Ладо

                РАССКАЗ
                «ЛАДО»
                И.В.Андреев


    Ладо сидел на тёплых камнях , нагретых дневным солнцем. Он играл с ящерицами, которые тоже грелись рядом. Ящерицы были проворные и быстрые, и поймать их было не так просто. Случалось , что Ладо хватал их за хвостик и тот отрывался. Но мальчик не переживал об этом, потому что знал, что вскоре увидит эту же ящерицу с новым хвостом.
    Мальчик жил один в небольшом домике в горах. Жил он тем, что обрабатывал свой огородик, также в хозяйстве было  несколько овечек и кур, которые приносили небольшой доход. Охранял всё это хозяйство замечательный пёс по кличке Казбек.
    Год назад мальчик осиротел - его родители ушли в горы собирать горную смолу и погибли под обвалом, которые часто случаются в тех местах.
    Несмотря на свои тринадцать лет, Ладо очень многое знал и умел. Знания и трудолюбие ему привили родители. Школу Ладо не посещал, но читать и писать умел с пяти лет. Очень любил рисовать. Родители никогда не забывали мальчика и на вырученные с продажи овощей и яиц деньги покупали ему разные книги, игрушки и рисовальные принадлежности.
    Друзей у Ладо как таковых не было да и взяться им было неоткуда. В город родители его с собой не брали, а поблизости жилых поселений не было. Самым близким существом для него был пёс Казбек, весёлый, храбрый и здоровый , как телёнок, «кавказец».

                ---------------------------------


    Приближалась годовщина смерти родителей и время сбора смолы.
    Издревле горная смола использовалась местными жителями как лечебное средство от множества заболеваний и весьма ценилась, но добыть её было трудно: нужно было знать места и время сбора. Смоляные залежи образовывались высоко в горах, на крутых уступах, и немногие рискнули бы заняться её сбором.
    Собрав рюкзак с нехитрой снедью и мешочками для смолы, Ладо накормил животных, погладил пса:
- Остаёшься за хозяина, Казбек, - сказал Ладо.
    Предстоял неблизкий путь в горы. Ладо знал два места сбора смолы - пару раз отец брал его с собой.
    Широкая тропа закончилась через пару часов пути. Далее шла очень узкая тропинка, идти по ней становилось всё труднее, к тому же дул порывистый ветер. Поход за смолой оказался удачным - Ладо набрал четыре мешочка смолы. Присев отдохнуть, он налил кружку чая из термоса, блаженно жмурясь от лучей солнца. Пора уже было возвращаться домой.
    Ладо осторожно спустился с последнего коварного уступа и пошёл вниз по узкой тропке, ведущей домой. Ёкнуло сердце...Наверху загремело... Опять обвал ! Как и тогда с родителями! Первый огромный валун пролетел в паре метров , второй поближе, а вот третий камень и он летит прямо в грудь - увернуться невозможно - тропа очень узкая, а упасть с высоты сотня метров - верная смерть! Время замедлилось - плавно, как в невесомости, приближался третий камень, решающий жить мальчику или нет...
- Я должен жить!- сказал Ладо камню, - Пощади меня!
    Камень улыбнулся неведомой энергией, и в ней была надежда, разрывающаяся кожа и хруст костей на ноге, адская боль и небытие!
    Казбек в ожидании Ладо покровительственно поглядывал на пасущихся овец и ловко ловил пастью мух. Укол боли в сердце... Сердце собаки не обманешь, оно чисто в восприятии .Тоска окутала пса, он понял, что случилась беда с мальчиком, с его верным другом . Дорогу до уступов Казбек  не знал, дальше его не брали  - четырём лапам собаки там не пройти.
    Вдруг перед глазами пса возникло лицо Ладо:
- Казбек, иди , мне нужна твоя помощь, иди на мой голос! -пёс бежал, бежал как никогда в своей жизни. Он не видел дороги - её не было, он не видел ничего вокруг -ничего не было, было только лицо, зовущее и нуждающееся в помощи...
    Глаза Ладо открылись, а перед этим сознание его вернулось в тело, вернулось от мягких и тёплых прикосновений - Казбек зализывал рану на ноге мальчика. Увидев, что тот очнулся, он лёг, повернул голову:
- Залезай!
    Ладо с трудом вскарабкался на могучую спину пса , вцепившись руками в густую шею. Казбек  поднял его, как пушинку, он мог нести груз гораздо больший . Всё ближе и ближе дом. А вот и он миновал уже.. Скоро конец горной тропе, и выход на трассу, ведущую к городу. Там больница - там люди, они помогут...Силы оставили Ладо, рвущая боль в искалеченной ноге победила...
    Скрип тормозов автомобиля... Темнота...

