Россия в кольце военно - биологических объектов

                Ежедневно на экранах телевизоров и электронных СМИ обсуждаются темы наращивания группировки НАТО в Восточной Европе и антироссийских санкций. При этом гораздо меньше внимания уделяется другой проблеме - военное ведомство США завершает процесс опоясывания России биологическими лабораториями двойного назначения. Чем это чревато, несложно понять. Зачем применять оружие, когда войну можно выиграть, не применяя ракеты.       
                В 1972 г. была принята Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО). Она не только поставила вне закона собственно биологическое оружие, Ст.1 Конвенции в принципе запретила разработку, производство и накопление биологических агентов и токсинов, не предназначенных для профилактических и иных мирных целей, а также оборудования и средств доставки для использования таких агентов и токсинов. СССР, США и Великобритания подписали КБТО 10 апреля 1972 г. К 2014 г. Конвенцию ратифицировали 170 государств, еще 13 государств подписали ее.
Согласно официальной позиции МИД РФ, изложенной в ходе обзорной конференции по КБТО в Женеве в декабре 2011 г., Конвенция формально запретила биологическое оружие, но на практике не обеспечивает всеобъемлющий режим его нераспространения в мире.
                19 государств, в т.ч. такие технологически развитые союзники США, как Израиль, по-прежнему не присоединились к КБТО. Во многих странах, подписавших Конвенцию, не приняты внутренние законодательные акты по ее имплементации. Более половины государств-участников игнорируют обязанность по ежегодному предоставлению информации о своей биологической деятельности. А главное – отсутствует обязательный механизм контроля исполнения КБТО.
                Разработка верификационного механизма, включающего возможность взаимных проверок, началась в 1995 г. при поддержке большинства стран-участниц КБТО. Аналогичный порядок в рамках режима нераспространения химического оружия доказал свою эффективность. Однако в июле 2001 г. уже в заключительной стадии Соединенные Штаты заблокировали эту работу и в одностороннем порядке вышли из переговоров по подписанию соответствующего протокола к Конвенции. Неприятие американской стороны вызвали в т.ч. предложения по инспекциям и установлению пороговых количеств биологических рецептур. При этом, несмотря на отказ от создания контрольного механизма, Государственный департамент США в своих докладах о контроле над вооружениями в мире периодически бездоказательно и в основном в пропагандистских целях обвиняет Россию в нарушении КБТО.
                Одновременно Пентагон приступил к существенному расширению системы закрытых военных биологических объектов, в т.ч. за рубежом. Односторонние действия американцы объяснили ростом угрозы биотерроризма после рассылки писем со спорами сибирской язвы в сентябре 2001 г. Хотя до сих пор многие специалисты ставят под сомнение версию совершения этого теракта исламистами, обращая внимание на сложность изготовления и военное происхождение рецептуры «белого порошка», а также присутствие среди адресатов политических противников администрации Дж.Буша, в т.ч. сенаторов-демократов, выступавших против т.н. «Патриотического акта».
                По некоторым оценкам, с 2001 г. по 2010 г. США увеличили количество биологических лабораторий с 20 до 400, вложив в защиту от биотерроризма 60 млрд дол. Соединенные Штаты и ранее имели опыт создания военно-биологических объектов за рубежом в Африке (Кения, Египет), Латинской Америке (Бразилия), Юго-Восточной Азии (Таиланд), а последние годы они стали открывать их в непосредственной близости от границ России. В 2010 г. Пентагоном запущен крупный лабораторный комплекс на Украине, в 2011 г. – в Грузии, а также в Казахстане.
                Украина. К моменту распада СССР на Украине располагались противочумные НИИ и мощности по производству вакцин, частично вовлеченные в советскую военно-биологическую программу, но в основном действовавшие в качестве компонента уникальной гражданской системы предупреждения инфекционных заболеваний. Получив независимость, Украина присоединилась к КБТО в качестве независимого государства, юридически отказавшись от использования этой инфраструктуры в запрещенных целях.
                В августе 2005 г. представители США достигли с новым руководством Украины, пришедшим к власти в результате «оранжевой революции», договоренности о переоснащении оставшихся в стране биологических объектов. Эти договоренности были включены в качестве отдельного направления в обновленный пакет соглашений по сотрудничеству Украины и США в рамках американской программы «Совместного сокращения угрозы». Основным исполнителем программы выступает Пентагон (Агентство МО США по сокращению военной угрозы, DTRA), действующий в сотрудничестве с Государственным департаментом и министерствами энергетики и торговли США. В 1990-е годы усилия этих ведомств на Украине были сосредоточены в основном на уничтожении и вывозе ядерного оружия, однако затем они стали уделять все больше внимания также биологической составляющей CTR – Программе сокращения биологической угрозы.
                Подписание «биологического» соглашения между Пентагоном и Минздравом Украины лоббировал лично сенатор Ричард Лугар. В августе 2005 г. Р.Лугар посетил Киев и Донецк в рамках турне по постсоветским странам, включавшего также Россию и Азербайджан. В этой поездке сенатора сопровождал будущий президент США Барак Обама, для которого она стала первым международным визитом такого уровня.
                В т.ч. Б.Обама посетил Центральную СЭС в Киеве, а в Азербайджане принял участие в переговорах о передаче образцов местной коллекции штаммов (более 60 наименований) в США. Последовавшее сближение двух политиков уже позже дало повод американским комментаторам рассматривать Р.Лугара как потенциального претендента на должность госсекретаря в демократическом кабинете Б.Обамы, несмотря на его принадлежность к республиканской партии. Однако главой внешнеполитического ведомства Р.Лугар, являющийся сторонником вхождения Украины в НАТО, так и не стал. Вместе с тем, он, как считается, оказал сильное влияние на внешнеполитические взгляды 44-го президента США, а его биологические проекты обеспечены поддержкой действующей американской администрации.
                Помимо Агентства по сокращению военной угрозы МО США и сенатора Р.Лугара, реализация американской биологической программы на Украине возложена также на Национальный центр медицинской разведки США Эта структура расположена в Форт Детрике (шт.Мэриленд), входит в состав Управления военной разведки Пентагона и отвечает за сбор сведений о гражданских и военных биологических разработках и возможностях фармацевтической промышленности других государств.
                Юридические документы, инициирующие военно-биологическую программу США на территории Украины, были подписаны в 2005-2009 гг. Этими актами предусмотрено оснащение на Украине к 2014 г. двух Центральных рефренс-лабораторий (основной и временной) и перемещение в них всех частей украинской коллекции опасных штаммов, а также оснащение еще 29 менее крупных станций, в т.ч. лабораторий при областных СЭС. Общий запланированный объем финансирования программы – более 183 млн дол.
