Тайны рода Иловайских. исторические размышления

Продолжение.

                Глава II.

В то жестокое время поселиться на Диком Поле, было очень рискованным  предприятием. Редкие пожилые отшельники, которых уже нельзя было продать в рабство на восточных рынках, скрываясь от кочевников, доживали  жизнь  в норах, устроенных  на склонах крутых балок и оврагов, не имея в своём примитивном жилище почти никакого имущества. Поселившемуся здесь человеку просто необходимо было осуществлять постоянную защиту своего жилища от многочисленных набегов кочевников, в то время господствующих на этих землях.
Вот почему современные Донецкие степи в то далёкое время заселялись стихийно. Уже в 1646 году упоминаются заимки донских казаков при устье Бахмута и Жеребца, в тоже время их поселенцы начинают посещать богослужения в Святогорском монастыре, основанном в 1624 году, как передовое поселение на южных окраинах Государства Российского.  Удивительное место и по природе, и по духовности. Известны факты посещения этих мест  Д. Менделеевым, А. Чеховым, М. Горьким, И. Буниным, а также художниками И. Репиным, Н. Васильковским и др. В последующем монастырь достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.
 XVI век отмечается ростом численности казачества, в его ряды вступали попавшие в опалу смелые и независимые служилые люди из гарнизонов приграничных городов и застав – Путивля, Рыльска, Новгорода-Северского, Орла, Ряжска, Шацка, Воронежа, Белгорода, Ельца, Оскола и других. (Беляев И. « О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича.  М., 1846.-С.17-30,63.)
На многие вопросы даёт ответы так называемая «Роспись донецких сторож» составленная по расспросу князя М.И. Воротынского ещё в 1571 году. Выдержку из текста для вас, уважаемые читатели, привожу дословно: «... 5-я сторожа  Святогорская от Изюмской сторожи пол-днища; а сторожем на ней стояти из тех же  городов шти (ше¬сти — В. П.) человекам, из города (Путивля и Рыльска —В. П.) по  три человека. А беречи им направо вверх по Донцу до усть Оскола верст с 10, а  налево вниз по Донцу... до усть Тору верст с 30, а стояти им, укрываясь в луке  против Святых гор и по иным местам... 6-я сторожа Бахмутовская, на устъ Чер¬ного  Жеребца, от Святогорской сторожи полднища, а сторо¬жем на ней стояти из тех же  городов шти человекам, из города по три человека, а беречь им направо вверх по  Донцу до усть Тору верст 20, а налево вниз по Донцу через Красную речку да  через Боровой шлях под Ольховой колодязь верст с 15, а от Оль¬хового колодязя  до усть Айдара два днища...»
Уже в то время была организована защита наших земель от набегов кочевников. Количество сторож постоянно росло, их заселяли служивые люди из приграничных российских городов. Таким же образом появилась  сторожа на месте современного города Макеевка в районе бывшего села с одноименным названием.
В таких сторожах люди  жили в примитивных жилищах, используя природные пещеры и землянки. С наступлением похолодания места проживания постоянно усовершенствовались, появились строения типа яранг, для чего использовали саман, большие кости, дерево, шкуры. Они  постепенно расстраивались, увеличивались, и вскоре уже переросли в небольшие города. Согласно «Повести временных лет» в IX-X веке  уже было 20 городов - Киев, Новгород, Чернигов, Вышгород, Переяслав, Смоленск и др. В XIII веке, по летописным данным, в Киевской Руси было построено около 300  градов.
Разумеется, что среди них города Макеевка ещё не было, он появился на нашей земле гораздо позже, как ранее считалось, в 1777 году. В 1977-м мы  даже праздновали её 200-летний юбилей, но методика археологической датировки городов ещё недостаточно отработана, пока приоритет в её установлении отдаётся письменным летописным источникам и всё делается для дискредитации очень ранних дат в этих источниках.
Учитывая, что датой рождения города может быть исторически достоверное время основания любого поселения, входящего в его административный состав, мы можем смело назвать почти 20 вариантов. Макеевка состоит из более 20 крупных и мелких населённых пунктов, и потребовалось много времени, чтобы они стали единым, почти полумиллионным городом.
Какие же варианты даты основания города наиболее вероятны? Начав   тщательное изучение архивных документов по этому вопросу, используя материалы исследования краеведа-любителя Николая Колодяжного,  я пришёл к выводу, что на роль основателя города  в равной мере могут претендовать Землянки, Ясиновка и село Макеевка. Именно по этим населённым пунктам в архивных документах разных учреждений имеются некоторые письменные сведения. Рассмотрим их по порядку.
Итак, Землянки. Известно, что в 1777 году нескольким крупным поселениям, расположенным в Бахмутских степях, было присвоено звание воинской общины. В утверждённом списке значатся и наши Землянки.  Это достоверный факт, действительно звание было присвоено в 1777 году, но поселение к тому времени уже имело солидный возраст. Какой? На этот вопрос ответ был найден в авторитетном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, который сообщает, что зимовник Землянки основан казаками в конце  XVI века, а это официально подтверждает дату возникновения поселения в конце  1600 –х  годов.
Теперь уже известно, что и Ясиновка тоже имеет более солидный возраст.  В материалах «Историко-статистического описания Екатеринославской епархии» значится: «в славных, богатых и плодородных, роскошных и живописных  дачах восточного Запорожья, при  урочище Ясиноватке, зимовником и хутором в 1690 году сидело несколько отшельников, абшнитованных (т.е. отдельных) запорожцев, занимающихся пчеловодством, скотоводством и рыболовством» Эта дата подтверждается справкой из Ростовского государственного архива и выпиской из бывшего Центрального Государственного архива древних актов.
Указанные населённые пункты, хотя и входят в состав города Макеевка, но так и не влились в него территориально, и до сих пор находятся от самого города на некотором расстоянии. Поэтому наиболее вероятным поселением на роль основания города может считаться  село Макеевка, которое уже давно вошло в городскую черту и составляет с ним единое целое.
Итак, Макеевка, что известно о времени возникновения этого села? Первое -  в работах по истории края кандидат исторических наук Мария запорожец пишет, что «слободу Макеевку обосновал казак Макей в конце XVII столетия». Второе – в 26 томе «Истории городов и сёл УССР» значится: на месте Макеевки в XVII столетии была заимка, основание которой за народными преданиями приписывается Макееву».
Эти даты хорошо согласовываются с датами основания других населённых пунктов. К примеру, Бахмут (Артёмовск), это поселение основано также в XVII веке, и официально признано городом и центром уезда уже в 1783 году. Или укрепление Тор, известное с 1676 года, ставшее городом с наименованием  Славянск в 1794 году. В то время эти города были поселениями Земли Войска Донского, а так как  слобода Макеевка значилась в Бахмутском уезде, значит и она была казачьим поселением, и её основателя нужно искать среди донских казаков.


Рецензии