                ----------------------------------------

    Голова  и лицо - доброе бородатое лицо.
- Очнулся, малыш, я доктор, Афанасий Никифорович, а ты?
- Я Ладо с верхнего аула. Что с моей ногой ? - Доктор посуровел.
- Её нет - пришлось срочно отрезать во избежании заражения крови.
    Сколько раз за свою многолетнюю практику он говорил эти слова, не счесть.
 «Ну, сейчас пойдёт психология, стресс, восстановление», - подумал доктор привычно.
    Мальчик сидел в странном  оцепенении.
    «Как бы не ушёл в шоковое состояние!» - с тревогой подумал Афанасий и взялся за приготовленные заранее шприцы с успокоительным разной дозировки. Вата - спирт - укол. Прошло 15 мин, мальчик сидел без изменений.
    «Однако, придётся повозиться!» -  подумал Афанасий, но тут Ладо сказал:
- Я хочу спать, я устал! -  лег и тут же уснул. Афанасий вздохнул и пошёл к собаке.
- Казбек, ты хочешь есть?
    Всё время, пока мальчик был на операции, пес не отходил от входа в больницу. Пустить собаку  внутрь было невозможно, но пёс сразу всё понял и не причинял беспокойства персоналу и сторожу. Он ждал мальчика,  лёжа у сторожки, и больные удивлялись,откуда появилась огромная псина у сторожа. Пёс только попил молока, к колбасе не притронулся. Посмотрел на доктора...  «Человечий взгляд!Аж мурашки!! А в нём - спасибо!»
- Спать! - твердо сказал Афанасий и пошёл в свой кабинет, на диванчик - сил ехать домой не было.
    Утром, быстренько умывшись и выпив кофе, заботливо приготовленный милой медсестрой Анечкой, Афанасий  отправился прямиком к Ладо, и хотя до утреннего обхода было далеко, усидеть на месте он не мог. Потихоньку открыл дверь в одноместную палату - койка мальчика, ноги замерли... Мальчик лежал, смотря куда-то в неведомое, и улыбался! В его улыбке была странная надежда. «Он кого-то ждёт?!» -  подумал Афанасий.
- Ну, как у нас дела, парень? - спросил доктор.
- Хорошо! - также улыбаясь надеждой, ответил Ладо.
- У тебя есть родные?
- Нет, я один и пёс, мама и папа погибли под горным обвалом год назад.
«Бедный парень!» -резануло сердце у Афони.
- А друзья у тебя есть? Ты их ждёшь?
- Нет друзей, я живу только в ауле, в городе почти не был и в школу не ходил никогда, но я умею и читать,и писать,и учусь рисовать.
- Нарисуешь мне картину ?
- Конечно, и с радостью, как только вернусь домой !
- Отлично! -сказал Афанасий, - А я подарю тебе хорошие краски и альбом для рисования.
- Спасибо! - Ладо просиял.
- Болит нога? Ноет? Сейчас дадим обезболивающее, и ты поспишь. Сделав укол, доктор отправился не к остальным больным, а к машине, и поехал искать краски и ватман. "За больными мой зам приглядит".
    Купить хорошие краски оказалось непросто, но доктора знали все, и он довольный привёз сумку красок, кистей из белки и бумагу.
    На ужин Ладо с аппетитом уплетал рисовую кашу с куском тушёной печени - необходимая пища при больших потерях крови, а её мальчик потерял прилично. Помахал ложкой доктору.
- О, какой ты обжора! - улыбнулся Афанасий. Ладо покраснел.
- Я есть хочу, я раненый художник! - оба рассмеялись.
 «Удивительно жизнерадостный мальчуган!» - подумал доктор .
- Я завтра пойду домой, вы купили мне краски ?
-Да, купил, но пойти завтра ты не сможешь, мне жаль, но пока зарастёт срез, пока ты восстановишь силы, пройдёт много дней.
- А Казбека вы кормили?
- Да, он поел молока и следит за твоим окном, не отрываясь. И откуда он знает, где твоя палата?!
- Он - умница! - улыбнулся Ладо.
    Сделав мальчику перевязку и укол,Афанасий поехал домой. «Буду спать, как слон, до утра!»
    Утром привычный кофе,и вот палата мальчика...
- Доктор, утро доброе, вы дайте мне, пожалуйста, краски, я пойду домой.
Афанасий остолбенел на входе: мальчик стоял в тапочках на обеих ногах и улыбался!
- Я не туда зашёл! -  испуганно пискнул Афоня.
Зашёл опять, сел на кровать Ладо. Молча ощупал ногу, здоровую, тёплую, живую левую ногу!
«Нет!Я сам резал его изувеченную ногу!Я сам отнёс её в бак и закрыл крышку!Нет!» - всё кричало внутри. Он поднял глаза на Ладо:
- Как ???
- Как я отрастил ногу? - улыбнулся Ладо, - Просто - это очень просто, я хотел и она выросла!
- Но у людей не отрастают потерянные конечности !!!
- Кто вам это сказал?! -  спросил озадаченный Ладо.
- Как кто? Это знают всё!!
- Я это не знал, -  сказал мальчик, - Я знаю, что они отрастают, я часто играю с ящерками, и когда их схватишь за хвост, он отваливается, а через пару недель она приходит с новым хвостом. Почему же у меня не может вырасти новая нога?
    Афанасий встал, молча подошёл к телефону.
- Юра, приезжай, возьми Алексея, вы - биологи, и очень мне нужны ...
Потом пошёл в амбулаторную и молча выпил стакан спирта. Как вода, а ведь чистый!


