Чему учит учебник литературы?
На странице восемь помещено предание «Воцарение Ивана Грозного»: «У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин ему и говорит: «Иван, пойдём на реку. Когда я царём стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!». А Иван ему на это: « Коли я, барин, в цари ухожу, так тебе беспременно голову срублю!». Пошли через реку, опустили свечи – у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царём, вспомнил своё обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это Грозным и прозвали».
Не спорю, может такое придание и имеет право на существование, но зачем его «толкать» в головы семиклассников? У нас и так каждый год возникают проблемы с жестокостью среди школьников. Зачем же их ещё «провоцировать» на уроках литературы?
Русским пословицам и поговоркам, разумеется, в учебнике должно быть место. Они есть. Аж четырнадцать пословиц и три поговорки. Зато помещены, не понятно с какой кстати, пять абхазских, четыре азербайджанских, шесть английских, семь арабских и так далее. Ладно, были бы они все такие прекрасные, как русские. Увы! Вот азербайджанская поговорка: «Хороший друг ближе брата». Это, как известно, в условиях гражданской войны «брат шёл на брата», но живём-то мы нынче в мирное время. Брат должен быть братом и дороже всяких там друзей.
На странице семьдесят читаем четверостишье Державина: «Поймали птичку голосисту и ну сжимать её рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, а ей твердят: Пой, птичка, пой!». И мы хотим, чтобы дети после этого любили «братьев наших меньших»?
На страницах 214-223 напечатан рассказ Тургенева «Бирюк». В его «Записки охотника», как мы знаем, входят двадцать пять рассказов. Почему автор учебника выбрала именно этот? Ведь в рассказе присутствует такое понятие как «жестокость». Зачем оно семиклассникам? И ещё о жестокости. «Вчерашний день, часу в шестом, зашёл я на Сенную; там били женщину кнутом, крестьянку молодую». Это уже Некрасов. Страница 245.
"Ну ладно, - подумал я, - автор-составитель может включать в учебник, что считает нужным. На то он и автор. Министерство образования могло просто не обратить внимание на указанные выше «пустяки». Но куда смотрели Российская академия наук и Российская академия образования, давшие положительные заключения на данный школьный учебник? Вот этого я никак понять не могу".
30.07.2016 г.
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №216073001622