Музейный Кулибин

Почему он полюбил действия? Может, потому, что по Знаку – Лев?
Увидал в 1942 году, как дед Исаков банешку ладил. Восстановил баню у своего дома.
Зимой аэросани смастерил. Кореша давай на них кататься, а Герка кумекает о новых «штучках». Изобретения касались и трудового процесса. Что-то с конными граблями поделает и как новенькие… И дивятся Вовка Мартышкин с Санькой Панюшкиным…
Признали местного Кулибина за его умелые деяния в колхозе «Красный борец», зауважал его и кузнец Николай Дмитриев.
- Да ты, паря, молоток! Дуй на шофера учиться: с такими руками – в механики пробьешься! – кто-то советик дал.
- Не вздумай, Гера, школу бросать! – Ты способный. Осилить можешь институт. Тянись за знаниями, - Александра Ивановна Кармановская в тот момент подала добрый совет.
Набор тогдашних его качеств и умений: отлично рисовал и чертил, лепил, ремонтировал, играл на музыкальных инструментах, работал по дереву, железу. И главное – действовал!
Синтетический, конструкторско-художественный талант. Где, спрашивается, такому учаться?

В Узбекистане

Послевоенные годы. Время тяжелое, но страна СССР учит молодых.
Поступил Г.Мусихин в Самаркандское училище живописи.
В Павловске у художника-фронтовика Г.Т.Клюева узнал «как и что». Написал натюрморт. Клюев одобрил: молодец. Езжай, говорит, поступишь…
Училище носило имя П.П.Бенькова. Русский живописец брал уроки у великого Репина – художника, которого особо почитает и Г.П.Мусихин.
В конце двадцатых годов в поисках натуры Беньков приехал в Среднюю Азию. Покорен был ее красотой. Остался. Воспитал плеяду талантливых питомцев. Умер Беньков в 1949 году.
… Сын с матерью жили у родственников на квартире. Потом Гера ушел в студенческое общежитие. Знакомство с Иваном Ениным, зарождение мужской дружбы, растянувшейся на долгие годы… Енин много позже переедет жить в Павловск.
Лучшие, говорят, годы – студенческие. О них у него теплые воспоминания.
Рисунку, живописи, черчению внимание - основная масса выпускников распределялась в школы. Знакомство с Самаркандом, старинным городом, насыщенным уникальными памятниками.
… Стоял у древних стен Регистана и Шахизииды, у гробницы великого Тамерлана, задумавшего Самарканд сделать центром мира. История, прошлое незримо входили в сердце.
Взрослели тогда рано, а художники тем более. Все понимали.
… Огромный сдвиг произошел в Средней Азии в двадцатые и последующие годы.
К примеру, в их многонациональной группе бок о бок учились узбеки и русские, корейцы и крымские татары, украинцы. Дружба царила.
Продолжение учебы в Ташкенте. И еще три года напряженных занятий, сотни эскизов, чертежей. Постижение мировой культуры. Дипломная работа «Скоро в школу». Натурная живопись. И другой Ключ – Красота – «выделан» им. Восток боготворит красоту, дышит Ею…
Красоту Самарканда он снимал фотоаппаратами – «Москва», «ФЭД», «Зоркий». Судьба свела с … Индирой Ганди! Снимал будущего Премьер -Министра загадочной Индии. К сожалению, пленка та вышла испорченной…
Очень дороги встречи с Анной Николаевной Коненковой (первой женой знаменитого скульптора С.Т.Коненкова) и ее сыном, инженером-путейцем Германом Сергеевичем Коненковым. Младший сын скульптора помогал Г.Мусихину по музыке, а Георгий сопровождал прогулки матери и сына, фотографировал их на площадях и улицах Самарканда.
… Полюбил он Среднюю Азию – со своими выжженными солнцем горами и равнинами, зеленью оазисов, бирюзой неба.
Любовь – еще один волшебный Ключ…
… Вот фотография. Молодой круглолицый парень в соломенной шляпе в окружении своих учениц-узбечек, величавших его «Порохович», за что он, Георгий Прохорович, ничуть не обижался…