                Официально целью работ было объявлено усиление безопасности украинских лабораторий в условиях террористической угрозы и опасности распространения биологического оружия. Однако многие украинские специалисты сразу поставили под сомнение заявленные цели. В ноябре 2009 г. в письме главному санитарному врачу Украины А.Беловолу начальник государственной противочумной станции в Симферополе профессор А.Хайтович подчеркнул, что предложенная американцами концепция, с одной стороны, ведет к частичной утрате суверенитета Украиной (в части обеспечения собственной биологической безопасности), а с другой, к необоснованному разрастанию объемов «грязных» работ с опасными патогенами на всей территории страны (например, работы с чумой должны будут производиться в 13 учреждениях вместо 2-х).
В октябре 2008 г. тендер МО США на модернизацию украинских биологических объектов на сумму 175 млн дол. выиграла американская инженерная корпорация Black & Veatch из г.Оверленд-Парк (шт.Канзас).
                15 июня 2010 г. в присутствии посла США на Украине Джона Теффта (с апреля 2014 г. посол США в России) был открыт первый комплекс – Временная центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) на базе Научно-исследовательского противочумного института им. И.И. Мечникова в Одессе. По американской четырехуровневой классификации, объекту, стоимость которого  была оценена в 3 млн дол., присвоен уровень Biosafety Level 3 (BSL-3), допускающий работы со штаммами смертельно опасных для человека вирусов и бактерий, пригодными для использования в качестве биологического оружия. В Одессу по требованию американцев, были перемещены все части украинской коллекции эндемичных штаммов, где представители США получили к ним прямой доступ, несмотря на то, что с советских времен на Украине практиковалась их децентрализованное хранение. Именно консолидация коллекции в ЦРЛ было одним из ключевых требований американской стороны.
                К 2013 г. американцами, по одной лаборатории открыто в Киеве, Одессе, , Тернополе, Ужгороде, Виннице, Харькове и Луганске. Две лаборатории - в Днепропетровске. Три лаборатории действуют во Львове. А также в Симферополе. После перехода собственности симферопольской лаборатории в российское ведомство, там было найдено много чего интересного. Таким образом, 8 из 13 лабораторий открыты в украинских городах-миллионниках (Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск и Харьков) с общим населением около 10 млн человек. Интегрирующим подрядчиком строительства всех лабораторий выступила американская компания «Black & Veatch Special Projects Corp.». Тем не менее, в реализации американской биологической программы были отмечены явные сбои. Во-первых, не все планы выполнены в срок, в т.ч. ввиду явного недофинансирования. Во-вторых, оснащение украинских объектов сопровождалось скандалами с растратой средств и давлением американских дипломатов на украинские медицинские учреждения.
                В 2010-2011 гг. по поручению СБУ комиссия во главе с и.о. начальника управления капитального строительства МО Украины А.И. Илюхой провела обследование лабораторий во Львове, Одессе, Виннице и Симферополе. Комиссия выявила многочисленные факты грубого нарушения норм безопасности при реконструкции объектов, способные привести к уничтожению или утечке штаммов опасных инфекций (в частности, в устройстве систем вентиляции, герметизации и сейсмоустойчивости). Например, на одном из объектов вытяжная вентиляция выходила на близлежащий детский садик.
                В мае 2012 г. выводы группы А.И. Илюхи были подтверждены повторной межведомственной комиссией, направленной вице-премьер-министром Украины В.И. Хорошковским.
Несмотря на грубейшие нарушения техники безопасности в ходе переоснащения лабораторий, посольство США (в лице начальника отдела уменьшения угроз Луки Клучко) в ультимативной форме требовало от их руководства подписать документы о приемке.
                Дополнительно Соединенные Штаты организовали тренинги украинских специалистов в американских военно-медицинских институтах и наладили с ними информационный обмен. Были выделены гранты для проведения на Украине биологических, в т.ч. экспедиционных исследований, например, с целью составления карт распространения туляремии и сибирской язвы и изучения миграции переносчиков инфекций. Гранты распределяются в частности через Украинский научно-технологический центр в Киеве. Этот Центр был создан в 1995 г. для финансирования исследовательских работ бывших советских ученых и инженеров, ранее занятых в ОПК, и финансируется в основном США. Его аналог в России закрыт в 2012 г.
                Показательно, что партнерами украинских ученых по грантовым программам значатся такие крупные военно-биологические учреждения США как Медицинский научно-исследовательский институт инфекционных болезней армии США, Армейский исследовательский институт им. Уолтера Рида, Подразделение медицинских исследований ВМС США №3.
                Значительная часть получателей американской грантовой помощи на Украине и других заинтересованных лиц в результате поддержала расширение военно-биологической деятельности США в республике (среди них, называют главврача Центральной СЭС Минздрава Л.С. Некрасову и эксперта аппарата СНБОУ А.К. Доценко).
Также в рамках Программы сокращения биологической угрозы в государственных учреждениях Украины американцами внедрена электронная система мониторинга за распространением инфекционных заболеваний, которая передает данные напрямую в США, минуя Минздрав Украины.
                В 2013 г. в вопросе дальнейшей реализации американцами биологических проектов на Украине образовался правовой вакуум. 31 мая 2013 г. истек срок базового соглашения между Пентагоном и Минздравом Украины «О сотрудничестве в области предотвращения распространения патогенов, технологий и знаний, которые могут быть использованы при разработке биологического оружия» от 29.08.2005 г. А 31 декабря 2013 г. истек срок рамочного межгосударственного договора по программе «Нанна-Лугара» от 25.10.1993 г.
                Правительство В.Януковича приостановило подписание нового документа в биологической сфере до более детального изучения вопроса, хотя Соединенные Штаты настаивали на продлении программы до сентября 2017 г..
После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г. и прихода к власти прозападного правительства, биологические проекты США на Украине будут продолжены. Исключение составит территория Крыма, где противочумная станция в Симферополе перешла под контроль России. Вместе с тем, очевидно, что в условиях слабой управляемости, роста преступности и национализма на Украине со стороны России требуется особое внимание в вопросам обеспечения безопасности лабораторий, в которых ведутся работы с опасными патогенами, особенно на западе страны.
                Несмотря на столь существенные финансовые вливания , якобы в целях противо террористических угроз распространения химического и бактериологического оружия, ситуация произошедшая совсем недавно в Одессе, заставляет задуматься о целях создания таких лабораторий.