                ------------------------------


    Алексей и Юрий приехали через два часа и как обычно на роскошной Инфинити Юрия.
- Ну, старый друг, чем ты нас порадуешь?
    Афанасий рассказал им историю Ладо: про операцию, про то, как Ладо пришёл в себя на секунды уже на операционном столе, и сказал: «Приютите Казбека и покормите,он меня спас!» и опять потерял сознание.
    Друзья нахмурились.
- Жаль малыша, родни нет. Кто будет заботится о его хозяйстве, животных?! Алексей встал:
- Мы и будем! - Юрий согласно кивнул. - Познакомь нас с мальчиком .К нему можно ?
- Да, идёмте! - улыбнулся Афанасий.
    Зайдя в палату, они увидели уплетающего за обе щёки шаурму мальчика. Ладо сидел на кровати, лопал и болтал ногами в тапках. Юрий повернулся к Афоне:
- Это что, шутка такая?
- Какая тут шутка! - скрипнул Афоня, - Хотите посмотреть его ногу в бачке?
    Алексей сел рядом с мальчиком, погладил тёплую и гладкую ногу.
- Этого не может быть, но это есть!
    Юрий тоже сел на кровать, погладил розовую пятку Ладо, тот скорчился смехом от щекотки.
- Да, это есть! -  повторил Юрий.
- Вы оба биологи, и мне нужны ваши мысли, - сказал Афоня.
- У меня нет мыслей, - сказал Алексей, - пустота в голове. Это невозможно, но это есть!
    Мальчик смотрел на них, ничего не понимая.
- Ладо, а что ты чувствовал, когда нога росла? - спросил Юрий.
- Было щекотно и хотелось спать, а я и уснул, а утром нога уже выросла, а потом пришёл доктор. У него так выскочили глаза, когда он увидел ногу, что я испугался, как бы они не лопнули! Ведь придётся потом всю ночь и ему их отращивать!
- Я поеду домой! -  заявил Юрий, - Для моего мозга это слишком пока тяжело. Ты со мной, Лёха?
- Да, - тихо сказал Алексей.
- А что? -сказал Ладо, когда оба ушли, - Они не рады, что у меня выросла нога? Или она выросла плохо?
 - Понимаешь, дружок, они озадачены, ноги у людей не отрастают. Мальчик встал.
- А это тогда что? - И запрыгал на левой ноге.
- Вот и я думаю -что?! -буркнул Афанасий.- Идём ко мне в кабинет,попьём чаю с конфетками.
    Афанасий и Ладо сидели  в его кабинете и пили чай с конфетами .
- Ладо, и что же всё возможно в этом мире? -спросил Афанасий.
- Конечно, - с абсолютной уверенностью сказал мальчик.
- И что же, если  я захочу новый  и очень дорогой  автомобиль, мне жизнь его даст?
- Конечно! Она даст вам сил на то, чтобы его заработать, - сказал Ладо.
- Но ведь много и злых людей, и они много хотят и недоброго , что же им жизнь тоже даст возможность приобрести - наркотики, оружие - и они смогут обидеть или убить, кого хотят ?
- Нет! - твёрдо сказал Ладо, -На это жизнь не даст сил, и они будут тратить свои силы, а потом заболеют и умрут. Злу не быть под солнцем! - уверенно заявил Ладо.
- А после смерти я и другие люди сможем увидеть погибших родных,  друзей?
- Конечно, надо только захотеть.
- И можно увидеть Бога?
- Обязательно, - сказал Ладо.
- Ты говоришь так уверенно, будто это он тебе сказал, - улыбнулся Афанасий.
- А он и сказал во мне вам, разве вы не слышите?- опечалился мальчик.
    У Афанасия заныло сердце.
- Болит? - тут же среагировал Ладо.
- Ага.
- Это сжигается ваше неверие.
    Афанасий вдруг почувствовал: что-то меняется в нём, и грядут большие перемены - невозможные перемены. Что-то наплывало из ниоткуда, пробиралось сквозь подсознание и, наконец, оформилось в картину, понятную его уму.
    «Я, ведущий хирург , имеющий два высших образования , со своим многолетним опытом оказался беспомощным ребёнком! С детства привитые  понятия «нельзя», «невозможно», «ты не сможешь», а потом укреплённые в школе, в институте, коллегами по работе, друзьями и родными, и любимая жена Иришка тоже вносила свои горсточки цемента в мою нерушимую стену - стену из устоявшихся веками у человечества ими же придуманных табу. Маленький мальчик, никогда не учившийся в школе, не видевший ни одного фильма, не имеющий друзей, кроме верного пса, он ворвался в мою жизнь и сказал: « Я могу, и я так хочу - да будет так!» И всё вышло по его - по его несгибаемому намерению, воле. Ладо не знал, что ноги и руки у людей не вырастают, не  вырастают в нашем мире, а в его - всё было возможно! Я теперь знаю, что не камень услышал мальчика и отвернул, нет, - это сам Ладо изменил его падение, и всё обошлось лишь изувеченной ногой. И не просто так всё это случилось: я должен был встретиться с этим человечком  - нас свела жизнь! Теперь я знаю, зачем жил и зачем жить дальше. Я начинаю ломать свою стену неверия, зацикленных понятий сознания, устоявшихся «не могу» и «я слаб». Я не слаб, и я научусь уметь настолько, чтобы мочь. И, когда я сломаю это чудовище, я приду к своей любимой жене Иринке, к своим друзьям и родным, и мы вместе будем ломать проклятые стены. А стены есть у всех!!»