Трудностями растут

Лучший учитель – сама жизнь…
Возникает необходимость, человек ей подчиняется. Начинает решать новую проблему. Преодолевает новые трудности, растет по-новому. Обретает новые качества, умения.
… Как в 1959 году было? Он уже четыре года трудится учителем рисования, черчения в родной Бродковской… Вместе с Л.С.Рыбальченко – то же художником, неугомонным человеком.
Родились в семье Мусихиных сыновья: Гера, Володя. Расходы… Что делать молодому педагогу с полунищенским жалованьем?
Прознал про расширение кружков в открывшимся еще 1 октября 1954 года Доме пионеров. Переговорил с тогдашним директором В.Ф.Ворониным. Дали «добро» на несколько кружков.
Был в напряжении: совмещал педагогическую работу в школе с работой в Доме пионеров. Вел фотокружок, кружки - по баяну, «Умелые руки», изостудию.
Сложно поверить, но это так. «Железная необходимость» и позволила обрести много нового. Новых качеств, способностей, новых коллег – из числа преподавателей Дома пионеров: А.Ф.Власова и А.Туровцева, П.В.Копытова и В.Ф.Воронина….
А новые творческие дарования? Он учил музыке Славу Банных, Гену Малышева, Толю Колодина.
Приобщил к фотоискусству Мишу Рождественского, Володю Золотарева, Юру Войтенко, иных ребят.
А вот Володя Абрамов, Толя Подмарьков, Володя Каньшин с друзьями по кружку «Умелые руки» после исполнения макета «Механизированная бригада» (экспонировавшегося на краевой ВДНХ) вместе с руководителем кружка Г.П.Мусихиным собрали своими руками мотороллер, ездили на нем.
А автомобиль – малютка? Здесь особое усердие, трудолюбие проявили в работе по металлу Гена Клюев, Миша Кезин, Витя Бакуменко. Другие «изделия», к примеру, аэросани.
Всем ходом вещей приближался к синтезу технического конструирования с художеством, с историей…
И изостудия под его началом действовала. Среди лучших – Людмила Малышева (Астраханцева).
… Семь долгих лет совмещал школу с Домом пионеров. Поимел колоссальный опыт, творческо-педагогическая его деятельность того периода (1959-1966) – очередная ступень к Главному Делу…

В художественной мастерской

Фотография: ей несколько десятков нет.
Мастерская. За столом Л.С.Рыбальченко. напротив – Г.Т.Клюев, Г.Ф.Борунов, Г.П.Мусихин. Павловский квартет «художников-передвижников». Работали, растили детей. Жили искусством. Редко ныне застанешь такое.
Да, случались разногласия, спорили, но и дарили павловцам красоту своих произведений.
И украшали села района красочной наглядной агитацией, оживляли села, хозяйства. Художественному оформлению в 1966-1975 годы (когда Георгий Прохорович возглавлял Павловскую художественную мастерскую) уделялось огромное внимание, разумеется, в первую очередь, со стороны райкома партии, райисполкома. Время такое.
… Под его началом трудились разные художники-оформители: Вельдяйкин и Петров, В.Кулик и В.Садовников, М.Рождественский и Астраханцевы, С.Никитин.
А Михаила Фролова он взял по просьбе его отца. Подучил, ввел в курс дел.
…Каждый день – нестандартные заказы! И эта трудность помогала ему обрести творческое, нестандартное мышление.
Над решением задач долго не кумекал.
«Возникал в сознании образ: возникало решение». Способности внутреннего видения можно позавидовать. Но это ясновидение – закономерно. Как синтез, объединение трех божественных Ключей в одно целое. Он действовал много. Любил людей. Боготворил Знание и Красоту.
… С неподдельным интересом вникали в дела мастерской первый секретарь райкома партии И.Е.Бережняк, председатель райисполкома Н.Л.Гуляев.
Приехали два художника из Ташкента. Один из них Иван Иванович Енин. Что художникам надо, кроме красок, холстов, кистей?
Конечно, пленэр, ну, природа. Натура.
До удивительных мест Горного Алтая – далеко… Пошли в высокие инстанции. Хлопотать стал, дескать, для развития художников надобен нам творческий отпуск.
И вскоре та группа на восьмиместном автобусе оказалась за… Чемалом.
Водитель Петр Мышьянов, как вспоминает М.М.Рождественский, запурхался с машиной. Мобильников тогда и в помине не было. Где-то как-то чинили, шоферу горе, а нам – счастье. Лишняя неделя оказалась только на руку. Приобрели для себя очень много.
Учились друг у дружки. Писали этюды, картины. По приезду организовали выставку, в фойе РДК. Много жителей района ее посмотрело… Уже маститый Енин после Алтая стал подумывать о переезде сюда…
… В юбилейные для страны годы (1967-1970) потребовалось напрячь все силы художникам мастерской. Виды работ – самые разные.
На его счету три памятника советскому солдату-победителю: в Рогозихе, Киприне, Батурове.
… Человеку за сорок. Есть высшее художественное образование. Нормальная руководящая должность. Трое детей. Живи, трудись. А он… решает поиметь второе высшее образование. Ну, не странно?
При конкурсе пять человек на место поступает на заочное обучение в Омский педагогический институт, на художественный факультет.
«Чувствовал, что недостает широты и глубины в знаниях».
Ключа одного недостает…
… Смотрим с земляком портреты его однокурсников. Прекрасные лица. Ясный взор. Одухотворенность, свойственная сибирским творцам.
Г.П.Мусихин в часы отдыха просил заочников посидеть. Попозировать. На память.
Пейзажи и портреты, натюрморты, скульптура. Работа отнимала уйму сил, времени. Но все-таки… Думали о развитии людей. От серости будней старались уводить. Следили за творческим ростом художников-оформителей.
Приезжал в мастерскую Г.Ф.Борунов, другие.
Проверки работ. Замечания. Обсуждения. Определение лучших картин. Одна из них – «Вечером на полевом стане» (Г.Мусихин). …На заднем плане – зерноток, амбары, грузовик. На переднем – молодые люди. Куча золотого зерна. Белая косынка и белая кофточка на девушке перекликаются с чередой белых облаков в небе, подсвеченных золотом заходящего солнца. Теплота, гармония: в природе, в душах…
Мусихина – художника награждают Дипломом Первой степени.
… Пройдет много лет и весной 1989 года пожар уничтожит многие его работы и работы его коллег…
Хватало в его жизни и иных драм…
И сама жизнь вела его – медленно, последовательно – к главному делу.

