. Около года Сергей Григорьевич оформительскими работами занимается у предпринимателя Ушакова.
После 1993 года, после расстрела Белого Дома, круче «пошел процесс». Дальновидные начинают обретать в центре земельные участки. Неожиданная тяга к коттеджам.
К месту и ко времени Сергей Григорьевич организовал свое предприятие. Проектирование, архитектура, дизайн, отделка – виды деятельности знакомы.
Обеспечил работой братьев Мусихиных, Олега Гостеева, Сергея Сычева, Алексея Колбанова. И долгих девять лет этот коллектив «отстраивает новый Павловск». И во - многом вид Павловска – плод их дел…
… Автор помнит качественный труд Юрия и Владимира Мусихиных по отделке кабинетов в предприятии В.Н.Самодурова. И в бывшем МК-103 Никитин с товарищами работал, и в психоинтернате, и в Павловском хлебокомбинате. И в других местах…
Девять лет – это и коттеджи, и магазины, и жилые дома. Все виды работ: тонких, грубых. И ломик с лопатой – все, все перепробовано…
…И были муки, и сотни проверок, но, как танк по оврагам, его коллектив таранил трудности.
Трудностями растут. Выковываются качества, люди сильнее становятся. Яснее начинает видиться проблема. И будущее лучше «узревается».
… И наступил XXI век. Структурировалось в Павловске в основном. Кто мог – что хотел, построил. А у бедноты иные заботы: как концы с концами связать…
Заказов Никитину поубавилось. Что делать? А он, оказывается, и это предвидел… И готовился к новой деятельности.
 
Спасибо «художке»

«Стройка идет – все идет». Рерих прав, как всегда.
… Инициативно-состоятельные люди смогли построить коттеджи. Что дальше? Правильно – отделка и наполнение мебелью. Многие захотели не покупную, а такую, чтобы – «от сих до сих» – «от стенки до стенки, от дверки до дверки».
С учетом возможностей комнат, залов, прихожек, кухонь. Разная меблировка, нестандартная. Или – корпусная…
Тонкое это дело! В городе есть такие фирмы, но Барнаул далеко.
… Сергей Григорьевич, расставшись с прежним делом, приобрел в собственность часть здания бывшего райпотребсоюза. Под столярку, где новые станки потом окажутся. Рядом – напряженный Каменский тракт.
… Едет человек, глазеет по сторонам. Повернул за угол – вывеска! Его, Никитина… Фиксирует, а иной и остановится. И зайдет. Разузнать. Что и как тут, у деревенских…
Подивится просторам, чистоте, порядку, ладному молчаливому труду Николая Евтушенко и Алексея Колбанова, заглянет и в его небольшой кабинетик.
- Это можете? – Спросит.
- Можем, - Никитин отвечает.
- А это?
- Можем.
- А материалы?
- Есть. Всякие. Нет – достанем. Барнаул недалеко.
И клиенту достаточно. На невидимом полевом уровне ощутил силу Мастера, могущего сделать все. И даже чуть больше…
Потом вызов. Никитин едет на своей, разумеется, машине. Профессиональным взором оглядывает пустые побеленные комнаты. Слушает, как врач, хозяина. Тот поясняет, чтобы ему хотелось. Мастер кивает головой, но сам интенсивно что-то и свое обдумывает…
- Заедьте на днях. Эскизы посмотрим, - прощается Никитин.
И потом набрасывает разные варианты.
… И, глядя на будущие «мебеля», заказчик «сдается». Определяется. Заодно еще раз поражается Мастеру…
«Много, очень много мне дала художественная мастерская! Комплексно-практический университет там пройден. Всем приходилось заниматься. Учился каждый день. Умению ладить с людьми – то же. И нынешние, новые задачи не страшны. Если что и не умею, не знаю – то научусь, и научу подчиненных».
Так он отзывается о навсегда канувшей в Лету и дорогой для него «Художки».
… И я слушаю и слушаю… О «стариках» – художниках Л.С. Рыбальченко (о дорогом нашем учителе…), о Г.Т.Клюеве. О Г.П.Мусихине, о Заслуженном художнике Г.Ф.Борунове. Кто о них напишет? Когда?..
И, по словам Никитина, другие были таланты: Авдюшкин и Вельдяйкин, Леутский и Садовников. Не все, правда, выдержали соблазны… И много теплых слов Мастер отдает художникам-ровесникам: супружеской паре Астраханцевых, А.Фролову, А.Владимирову, С.Бабину, другим.
Пусть не обижаются те, которые трудились в клубе, но С.Г.Никитин особо выделяет Георгия Васильевича Харина. Творческого, деятельного руководителя, инициировавшего строительство летней танцплощадки, качелей и многого другого…

Самоцвет
(Фестиваль «Ночь новостей – 2007», посвященный памяти Н.Кацина, проходил под аккомпанемент дождя)

Капли чистые – слезы небес эти капли
Устремились на зрителей и на поющих…
В тихих звуках дождинок мне слышится Ка-цин.
Фестиваль собирает на «Ночь новостей» самых лучших.

Было время – на Кацина голос спешили
Молодые девчата и парни – гудела тогда танцплощадка.
Музыканты, певцы землякам свои песни дарили.
«Самоцветы из Павловска…» Говорили иные украдкой.

… Где Высоцкий и Цой, где Тальков, в небесах тех и Кацин.
Служит музыке сфер, служит тонкому, чистому Свету.
… А Святой Николай раздает нам пречистые капли.
Чтоб, очистившись, мы посылали любовь самоцвету.

И услышите…

Вот стоим с Михаилом Матвеевым у почты. Вспоминаем как и что проходило в РДК. И хорошим подспорьем нам старинные снимки.
В январе 1972 года газета «Новая жизнь» опубликовала фото: Михаил Матвеев, Надежда Кузенкина, Сергей Никитин. Состав вокально-инструментального ансамбля «Тройка» (Снимок № 1).
А вот снимок. Слева – соло-гитара С.Никитин и баянист А.Тимченко. поют вместе с Н.Кациным (в центре), а дальше – М.Матвеев (гитара) и ударник
… Матвеев давно живет в Германии, но не забывает Павловск. Он рассказал. «Играли в клубе, с гитарами «мудрили», однажды руководитель ВИА «Самоцветы» Маликов нам даже гитару подарил. Было здорово».
Так может сказать любой из музыкантов того времени.
И опять фото (№ 3) Уютная эстрада. По углам – Н.Кацин – А.Фролов. в середине дуэт: С.Никитин, А.Владимиров.
…Особо дороги С.Г.Никитину фото, где запечатлен его друг, талантливый певец и музыкант Николай Кацин, в честь которого уже несколько раз проводится музыкальный праздник «Ночь новостей».
И вот он, уникальный снимок. Они вдвоем: Н.Кацин и С.Никитин, в руках «оружие» - электрогитары. Что-то поет Николай, а Сергей держит паузу…
… И уже восемь лет как нет на земле Коли, Коли Кацина, но – прислушайтесь, присмотритесь, - и Вы услышите… Вы обязательно услышите…


Рецензии