Прекрасен ли творческий союз как семья?

     Скажу сразу, я не задавалась бы этим вопросом, поскольку мне ни к чему, если бы не одна забавная ситуация... но об этом чуть ниже. Проблемы семейных пар, отнеситесь к этому как угодно, давно не волнуют меня. Не помню с каких пор, освободившись от семейных уз, вышла из роли приложения к «сильному мужскому плечу», и давно не стремлюсь к этому. Счастлива в браке — не про меня. Я счастлива вне брака, как ни странно. Я не из числа мужененавистниц, фанатичных феминисток или бесчувственных. Не спорю, чувство любви прекрасно, как и счастливая семейная пара. Но если судьба не подарила улыбку в виде не просто мужчины рядом, а родственной души, это совсем не значит, что женщина должна чувствовать себя неполноценной, несчастной и стремиться любой ценой к браку с кем угодно — лишь бы был. Любой ценой счастья любви не бывает. Конечно, я пришла к такому ощущению абсолютной самодостаточности и душевного комфорта вне брака далеко не сразу. Но пришла. А потому и не ставлю целью жизни «счастье в браке». И не задалась бы вопросом, давшим название моей статье, не попади я однажды на сайт Стихи.ру. Явление, подобного которому я не встречала в виртуальной реальности. Здесь кипит жизнь. И всё как в реальности реальной: добро и зло, левые и правые, безбожники и верующие, счастливые и несчастные. Несчастными, как правило, чувствуют себя те, кто не отягощён семейными узами. Их здесь всё-таки больше, чем «счастливых в браке». Такова виртуальная страна — в неё беженцами из реальности устремляются в поисках счастья толпы и орды.
 
    Попав на Стихи.ру, я с удивлением обнаружила, что для многих по умолчанию это ещё и сайт знакомств.
 
    Грешна, в недалёком ещё прошлом почитывала переписку читателей под стихами (теперь мне это неинтересно). Хотя в чём тут грех, если всё в публичном доступе, и, по крайней мере, последний из отзывов на произведение ты рискуешь увидеть, даже не желая этого. А в переписке чего только нет — и виртуальные романы, и по секрету всему свету свидания с воздыханиями, и серенады под виртуальным балконом, и приглашения в романтическое путешествие, и в гости друг к другу, и серьёзная любовь, и несерьёзная. Последней опять же больше. Но шутки шутками, а кто-то находит здесь и свою судьбу. По крайней мере один такой случай на сайте мне точно известен. Узнала я о нём самым интересным образом. Он (то есть человек, который нашёл на этом сайте своё счастье в виде второй половины) однажды забрёл рядовым незнакомцем на мою страницу. Но далеко не рядовую при этом рецензию оставил на одно из моих произведений. Собственно, рецензией это вообще странно называть, как большинство читательских откликов на Стихи.ру. Но это другая история. Итак, что же написал мне тот самый новоиспечённый счастливый семьянин? А вот что. Мне, по его мнению, следует быть проще, ко всем обращаться на «ты» и срочно разместить на главной странице своё фото. Только так у меня появится шанс найти спутника жизни, ведь мужчины любят глазами. Удивлённая такими странными претензиями ко мне, я заметила, что Стихи.ру вообще-то не сайт знакомств, а что до мужского внимания, мне его и в реальной жизни достаточно. Но его это не смутило. Приговор был суров: для поэзии есть другие сайты, и если я упрямо озабочена стихами, а не поисками партнёра для семейной жизни, делать мне на Стихи.ру нечего. С его слов выходило, что это и впрямь какой-то засекреченный сайт знакомств.
 
    Регистрируясь на нём, я честно думала только о творчестве. Дальше этой мысли моя наивная невинная фантазия не простиралась. Но, как в жизни: все прелести места узнаются непосредственно на месте. Насмотревшись, я однажды написала вот такое шуточное стихотворение:

Не мечтай, поэт, о поэтессе,
Поэтесса — та ещё принцесса.
Поэтесса, не мечтай поэта встретить,
А не то его разбудишь на рассвете,
А не то ты ТАК разбудишь в нём поэта,
Что бюджет ваш обернётся лишь сюжетом.*

    Это незатейливое стихотвореньице на самом деле довольно точно отображает суть проблемы творческого союза в семье. Во всяком случае, такой она видится мне. Счастливые браки, в которых оба — сильные творческие личности, почти нонсенс. Ну, кто будет зарабатывать, кто будет стоять у плиты, чтобы с любовью накормить вторую половину, если обоим хочется только тем и заниматься, что писать стихи, петь, кружить в танце, погружаться в живопись. Вот и получается, что семья как творческий союз, как правило, обречена. Лишь избранные выживают. Но это уже что-то свыше. Остальным приходится либо расставаться, либо жертвовать одним талантом в пользу другого, и таких примеров масса. Как правило, всё-таки женщина берёт на себя миссию хранительницы семейного очага, встаёт к кухонной плите, чтобы забыть о творчестве, но сохранить любовь. Такая ситуация главным образом определяется нашими взглядами на роль женщины как в семье, так и в обществе в целом. Пока «настоящей женщиной» в нашем сознании будет выглядеть та, что является для мужчины мамой, кухаркой, нянькой, кем угодно, но не личностью, которая могла бы жить не только для любимого мужчины, но ещё и для себя, занимаясь творчеством; пока мы не пересмотрим взгляды на то, что такое брак как ячейка общества, пока обязанностей в семье у женщин и мужчин не станет поровну; пока брак не начнёт подразумеваться как союз двух свободных личностей, любящих не только себя и друг друга, но и любящих свободу друг друга, творческому союзу в семье выживать будет сложно. Мы в этом плане страна уходящих в прошлое взглядов на институт брака.**


                                      
                                        Послесловие.

    Счастливая избранница знакомого нам новоиспечённого семьянина, обретённая им на Стихи.ру, уже года два как ничего не пишет, о чём я узнала, заглянув на её страницу во время работы над статьёй. Её супруг на своей странице рассказал читателям, что любимая жена получила от него к празднику бесценный дар — кухонный комбайн, отчего она в тот день была на седьмом небе от счастья.

    Одно из двух: либо творчество было для неё бегством от одиночества, и необходимость в нём отпала с бегством в брак, либо это была жертва в пользу любви. А что на самом деле, мне, впрочем, неинтересно.
 
    Пусть только все будут счастливы! Счастливы в браке, вне брака, или в творчестве, или просто так.




* http://www.stihi.ru/2015/07/23/8118
**Об этом пойдёт речь в одной из моих следующих статей о документальном фильме «Женщины в поисках счастья» (2012, реж. Е.Петрова)


Рецензии