В краеведческом музее

Георгий Прохорович трудился в школе, Доме пионеров, в художественной мастерской. Чего не хватает? Правильно: недостает музея!
И он поработает в трех музеях края!
… Музей. Храм муз. Научно-просветительское учреждение. Хранение, изучение, популяризация памятников истории, материальной, духовной культуры.
Главное дело, начатое им с Алтайского Краеведческого музея, - логичный результат всех предыдущих этапов.
В 1980 году работало в СССР 628 краеведческих музеев. Один из них в Барнауле.
… Несут люди к нему вещи. Ценные для истории. Но… Вещи, как правило, подпорчены, побиты, или вообще - недокомплект.
Художник музея реставрирует, восстанавливает.
Если в Павловской художественной мастерской приходилось выполнять и нестандартные заказы, то с 1975 года, в краевом центре, только их и исполнял. Всякий раз – особинка. По железу, дереву, картону, бумаге, фанере…
Копировал древние рукописи, оформлял титульные листы. Познакомился с церковно-славянским и славянским языками.
И повеяло духом древности…
Выполнял макеты. Самые разные. Демидовской площади, сереброплавильного завода. Копии муляжей. И многое чего другого делает.
У него – мастерская. … Вот старинные часы восстановил, вот ножку мудреную выточил для шикарного старинного стола.
Кого Мастер напоминает? Ку-ли-би-на. Механика-самоучку, изобретателя множества различных механизмов, создателя «зеркального фонаря», семафорного телеграфа…
Тогда, до 1980 года Кулибиным еще, по крайней мере, его не «окрестили». Но – назовут!
… Мы намеренно поясняли его дела в главном краеведческом музее края.
Барнаул и Павловск, говоря словом поэта Маяковского, «близнецы – братья». С 1763 года таковые.
В краевом центре был сереброплавильный завод и у нас был. И связаны они были единством технологического цикла. Ну, не братья ли?!
Опять же музеи. В Барнауле есть краеведческий музей, серьезный импульс ему придал павловчанин Г.П. Мусихин.

