Главный закон природы

ГЛАВНЫЙ  ЗАКОН  ПРИРОДЫ

Меня  интересует Закон единства и борьбы противоположностей и сегодня (30 июля 2016 г. я  спросил  Интернет про этот закон.

Получил ответ. «В сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет ко все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта. Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Единство противоположностей состоит в следующем: они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других; взаимно обусловливают друг друга. Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается. Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями: выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания; решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Вопрос от Демчук А.В.: Действуют ли философские законы в обычной жизни? Приведите в пример закон единства и борьбы противоположностей. Ответ: Этот закон очень распространен и каждый ответит по-своему. Большинство физиков, как пример его применения, сразу же приведут известный факт, который расскажет, что электроны, являются одновременно волнами и частицами. Они объединяют в себе две противоположности. Также, согласно законам природы, можно рассказать про лес, ведь он является единой системой, биоценозом. Однако внутри, можно найти огромное количество противоборствующих сил. К примеру, грибы – паразитируют на деревьях, также примером станет то, что под землей, корни борются за влагу».
В 1987 году услышал в лекции «главного философа Челябинска» зав. кафедрой философии ЧелГУ К.Н.Суханова: «Есть закон единства и борьбы противоположностей – причина движения. Но есть и противоречие тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь?» Профессор пожал плечами. Я вскочил, я знал эту связь, но не получил слова. Только в 1989 г. мне удалось опубликовать в местной газете статью «Почему Советы не имеют власти», где я упомянул об этом.

Вот отрывок из этой статьи.

«Жизнь людей и всей природы происходит в полном соответствии с  законом единства и борьбы противоположностей. Чтобы было движение,  изменение, развитие, нужна пара противоположностей. Например,  высокое и низкое давление, высокий и низкий уровень, противоположные  убеждения, богатые и бедные и т.д. и т.п. В этих случаях дуют ветры,  текут ручьи и реки, развиваются наука и общество. Бедные тянутся за   богатыми, как отставшие за ведущими спортсменами. Современные  философы различают различие и противоречие. Но только различие между противоположностями  является противоречием. Нет противоположностей - нет противоречия. Природа находится в вечном движении вследствие своей неоднородности. Ученые прошлого века правильно подметили, что  если во Вселенной установится однородное состояние (одинаковая  температура), это будет означать конец света.

Все живое, в том числе и человек, различает противоположности. В первую очередь различаются ощущения, приятные и неприятные.  Неприятное ощущение вынуждает человека действовать, чтобы избавиться от него. Приятное же ощущение прекращает действие. Жизнь, состоящая   из одних приятных ощущений, практически невозможна. Она подобна  смерти. Когда появились богатые и бедные, появилась и движущая сила  для развития общества. Но так как эта сила проявляется в виде  неприятных ощущений (обида, зависть и т.п.), то у части людей     возникла мечта о «справедливом» социально однородном обществе.

Сначала это была мечта о будущей райской жизни у верующих, затем у утопистов и, наконец, у коммунистов. Весной 1918 года эта мечта  начала претворяться в жизнь. Было решено забирать все излишки хлеба  у крестьян и распределять его среди рабочих. Почему сеют хлеб   крестьяне? Потому что есть разница между урожаем и семенами. Если  этой разницы не ожидается, никто не будет сеять. Эскимосы не сеют в   снег, понимая, что хлеба все равно не будет. Когда у наших крестьян   стали забирать хлеб, они перестали сеять. «Сей или не сей, хлеба все   равно не будет». Некоторые не понимают, почему разницу нужно называть противоречием.  Если кто-либо скажет, что, однажды закопав кошелек в землю с  какой-то суммой денег, через полгода выкопал денег много больше, ему не поверят. Условие противоречит результату. Но ведь миллионы   крестьян ежегодно «закапывают» в землю различные семена и через какое-то время получают результат, противоречащий условию. Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разница  между собранным и посеянным. Не будет разницы, не будет  противоречия, не будет и действия. Закон природы. Нужно обратить   внимание, что при всяком взаимодействии противоположностей есть  действие и противодействие. В общем случае они не равны между собой.  Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна из них ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны,  то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон -  действие равно противодействию - является только частным случаем  закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого   закона охватывает все случаи, возможные в природе. С одной стороны,  на одном фланге действие равно противодействию, на другом всякое   противодействие исчезает. Во втором случае наступает катастрофа. Если в электрической цепи исчезнет сопротивление, возникнет разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет  никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти философы придумали метод  - разделение властей, который успешно применяется во многих странах».

Как видите мое понимание закона единства и борьбы противоположностей отличается от философского  понимания.

 Диалектика – это диалог, борьба противоположностей. В СССР строилось плановое хозяйство, хозяйство единого центра, в котором не допускалось обсуждение приказов. А это и был централизм, который  назывался демократическим. Но централизм (диктатура) и демократия – это две стороны диалектики, разделенные противоречием. Централизм не может  быть демократическим.  Противоречие беспокоит людей, и вынуждает искать выход. Что лучше диктатура или демократия? Диктатура лучше для решения сиюминутных (типа военных) проблем, когда ничего и никого не жалеют. Демократия же лучше для решения перспективных (экономических) проблем. Древние греки это понимали и на время войны заменяли демократию диктатурой. При абсолютной власти, власти без оппозиции (без тормоза) и наука стала абсолютной, никаких дискуссий. Есть АН, которая всё знает и не о чем спорить. Наука без демократии, без диалога вырождается. Так в «Вопросы философии» (№11-2002) была опубликована статья, в которой Г.Левин «доказывал», что пословица «истина рождается в споре» неверна. Если есть высший научный центр (РАН), то какие могут быть споры? Слушайтесь и выполняйте.

И о самом светлом явлении природы у них - самое  темное  представление: «...свет  представляет собой поток особых частиц-фотонов... и имеет двойственную природу - волновую и  корпускулярную, т.е. свет  являет  собой  единство противоположностей, единство  прерывности  и непрерывности в полном соответствии с законами материалистической диалектики».  Обычное непонимание диалектики. Диалектика требует двух участников и борьбу между ними, то есть Земля или движется, или не движется, но не то и другое, а свет  поток частиц, или волны эфира, но не гермафродитной природы (двойственной).

Из непонимания необходимости двух участников для развития науки (новатора и консерваторов) идет и представление, что ученые двигают науку вперед, что для этого достаточно высшего научного центра РАН, а новаторы с альтернативными идеями не нужны.

 30 июля 2016 г.                Павел Каравдин



Рецензии