                . . . «Свыше 700 жителей Измаильского района Одесской области обратились за медицинской помощью с момента вспышки здесь эпидемии, предположительно, вызванной попаданием вируса в водопроводную систему. Об этом в понедельник, 27 июня, сообщает ТАСС со ссылкой на Государственную службу по чрезвычайным ситуациям Украины.
                По сообщению ведомства, с 16 по 26 июня в Измаильскую районную больницу с предварительным диагнозом «острый гастроэнтероколит» обратились 732 человека, из которых 426 детей. «Сегодня утром в медицинских заведениях города находятся 136 человек (из них 106 детей)», — добавили в госслужбе.. . . . .

                В Советском Союзе, при такой ситуации, специалисты , которые ранее в советское время, работали на Украине, очень быстро бы разобрались со штаммом и ликвидировали бы его, как это было ранее в той же Одессе в 1973г, когда был выявлен холерный эмбрион, который успел затронуть и Ростов и Волгоград.  Сам был свидетелем этой эпидемии и получал прививку от холеры, будучи военнослужащим, кстати, воду пили только из своей фляжки и кипяченую. Очень болезненная и неприятная процедура. Однако сейчас или не существуют ученые такого уровня на Украине или данная ситуация с кишечной инфекцией создана специально, для проверки результатов и применения ее на территории ДНР и ЛНР.
                Возникает в связи с этим вопрос, так , кто же в данном случае является террористом ?

Продолжение . . . . .


Рецензии