Макеты, модели…

Когда мы писали о том, что он как бы сразу видит в своей цельности образы будущих макетов, моделей (и даже действующих), то имели в виду о его особом художественно -конструкторском мировидении. Так организована структура сознания, способная зреть образ происходящего. Того происходящего, которого нет в настоящем, а только в будущем… И он «ловит» это будущее.
И он первый на Алтае начал Дело, которое придало музейному делу особую, «живую изюминку».
Мы говорим «модель» , «макет». В широком смысле это любой образ (мысленный, реальный) – изображение, описание, схема, чертеж, устройство какого-либо объекта, процесса, явления оригинала.
… Имелась до Мусихина модель «огненной» машины И.И.Ползунова. Как застывшая конструкция, отдаленно напоминающая саму машину. Внутренним взором Мастер прозрел: можно сделать так, что модель обретет движение. Станет «веселее» и понятнее… наглядность поможет понять и суть гениального изобретения!
Движение пришло. Или – Действие. Ключом божественным – Действием – открыл новую веху… Влил «жизнь» музейным экспонатам! Вот оно, его Главное Дело.
А нельзя сделать так, чтобы модель «в микродозе», «точь в точь» показывала бы все операции оригинала? Или – еще лучше: чтобы модель – как оригинал действовала?! Ну, скажем, чтобы малюсенькая модель сереброплавильной печи выплавляла бы крохи серебра – из серебристого шлака. Его еще много в Павловске.
Пока «производство серебра» в микродозе нереально, но как знать… Но вот что касается наладить движение перемещения воды, огня, воздуха, пара, то что-то, может, и получится. Новые Ключи (способности) тут нужны.
Дерзайте, юные… Беря пример с Георгия Прохоровича, «Музейного Кулибина». В 1985 году Мусихин получил такое редчайшее звание – за создание уникального, единственного в Союзе музейного оборудования, макетов, действующих моделей машин.
Слово и образ

Интересный вопрос: что же вначале было? Слово? Образ? В метафизические высоты не станем воспарять. Применительно к «Музейному Кулибину», ответим так: равноценны два начала! Слово, ну, знание превыше всего. Тут синтез знания: исторического, технического, художественного. Мусихин проштудировал горы архивных документов, древних чертежей, абрисов, эскизов.
Он духом понял ту великую эпоху, когда на Алтае стали переходить от средневекового мануфактурного производства к машинам.
Русские механики XVIII и XIX веков – как бы его друзья.
Ну, а Образ, великий Образ? Он начален по-другому: при непосредственном тво-ре-нии моделей и макетов. Когда, сконцентрировавшись на задаче, после паузы, спонтанно, огненно врывается в расширенное сознание луч – мысль – образ. Успей, художник-конструктор, ухватить, уловить его…
Успевал. Фиксировал. Дар Божий…
Разумом и рассудком обмозговывал «небесную подсказку». Прикидывал к ситуации – как получше сделать или – воплатить в жизнь Образ происходящего…
Да, потом будни, канитель: с материалами, их поиском, затем изготовлением составных частей модели, но… Но в помощь Мастеру само небо Алтая (самое синее в мире) давало силы и энергии.
Их хватало вполне…

В Барнауле

До 1975 года он жил в Павловске.
Построил дом, учил детей всему, музыке – то же. Сыновья умеют трудиться, а еще умеют играть на музыкальных инструментах. Старший сын – Гера, когда служил в Армии, организовал ансамбль, обучил игре на гитаре Володю. Юра, младший сын, может играть на пианино, баяне. Сыновья построили дома. Живут в Павловске, младшем брате Барнаула.
… Барнаул. Столица края. Здесь один из старейших в Сибири краеведческих музеев. Создан в 1923 году. Богатейшее собрание горных машин, механизмов. Уникальная историко-техническая коллекция, отражающая достижение горной промышленности Алтая. К выполнению моделей привлекались в далеком XIX веке талантливый механик П.Г.Ярославцев (1788-1857), техник Я.С.Климов. по заданию начальника Горного округа П.К.Фролова изготовил Павел Григорьевич модели машин и механизмов, изобретенных на алтайских заводах и рудниках, для музея в Барнауле. Некоторые модели сохранились. С ними пришлось Г.П.Мусихину познакомиться, поработать.
Главный экспонат музея – модель универсального двигателя И.И.Ползунова – после новшеств Мастера из Павловска чуть изменился. Модель стала действующей! А значит, более ценным наглядным пособием.
Дает ясное представление созданный руками Мусихина действующий макет Барнаульского сереброплавильного завода.
Поезжайте в Барнаул, увидите действующие модели «музейного Кулибина».
… Его предшественники, механики понимали значение сохранения достижений русских творцов XVIII, XIX веков. Он достойный продолжатель, смог заставить «застывшие» модели, макеты задвигаться, что существенно способствует обретению у посетителей понимания действия и самих машин, механизмов далекого прошлого.
Мусихин много сделал для истории…
 
