Взаимодействие информационное и неинформационное

Взаимодействие информационное и неинформационное

Все объекты в природе является результатом взаимодействия, а сам обмен возможен только благодаря наличию взаимодействующих объектов. Получается замкнутый круг, и не понятно, что было вначале – объект или взаимодействие, «курица или яйцо»?

Допустим (всё к этому располагает), что было некое НАЧАЛО, некий объект, который был ПЕРВЫМ. Можем ли получить о нём какую-либо информацию?

Для этого нам необходимо сначала дать определение информации и информационного взаимодействия.

Информация – это характеристика, полученная в результате информационного взаимодействия.

Информационное взаимодействие – это взаимодействие, в ходе которого выясняется соотношение между объектами по какому-либо общему признаку (или по нескольким признакам). Оно происходит по инициативе одного из объектов, которую мы назовём исходящим сигналом. Полученная информация является зеркальным отражением исходящего сигнала (закон отражения).

Чем больше признаков сравнивается в ходе взаимодействия, тем сложнее информационное взаимодействие и сами объекты.

Схему самого простого взаимодействия можно изобразить так: см. рисунок наверху.
 

На данном рисунке схематично показано взаимодействие объектов по признаку размера (слева – разные, справа – одинаковые объекты). По соотношению расстояний от центров окружностей до точки фокуса можно определить разность их масштабов. Если эти расстояния равны, то они будут отличаться лишь знаком (расположением по отношению к точке пересечения).

С точки зрения информационного подхода все сложные взаимодействия можно свести к простым. Например, взаимоотношения хищника и жертвы – это сложный процесс с точки зрения эволюции, экологии, биологии, химии, физики и т.д., но мы сводим все эти взаимодействия к одному простому: «хищник-жертва». Кто съел, тот и хищник, кого съели, тот и жертва.

Итак, вернемся к вопросу о том, можно ли получить информацию об объекте, который был первым и стал началом всего многообразия мира?

Рассуждая логически, исходя из данных нами определений, мы не можем ничего знать об объекте подобного рода, поскольку любая информация (характеристика) возникает только в процессе информационного взаимодействия. А если объект один, то он еще не обладает никакими характеристиками, которые можно было бы отразить. Но это не значит, что он не может обладать инициативой, волей.

Проявление же этой инициативы взаимодействия – есть первый акт творения. Результатом этого акта является объект – творение Божие. И вместе с тем, это есть первая информация, поскольку речь идет уже о двух объектах: Творце и творении.

Творение – это особый случай, это неинформационное (доинформационное) взаимодействие. Оно всегда является ОБЪЕКТИВНЫМ, очевидным фактом.

Например, рождение младенца – это очевидный факт. Даже не обладая никакой информацией о себе и о мире, младенец является живым существом, творением, обладает самосознанием. Он способен воспринимать и реагировать объективно, не давая оценки происходящему событию, но прекрасно чувствуя, различая, где ему лучше, а где хуже, испытывая радость или боль, что говорит о врожденной способности к получению информации (характеристики отношений).

Любой творческий процесс является объективным и лишен рефлексии (размышления о смысле и цели), и он всегда идет изнутри, из собственной инициативы, а потому приносит радость и ощущение связи с Творцом. Что само по себе является ни с чем не сравнимым ощущением, вдохновением, и всегда ведет к созданию прекрасного, к обретению смысла.

Таким образом, мы видим, что смысл (информация) возникает лишь в процессе, запуск которого возможен лишь благодаря акту творения. И вопрос «Зачем Творец создал этот мир?» не имеет смысла, поскольку это есть факт, от нас не зависящий, объективный, доинформационный. Наверное, если бы Творец сначала думал о том «Стоит ли создавать мир или не стоит?», Он никогда не начал бы его создавать. Но это шутка. Творец просто не мог озадачиваться таким вопросом.

Однако мы, его творения, начинаем не с нуля. Мы рождаемся в мире, который уже содержит множество объектов, между которыми есть устоявшиеся отношения, порядки, закономерности. И прежде чем что-то творить, мы должны научиться взаимодействовать с миром максимально адекватно, понимать, какие явления какое место занимают в мире, на что мы не можем повлиять, а на что можем, и каким образом, через какие отношения? Иными словами, надо знать субординацию в природе.

Во-первых, способности к адекватному взаимодействию с окружающим миром передаются генетически в виде хорошего здоровья, красивого, гармоничного сложения, способностей к познанию, общению, позитивного отношения к миру.

Во-вторых, эти способности могут быть развиты или наоборот загублены неправильным воспитанием, ложными установками, внедренными в сознание человека извне. Например, известно, что лучший учитель – это жизнь, т.е. личный опыт. Мы на себе испытываем последствия своих неправильных поступков и предположений, и корректируем свое поведение и мировоззрение. Но в школе нам преподают теорию и ставят за «правильные ответы» хорошие оценки, а за «неправильные» - плохие. А если сама теория является в чем-то ошибочной или неправильно сформулированной, или учитель сам плохо её понимает (что бывает очень часто), то хорошие оценки закрепляют ложные установки, которые в дальнейшем негативно влияют на развитие личности и его отношения с миром.

 

Развитие сознания

Максим Горький сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Наверное, не будет ошибкой считать, что не только человек, но и любое живое существо стремится к счастью, к жизни, и это заложено в самом его устройстве.

Различие лишь в том, как широко понимается слово счастье каждым конкретным существом. При низком уровне развития организм заботится лишь о своем личном комфорте. С развитием сознания появляется забота о потомстве, о ближайшем окружении, возникают семейные, родственные связи, усложняется социальная структура. Всё это требует от членов общества личного развития, роста сознания, адекватности поведения.

Адекватность - это не характеристика отдельно взятого человека, а характеристика его отношений с другими. Стараясь быть адекватным, человек заботится не только о себе, но и о тех, с кем живёт, общается...

Адекватность - это умение найти золотую середину между личными интересами и интересами других. Чем выше самосознание человека, тем большую часть мира он воспринимает как свою среду, но это требует очень высокой степени сознания. Быть адекватным и счастливым в компании нескольких друзей проще, чем добиться этого в большом, разнообразном обществе со сложной социальной структурой.

Но человек общается не только с себе подобными, а с другими творениями, он взаимодействует с природой – с животными, растениями, с водой и воздухом, с Землей… Своей деятельностью человек влияет на ландшафт Земли, на климатические и геологические процессы. И это требует от него очень высокого уровня сознания. Он должен понимать, что его счастье связано не только с процветанием его семьи, его государства, но всего человечества, всей биосферы нашей планеты. Нарушение гармонии в обществе, в природе – это его, личная проблема. Поэтому он должен обладать чувством меры, которое остановит его в случае нарушения им гармонии, субординации, и обладать глубокими знаниями о взаимосвязи различных явлений. Именно это подталкивает человека к познанию, к исследованию природы.

Но не все люди обладают высокой степенью самосознания. И это связано с нашими приоритетами. Если человек стремится к познанию ради всеобщего счастья и гармонии с природой, то обладает глубоким умом, способностью обнаруживать великое множество взаимосвязей. Если же человек считает, что природа существует для человеческого прогресса, то это говорит об очень низком уровне адекватности и самосознания, и ведет к утрате способностей к творчеству и познанию.

Максимальным уровнем сознания обладает человек, осознающий всю объективную реальность как единую систему, замысел Творца.


Рецензии
Информация вредит желудку... Это не я сказал... Думается, что сегодня она еще вредит и испражнению.

Ан Леере   01.08.2016 16:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.