Чему учит учебник литературы?

              Седьмой класс я закончил в далёком 1971 году. Но вот мне попался недавно на глаза учебник «Литература» для 7 класса. Часть 1. Автор-составитель В. Я. Коровина. Московское издательство «Просвещение», 2009 год. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Стал я его читать. Ради интереса.
   
              На странице восемь помещено предание «Воцарение Ивана Грозного»: «У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин ему и говорит: «Иван, пойдём на реку. Когда я царём стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!». А Иван ему на это: « Коли я, барин, в цари ухожу, так тебе  беспременно голову срублю!». Пошли через реку, опустили свечи – у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царём, вспомнил своё обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это Грозным и прозвали».

              Не спорю, может такое придание и имеет право на существование, но зачем его «толкать» в головы семиклассников? У нас и так каждый год возникают проблемы с жестокостью среди школьников. Зачем же их ещё «провоцировать» на уроках литературы?

               Русским пословицам и поговоркам, разумеется, в учебнике должно быть место. Они есть. Аж четырнадцать пословиц и три поговорки.  Зато помещены, не понятно с какой кстати, пять абхазских, четыре азербайджанских,  шесть английских, семь арабских и так далее. Ладно, были бы они все такие прекрасные, как русские. Увы! Вот азербайджанская поговорка: «Хороший друг ближе брата». Это, как известно, в условиях гражданской войны «брат шёл на брата», но живём-то мы нынче в мирное время. Брат должен быть братом и дороже всяких там друзей.

                На странице семьдесят читаем четверостишье Державина: «Поймали птичку голосисту и ну сжимать её рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, а ей твердят: Пой, птичка, пой!». И мы хотим, чтобы дети после этого любили «братьев наших меньших»?

                На страницах 214-223 напечатан рассказ Тургенева «Бирюк». В его «Записки охотника», как мы знаем, входят двадцать пять рассказов.  Почему автор учебника выбрала именно этот? Ведь в рассказе присутствует такое понятие как «жестокость». Зачем оно семиклассникам?  И ещё о жестокости. «Вчерашний день, часу в шестом, зашёл я на Сенную; там били женщину кнутом, крестьянку молодую». Это уже Некрасов. Страница 245.

                "Ну ладно, - подумал я, - автор-составитель может включать в учебник, что считает нужным. На то он и автор. Министерство образования могло просто не обратить внимание на указанные выше «пустяки». Но куда смотрели Российская академия наук и Российская академия образования, давшие положительные заключения на данный школьный учебник? Вот этого я никак понять не могу".

30.07.2016 г.

Фото из Интернета

   



Рецензии
Полностью Вас поддерживаю, Петр. Жму зелёную.

Елена Дудинова   10.11.2017 21:45     Заявить о нарушении
Большое спасибо!!!

Петр Панасейко   11.11.2017 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.