В Змеиногорске

… Середина июля 2007 года. Жара. В квартире Мусихиных мы, трое любителей старины, обсуждаем «дела давно минувших дней».
… Его супруга Раиса Михайловна – человек заинтересованный. Ее сын – В.В.Говорухин в далеком 1982 году работал вместе с Г.П.Мусихиным в Змеиногорске. За один год и два месяца их дуэт, начав с ремонта – побелки, превратил историческое здание, построенное в честь столетия горного дела на Алтае, в музей, в котором наглядно показана история Змеиногорского рудника.
На снимках – виды экспозиций. Есть действующий макет – каскада гидросиловых сооружений для механизации работ в недрах Змеиногорского рудника, построенного К.Д.Фроловым. Автор макета Г.П.Мусихин рассказывает о своей работе над другим макетом: «Чугунная дорога» П.К.Фролова.
Пожилой человек, сохранивший ясный ум, благожелательно отзывается о всех умельцах Колывано-Воскресенских заводов. С их проектами, трудами знаком он профессионально. Многим изобретениям дал свою «окраску» – придумал и воплотил в музеях края оригинальные действующие макеты тех изобретений.

Вывод
… Волна повышенного интереса к краеведению, истории разных мест пошла с начала девяностых годов XX века. Пошла не спонтанно. Среди тех, кто закладывал в крае фундамент для этого направления, и он, Георгий Прохорович Мусихин.

В Павловске

Заведующая Павловским музеем истории Н.А.Колпачева за многие годы провела сотни экскурсий с детьми. Самые благодарные посетители более всего удивлялись «землянке» и панораме сереброплавильного завода и его окрестностей с прудом, церковью, плотиной.
«Землянка, «как живая» а панорама живет – действием, движением турбины, мехов, узлов.
Главное Дело своей жизни он подарил родному поселку. Около трех лет труда на оформлении музея!
Клавдия Григорьевна Маликова, первый директор музея, просила переоформить музей. На самом деле он все делал заново. Был опыт. Был долг. Перед земляками-фронтовиками.
Раиса Михайловна, помнится, шинельку крохотную для фигурки сидящего солдата шила, а он… Он все делал сам! Фотографировал ветеранов, исследовал, делал стенд об участии павловчан в сражениях.
И к остальным залам приложил золотые свои руки, ясный ум, «внутреннее зрение». Да, приходилось защищать свои концепции, планы будущих экспозиций, макетов, что-то брал у других, но Главное Дело на 90 процентов сделано им.
Помните, потомки наши…
… Мы беседуем в Барнауле, а как будто в Павловске… Георгий Прохорович берет фотографию Введенской церкви, не самой, нет, а снимок - со своей же модели. Узнаю подробности – про восстановление им ткацкого станка, граммофона. Действуют они, а были…
Представьте – вы смотрите на работающие раритеты, модели, макеты. Вы же погружаетесь именно в то время, откуда они заявились в хранилище.
… И как будто сам музей оживает…
И что-то в душах совершается…
… Есть три волшебных Ключа: Любовь, Красота, Действие. Ими можно открыть любые тайны, двери.
Георгий Прохорович сам «выработал» божественные эти Ключи. С их помощью проник в тайны прошлого Алтая, запечатлел это прошлое навечно.
И это есть его Главное Дело.

Сокровища мира

Серебро – злато… Сокровища – Матери-Земли и сокровища человеческого духа «стыкуются» таинственным образом и потребуется время для понимания самых важных тайн бытия человека на Земле.
Библия говорит о «серебряной цепочке», о «нити духа» утверждают Учения Индии, Тибета. Русский Конек-Горбунок несет на спине Золотой Огонь Истины.
Не случайно, что именно на Алтае где-то серебряное - белое царство. Беловодье – Шамбала…
И зовет то Беловодье к себе всех ищущих Истину – по серебряным нитям. По нитям этим к подвижникам нисходит и золото Истин. Озаряет.
Этот свет доходит и до Мастера…
Несомненно, что и сугубо земные, благородные металлы – Серебро, Золото – то же особо почитаемые несут в себе отсвет Вселенских Тайн.
И опять же – именно Алтаю, отмечающему свое семидесятилетие (хотя древен он…) – суждено было в XVIII веке стать Местом «Серебра и Злата». И полтора века алтайское серебро и золото увозились в столицу, крепя мощь царской России.
 Еще и поэтому важно постигать «алтайское серебряное и золотое» прошлое. Ходите, друзья, в музеи. Для начала…Напряженное исследование может привести к обретению Сокровищ Неба – «серебряной цепочки» и «золотой истины».
И три божественных Ключа (Любовь – Красота – Знание (Действие) помогут открыть самые глубокие тайны Вселенной. Ибо Едины Небо – Земля – Человек…
И среди тех, кто содействовал оживлению истории Алтая, жемчужины Сибири, он, Георгий Прохорович Мусихин…


Рецензии