Белой акации гроздья душистые...

"Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал, и молчали дома,
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума..."

Когда Роман слышит эту песню, в памяти его опять всплывает небольшой городок его юности, тот душный летний вечер и аллея, окруженная старыми акациями. Последний урок вечерней школы, где он учился в 10 классе, заканчивался в 11 вечера и Рая, которая сидела с ним за одной партой, обычно спешила домой. А в тот вечер она сказала:
- Какой чудесный вечер, совсем не хочется спать, давай немного прогуляемся по нашей аллее?

Эта аллея была достопримечательностью городка, она начиналась от здания почты и оканчивалась у входа в парк. Акации были очень старые, по слухам их посадили еще до революции, но они исправно цвели каждую весну и их одуряющий запах ветер разносил далеко вокруг. В аллее стояли две скамейки и киоск, в котором торговали газированной водой. По случаю позднего времени киоск был закрыт. Одна из скамеек была свободна, и Рая предложила сесть. Она молчала, собираясь с мыслями, и Роман понимал, что пришли они сюда не зря.
- Рома, мне пришлось сегодня покраснеть.
- Что случилось? Тебя отругал начальник?
- Нет, совсем другое. Это случилось в библиотеке. Я зашла за политехническим словарем и меня задержала наша  библиотекарша. Она спросила: "Рая, а когда вы с Ромой уже поженитесь?" Мне было стыдно.
- Откуда она знает, что мы с тобой встречаемся?
- Она все знает.
- Вот старая сплетница! Есть такой анекдот: сидит девочка на скамейке с коробкой конфет и по одной кладет в рот. Проходит мужчина и говорит, девочка, так много конфет есть вредно. Девочка говорит, а мой дедушка дожил до 90 лет. Мужчина спрашивает, что, твой дедушка ел много конфет? Нет, говорит девочка, просто он не совал нос в чужие дела.
- Понятно. На все случаи жизни у тебя есть анекдоты. Рома, могу я тебя о чем-то спросить?
- Конечно, чего это ты вдруг вздумала спрашивать разрешения?
- Это для меня очень важно. Мне нужен твой совет.
- Боже, какое торжественное начало. Ты хочешь взять у меня деньги взаймы?
- Рома, перестань шутить. Это очень серьезно. От твоего ответа зависит судьба трех человек.
- Интересно, а кто же третий. Ты что, беременная?
- Болтун - находка для шпиона. Ты можешь быть серьезным?
- Уже поздно, может, обсудим твою проблему по дороге. Или завтра?
- Нет, здесь и сейчас.
- Тогда, я весь внимание.

Оркестр на танцевальной площадке парка уже сыграл последний "дамский танец" и возбужденные пары покидали парк. Сторож запирал двери летнего кинотеатра, где только что закончилась демонстрация трофейного фильма "Девушка моей мечты"...
У Романа с Раей были достаточно сложные отношения. Они оба не смогли учиться во время войны и теперь заканчивали 10-й класс вечерней школы. Они работали на одном заводе, но познакомились намного раньше - на вечере отдыха молодежи.

На эстраде затейник развлекал всех шутками, играми и анекдотами, а потом на сцену вынесли бухгалтерские счеты. Это была известная Роману игра в 14, кто передвигает последнюю костяшку, тот проиграл. На сцену один за другим выходили желающие получить приз и все проигрывали. Тогда поднял руку Роман. Он быстро выиграл приз.
- Поздравляю, - закричал радостно затейник, - приз вручается, как вас зовут? Роману! И вручил ему маленького желтого пушистого утенка с ленточкой на шее. Пока Роман спускался с эстрады, уже начались танцы, и к нему подошла незнакомая девушка. У нее в руках был точно такой же утенок.
- Роман, - сказала она, - это два близнеца и их разлучать нельзя. Или я вам отдам своего утенка, или вы мне отдайте своего. Меня зовут Рая.
- Рая, я охотно отдам свой приз вам, - сказал Роман. Она тут же связала ленточки двух утят, и Роман пригласил ее на вальс.

