Валаам

   Утром я проснулась рано. Было светло и тихо. Белые ночи.

   Большое квадратное окно в моей каюте было не зашторено и приоткрыто сверху.
Солнце только-только показалось на горизонте розовой полосой.

   Мы были посреди Ладоги. Такой непривычно спокойной и голубой. От горизонта, где каждую секунду всё яснее проглядывало солнце, и от вида за окном невозможно было оторвать глаз.

   Но еще дремавший внутри меня фотограф потребовал скорее достать фотоаппарат.) Прямо в рубашке, с растрепанными волосами, я влезла на стул и поставила фотоаппарат на верхний край окна. Волны хоть и маленькие, но они покачивали теплоход. Да и руки могли дрожать спросонья. А так хоть уменьшались колебания фотоаппарата.

   Сначала по привычке фотографировала, а потом вспомнила, что можно сделать видео. И надо было его сделать. Просто невозможно его было не сделать. Хотелось всем показать то, что увидела я. А увидела я не только красоту восхода и Ладогу в предрассветный час. Увидела я то, что линия горизонта была выпуклой! Я увидела, что Земля наша круглая!

   Пусть это была не земля, пусть это была вода, но она растекалась по большой Земле по выпуклой поверхности. Земли вообще нигде не было видно. Только необозримая Ладога.

   Когда дома смотрели фотографии и футажи, то племянник поинтересовался, как это я так интересно сняла, что линия горизонта не прямая линия, а выпуклая?) А я подумала, как странно — на земле линия горизонта всегда прямая, если ее не загораживает какой-нибудь рельеф, а на воде, где такой большой простор, отчетливо видно округлость нашей планеты.

   А вот интересно, на море или океане, где тоже большой обзор, какая линия горизонта видна? Может из-за больших волн кривизна незаметна?

   Потом я снова улеглась спать, чтобы были силы бродить по острову. Но очень боялась не проспать сам момент подхода теплохода к островам. Наверное, чего очень-очень хочется, то всегда исполняется.)

   Я проснулась вовремя. Даже успела привести себя в порядок и переодеться. И снова пристроила фотоаппарат на верхнюю перекладину открытого окна. И уж тут  фотоаппарат работал без передышки и как фотоаппарат и как видеокамера. Виды, которые открывались на островах, не могли не восхищать своей красотой и необычностью. Не зря сюда приезжали в прошлых веках художники... и Шишкин, и Куинджи... и много других, а сейчас и современные художники, чтобы запечатлеть на своих полотнах эту величавую красоту.

   Мы причалили не к самому берегу. Перед нами стояли еще два теплохода. Но никого не пускали на берег. Сначала завтрак. Правила на теплоходах строгие. Только после завтрака и по очередности экскурсионных групп, пассажиры смогли пройти через все теплоходы на деревянную пристань острова.

   Уже не надо было карабкаться на крутой берег острова по каменисто-глиняной  тропинке, как раньше. Были сделаны деревянные ступеньки. И даже тропинки на острове были сделаны, как помосты из дерева. Это чтобы многочисленные туристы не затаптывали траву и цветы.

   Раньше были просто тропинки, с которых не рекомендовали заходить на траву, так как на островах было очень много змей. Теперь берегли траву, сделав высоко над травой деревянные дорожки. Змеи, наверное, от такого количества туристов и паломников разбежались на малопосещаемые острова.)

   Многие острова соединялись между собой длинными деревянными мостиками. Но это я увидела позже, когда после обеда поехала на экскурсию на небольшом местном катере. А сейчас я фотографировала поляны цветов, лес, отдельные деревья... Огромная поляна цветущей земляники. Но очень крупные цветы. Наверное, это клубника.

   А чуть дальше — поляна цветущих ландышей. Их сверху плохо фотографировать. Пришлось сойти с деревянного помоста и лечь на траву, примяв своим животом такую бесценную валаамскую траву. Снимки получились хорошими. А про змей я вспомнила, когда снова оказалась на деревянной тропинке.)

   Экскурсия была пешеходная и длилась несколько часов. Поэтому мне с цивилизованными туристами было не по пути. Я бродила не далеко от пристани, фотографируя всё, что радовало глаз. Потом обошла сувенирные киоски. Как же можно не привезти с Валаама сувенирные пряники и деревянные поделки местных монахов?) А вот знаменитую копченую и вяленую рыбу, которой монахи торговали испокон веков, почему-то купить побоялась. А наверняка она была очень вкусной!

   Мне хватило сорока минутной прогулки. Свежий воздух и почти бессонная ночь сделали свое дело. Я вернулась на теплоход и проспала почти до обеда.


Рецензии