Моя родина - Тёмкинский район, часть 2

Во время аккупации немцами была эпидемия тифа. Люди жили в
очень стеснённых условиях (по несколько семей во одном доме ).
Тиф унёс много жизней. Умер мой дедушка, бабушка по отцу,
две мои сестрёнки ( были моложе меня). Тяжело болела мама и
другая бабушка, но выжили. Я не заболела.
Мальчишки моего поколения, некоторые чуть постарше,
рассказывали после войны о своих "подвигах" во время
аккупации немцами, как они воровали продукты, как их немцы
за такие проделки хотели растрелять. Было много рассказов и
горя о старших ребятах, которые уходили к партизанам, как их
поймали и растреляли. Угоняли молодежь в Германию, чтобы
они там работали на немцев. Многие не вернулись.
Я не могу забыть и сейчас с болью о их судьбе, о судьбе их
матерей и близких, потерявших самое дорогое в жизни. Хочу
написать о двух друзьях, оба были Вити, оба Коровкины (один
из них был наш родственник, мамин двоюродный брат). Они
только перед войной закончили среднюю школу. Жили в бедности,
в школу за десяток километров ходили полуголодными, взяв с
собой несколько варёных картофелин. Хотели учиться дальше.
Мальчиков, ещё ничего не увидевших в жизни, немцы угнали в
Германию. Один пропал без вести, другой (наш родственник)
через несколько лет прислал письмо из Магадана. Оказывается,
эшелон был подорван, немногим удалось выжить. Имея
образование, он работал бухгалтером на золотых приисках,
начал писать письма домой и однажды должен был вернуться на 
Родину. Его застрелил "друг" перед самым отъездом. Причина
неизвестна. Можно только предположить, что на Колыме всегда
было сосланых туда преступников. Другого Витю, единственного
сына, до самой смерти ждала мама. Я помню её скорбное лицо,
полные боли глаза. Она в одиночестве прожила долгую жизнь.
Её пустовавший все годы ветхий домик перед окнами моего дома
до 2000 года стоял как памятник человеческой трагедии.

На Смоленщине очень много памятников войны. Среди красивой природы обелиски, обелиски... Это было одно из пекл войны,
изменивших судьбу целого поколения.


Рецензии