Позитивный Позитано и другие. Часть 13

Boris S. Gotman, Ph.D
   
   Продолжение

   Собственно говоря, в  Амальфи  мы уже, можно сказать, въехали  -  http://www.proza.ru/2016/07/10/1045.

   Напомню, мы проехали через туннель  в горном отроге под гостиницей "Ля Буссоль", потом спустились по бетонной эстакаде ещё метров сто пятьдесят и повернули направо в сторону порта на площадь  Флавио  Джоли.

   Сфотографировали памятник легендарному изобретателю современного  компАса,   перешли  шоссе  SS 163,  называемое на этом отрезке  Римским бульваром,  и через арку вошли в Старый город.
   
   Сразу открывается великолепный вид на уходящую круто вверх старинную улицу и на фонтан, который венчает статуя святого Андрея, а буквально через десяток метров справа во всём великолепии предстаёт и сам собор его имени.

   Когда-то этот фонтан стоял против высокой – в 62 ступени – лестницы в собор, но потом его переместили на нынешнее место.

   Наверно, решили, что обнажённая барышня, из грудей которой льются потоки воды, пусть и символизирует изобилие, но не очень вяжется с легендами о нраве апостола Андрея.  Например, в рассказе монаха Епифания, составленном примерно в VIII—IX веке, есть и такой эпизод  "… блаженный апостол  Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста" (ссылку на источник приведу в следующей части репортажа).

   Такую нелюбовь к статуям можно объяснить только иудейским воспитанием Андрея.

   Святой с фонтана пристально вглядывается в собор своего имени -  считается, что там хранятся его мощи. Но немного разглядишь в соборе с его теперешнего места - базилику закрывают великолепные бронзовые ворота, изготовленные когда-то в Константинополе и позднее украденные из него крестоносцами вместе с мощами святого Андрея и прочими хранившимися в нём несметными богатствами.

   Итальянцы – удивительный народ. Я, конечно, не очень много путешествовал, но нигде и никогда не видел апостола, украшающего фонтан.
    
   Как тут не вспомнить Карла Маркса, который в своем сочинении «18-е брюмера Луи Бонапарта», приводит фразу:
   "Гегель замечает где-то, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс".
   
   Статуя Андрея Первозванного венчает и фонтан "Самсон" на Контрактовой площади в Киеве, но там он установлен на ротонде  и держит в руках  животворящий крест, а не любовно обнимает свой косой эшафот-распятие.

   Возможно,  как раз легенда о посещении святым Андреем Киева, упорно распространявшаяся византийской церковью для привлечения в союзники опасного соседа с берегов Днепра, тоже сыграла определённую роль в том, что вся мощь Четвёртого крестового похода обрушилась не на мусульман, а на Константинополь.

   Из двух братьев, первых апостолов - Симона, получившего после крещения имя Петр,  и Андрея  Рим выбрал Петра, ставшего первым Папой.

   Константинополь всегда был конкурентом Рима в борьбе за главенствующую роль в христианстве.

   Андрей считается основателем и покровителем Константинопольской православной церкви. Поэтому Константинополь в противовес Риму объявил, что Андрей "главнее" – он был старшим из братьев и его первым призвал  себе Иисус.

   Так что  вполне вероятно, что Рим захотел присвоить себе и  Андрея.
   
   Именно поэтому, как мне кажется, венецианский дож  Энрико Дандоло,  поведший  банды Четвёртого крестового похода не в Святую землю, а на конкурировавшие с Венецией далмацкий Задар и греческий Константинополь, имел основания полагать, что наказание от Римского папы за разгром этих христианских городов будет не слишком суровым.

   В следующей части репортажа расскажу немного о двух соборах апостола Андрея Первозванного – в  Амальфи и в Киеве, а эту закончим некоторыми сведениями о фонтане.

   Фонтан построен в стиле барокко в 1760 году. 

   На нём надпись: "Hunc tibi perpetuo sacram us fontem" –
"Пусть будет всегда святая вода в этом фонтане".

   Вода в нём, действительно, замечательная!

   Продолжение следует…
   


Рецензии
Здравствуйте, Борис!
Запомню городок Амальфи и фонтан святого Андрея Первозванного.
И вправду, итальянцы - жизнелюбивая нация.
Обратила внимание на вашу иронию: "обнажённая барышня, из грудей которой льются потоки воды, пусть и символизирует изобилие, но не очень вяжется с легендами о нраве апостола Андрея".
С улыбкой,

Светлана Петровская   17.07.2022 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Итальянцы и сами любят жизнь и всё прекрасное, и желают того же другим. С улыбкой и уважением,

Борис Готман   17.07.2022 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.