Потом они встретились в школе как старые знакомые. Он предложил проводить ее домой, но она отказалась.
- У меня есть жених, - сказала Рая, - он учится в институте в Киеве. Будем просто друзьями.
Позднее он узнал, что она получила письмо от жениха. Он женился на киевлянке и остался жить в Киеве. Роман снова предложил ее проводить домой и Рая согласилась. Они сели на одну парту и стали помогать друг другу. Рая учила его писать сочинения, а Роман делал за нее контрольные по алгебре.

Они встречались около года, но Роман никак не мог решить, есть ли у них перспектива. Ему нравилась Рая, ее тонкая фигурка, которую так удобно обнимать во время вальса, а когда он смотрел в ее большие глаза, то боялся в них утонуть. Она, вероятно, ждала от Романа решающих действий, а он все тянул. Ему не нравилась его работа, после окончания школы он решил сразу подать документы в институт, и в его планы никак не вписывалась женитьба...
- Значит так, - начала она, - к нашим соседям приехал в отпуск сын. Такой симпатичный молодой лейтенант. Окончил танковое училище и получил назначение в какой-то военный городок в Сибири. Нас познакомили, и он сделал мне предложение. Если он приедет с женой, ему сразу дадут квартиру.
- Ты ничего мне не рассказывала.
- А теперь ты знаешь. Мои родители сомневаются. Они сказали ему, что я еще слишком молода и мне нужны папа и мама. А он засмеялся и сказал, не беспокойтесь, я ей буду и папой, и мамой. А я подумала, уже замуж? А как же встречи и расставания, вздохи при луне, бессонные ночи и беспричинные слезы? Этого уже никогда не будет? Я его мало знаю и потом, военные все время переезжают, меняют места. А если с ним что-то случится? Вот об этом я и хотела с тобой посоветоваться. Что делать? Выходить мне за него?
- Все-таки уже поздно, Рая, пошли я тебя провожу домой.
Они встали со скамейки, и покинули аллею. Пара на соседней скамейке целовалась. Какой ответ она ожидает от меня, подумал Роман, может быть, она ждет, что я скажу, Рая, гони к черту этого офицера, и выходи замуж за меня? А как же институт?
- Рая, - сказал Роман, - как я могу дать тебе совет в таком личном деле? Только ты сама можешь решить, как поступить. Только ты сама.
- И это все, что ты можешь сказать?
- Ну, посоветуйся еще с родителями.
- Спасибо. Я тебя поняла.
У ее дома Роман хотел, как обычно, ее поцеловать, но она быстро отвернула голову.
- Постой, - сказа Рая. Она достала из портфеля знакомых Роману утят и развязала связывающие их ленточки.
- Возьми своего утенка. А теперь можешь меня поцеловать. Последний раз.

С этого вечера их встречи прекратились. Она пересела на другую парту и не соглашалась, чтобы он провожал ее домой. Вскоре он уехал учиться, так и не узнав, был ли на самом деле лейтенант, или она придумала этот разговор, чтобы узнать его намерения?

"Годы промчались седыми нас делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима, да метель эта белая
Напоминают сегодня о них..."

Приехав спустя годы в отпуск в родной городок, Роман пришел на их аллею и не нашел акаций. Мэр города посчитал, что эти деревья слишком стары и опасны, акации срубили. Вместо них посадили каштаны. Молодые стройные каштаны красиво сияли белыми свечками, но такой знакомый запах акаций был утерян навсегда. Роману совершенно случайно удалось найти адрес Раи - она уже жила в Америке.
Роман позвонил и незнакомый старческий голос сказал:
- Алё.
- Рая, это ты? - спросил Роман.
- Да, - в ее голосе послышалось удивление, - а кто это?
Похоже ее давно по имени и на "ты" никто не называл.
- Это Рома?
- Какой Рома?
- Ну что, ты разве меня не помнишь. Наш последний вечер в родном городе, аллея и запах акаций? Их уже срубили.
- Каких акаций? Кто это говорит? Извините, я себя плохо чувствую и мне должны позвонить от врача.
Положила трубку.
Не надо было звонить.

"В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я -
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы как юность моя..."


Рецензии