Василь Быков. Памятник от демократии

Государство было демократическим, демократичным было и общество.

Культура, безусловно, также создавалась демократичной.

Тоталитаризм, хоть и недавно, весь канул в вечность, приказав долго жить.

Люди стремились избавиться от его нежелательных проявлений.

Необходимо было изжить его неподобающее наследие и укрепить демократию.

Перво-наперво было решено установить памятник Песняру.

Песняр, безусловно, был демократом (как и надлежало песняру-патриоту).

Антидемократический режим не раз бросал его в тюрьму, его творения не печатались, а песни не исполнялись.

Власти объявили конкурс на лучший проект памятника, и в конкурсе могли участвовать все мастера, кто пожелает.

Обсуждать также мог каждый.

Проекты памятников были выставлены для просмотра в городском парке.

Выбирали день деньской и только к вечеру общество остановилось на одном.

Это был самый большой гипсовый Песняр.

Кто-то, правда, хотел средних размеров, но им дружно возразили, и те, наконец, согласились.

Все же размер памятника – не последний из критериев в обществе, где их и так было немного.
 
Тот же самый выбор сделала и официальная комиссия, составленная из представителей власти и различных слоев населения.

Потом шло обсуждение деталей.

Почти все были уверены , что одна голова хорошо, а больше голов – лучше.
 
Скульптор, правда, возражал, но ему напомнили, что у него только одна голова и две руки.

А тут, когда начали голосовать, поднялось множество рук – значит правда была на их стороне.

Поэтому прошло еще одно предложение (кстати, священника), чтобы Песняр был не в шляпе, а с непокрытой головой.

К человеку с непокрытой головой все же больше уважения, в особенности, если он христианин.

Однако, как быть со шляпой?

Не выбрасывать же, если она уже есть.
 
Тогда кто-то предложил: а пусть он в руке ее держит.

Так и порешили.

А еще лучше, пусть держит не шляпу, а кепку.

Скульптор ругался, но переделал.

Тем более, что в прошлые времена он этих кепок наделал немало, имел большой опыт.

Но тогда поднялся один представитель творческого коллектива, который сообщил, что кургузая курточка – как-то непочтительна для уважаемого деятеля культуры, которые в свое время носили пальто.

Немного поспорили и решили одеть Песняра в пальто.

Добротное пальто, например из драпа, широкое в плечах.

Тем более, что открытие памятника затянулось, наступила осень.

Ну, а если осень, так скоро и зима, не стоять же человеку в тапочках на морозе, нужно его обуть... в валенки! – предложил самый жалостливый.

Скульптор позеленел от злости и отчаяния.

Однако времена были не тоталитарные, учли и мнение скульптора, решив одеть Песняра в сапоги.

Если на толстой подошве, так совсем будет выглядеть неплохо.

Как военный! – обрадовался присутствовавший тут полковник.

Материал (бронза) позволяет это сделать основательно , согласился и профсоюзный представитель металлургического завода.

И памятнику хорошо, и заводу реклама.

Главное обсудили и порешали – что значит коллективный разум бывалых, опытных людей, настоящих представителей демократической общественности.
 
Небольшое меньшинство присутствующих, правда, было иного мнения, однако их быстро переубедили.


Это раньше такие дела решались лично, с точки зрения скульптора.

А во времена развитой демократии в таком деле имеет право участвовать все общество.

Тем более, когда речь идет об увековечении памяти такого славного сына Отечества как Песняр.

И скульптор тишком согласился, поскольку нуждался в деньгах и не имел жилья.

С деньгами, как водится, вышла напряженка, денег не хватило.

Обратились к спонсорам, дали в печать специальный счет в банке.

Напрасно.

Ждали два месяца – ни единой копейки на тот счет не поступило.

Тем временем минула зима, наступила весна.

Пригрело солнце, па канавам потекли ручьи.

Кто-то из комиссии заметил, что Песняр будет нелепо выглядеть под солнцем в своем бронзовом пальто, словно в кожухе.

Чтобы как-то исправить это, сказали скульптору.

Тот в очередной раз матюгнулся, но тут же и поправил – ужав кожух в талии, Песняр от этого сделался стройней и выше, словно помолодел, что ли.

Это очень понравилось комиссии и даже самому автору скульптуры.

Правда, слегка напоминало шинельку, но это никого особо не озаботило – мало ли статуй в шинелях стояло на площадах и перекрестках и никого не волновало.

Как дошло дело до установки памятника, пришлось немного поволноваться насчет места.
 
Место вообще-то было известное – площадь перед бывшим исполкомом, где когда-то стоял покрашенный под бронзу Ильич.

Ильича лет сколько-то тому сняли автокраном, а гранитный пьедестал остался – сказали, не хватило мощности крана.

Однако знающие намекали: на всякий случай (все понимали какой).

И правда, вот и пригодился.

В большой торжественности, с оркестром и речами от властей и общественности открывали памятник славному Песняру.

Народ рукоплескал, оппозиция пела «Погоню».

Позади к толпе подошли старики – дедок и бабка.

Бабка перекрестилась и говорит:

- Слава тебе, Господи, не думала, что доживу...

- До чего доживешь? – спросил дедок.

- Ну, что вернут... Ленина.

- Какой тебе Ленин! Разве Ленин в шинели стоял? Это – Сталин.

К ним подошел помоложе, с сединой в голове.

Военную фуражку с синим околышем скромно держал в руке.

- Ошибаетесь, уважаемые. Это товарищ Дзержинский.

- Во как! – в один голос удивленно молвили дед и баба. – А мы думали...

Не известно, как вблизи, а издалека эта бронзовая статуя очень походила на всех троих названных.

Если не в деталях, то в целом очень.

Начальство и общественность, что столпились поблизости от постамента, возможно ничего такого не замечали и не догадывались.

Зато народ видел все.

Впрочем, каждый видел, что хотел видеть.


Рецензии
Интересный и очень реалистичный опус. Рад познакомиться с Вашим творчеством. Полагаю, мы земляки. Удачных сюжетов!

Александр Георгиевич Гладкий   13.02.2018 09:11     Заявить о нарушении
Мне выпала честь быть лично знакомым с дядькой Василём. Василием его никогда никто не называл. Этот опус всколыхнул воспоминания молодости.

Александр Георгиевич Гладкий   13.02.2018 09:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр Георгиевич, я поправился в заглавии.
Мы действительно земляки. Всегда радуюсь, обнаруживая искренние и дельные описания впечатлений, что дарит нам Природа.
Пришвин, Бианки, Сетон-Томпсон - все эти сильнейшие детские впечатления до сих пор волнуют.
Спасибо за Березу, за Налибоки, что так радуют людей диковинными лесами и речками.
С уважением, Богданов Александр Николаевич.

Александр Богданов 2   13.02.2018 11:12   Заявить о нарушении