                -----------------------------------


    Афанасий Никифорович нажал педаль газа, и они поехали по дороге, ведущей к дому Ладо. Ехали молча, и каждый думал о своём, но пережитое и осознанное ими троими объединяло их в единое целое, и каждый дополнял друг друга. Ладо думал о верном псе и докторе ,Казбек был рад, что мальчик здоров, и изредка косился на бороду доктора, и доктор был для него близким другом,  а доктор не думал ни о чём - он переживал внутри слияние - слияние с этим чудесным мальчиком и его удивительной собакой, и от этого становилось всё светлее на душе.
- Ну, вот, мы и приехали, - сказал доктор ,- Вот  ваша тропинка домой туда наверх, наверх от людей, людской суеты и обыденных забот.
-  Я навещу вас?- спросил доктор ,- через недельку , привезу конфет и новых красок и кистей, а Казбеку что-нибудь вкусное  из косточек.
- Конечно, доктор, мы будем ждать, а подаренными красками я нарисую вам свой мир, такой, как я его вижу.
    Ровно через неделю машина доктора стояла на дороге рядом с поворотом тропинки, ведущей к дому Ладо. Доктор закурил в ожидании, стал осматривать свою «Ладу», прикидывая, когда заняться её здоровьем - барахлили свечи зажигания. Басовитый лай Казбека и улыбающееся лицо Ладо.
- А вот и мы.
    Доктор вынул из машины обещанные подарки, а Ладо вытащил свой, закутанный в тряпицу рисунок в резной раме.
- Это вам, - улыбнулся мальчик.
    Афанасий вдруг почувствовал, как навернулась слеза. Развернул картину. На него смотрели Ладо и его пёс, в глазах мальчика струился свет добра и надежды. «Опять надежда!» - подумал доктор. В глазах пса наряду с непостижимой человеческой осмысленностью тоже светилась надежда! Ладо на картине протягивал руки, а на ладошке сидела перламутровая ящерица и дарила всем улыбку - улыбку могущества и надежды на всё  лучшее - всех  живых существ  в мире. Они поднимались по тропинке ,удивительный мальчик и его верная собака,они уходили в свой мир,где нет слова «нельзя» и «не могу»,где их учителем была сама жизнь.
    Ладо сидел на тёплых камнях, нагретых дневным солнцем, и играл с ящерками, но он больше не хватал их за хвост, пережив на себе боль и потерю, теперь понятную ему,на самом себе. Солнце садилось, забирая с собой усталость дня, и в нём лучилась надежда, что всё будет хорошо!!


                г.Саратов 18 апреля 2016 г.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.