Кто скажет мне слова любви?.. Глава 17

Глава 17. Михалыч

Сын Ольги Михайловны был «на даче» (как она именовала свои азимутно-непроходимые шесть соток) всего один раз и с тех пор не появлялся: Рональд рычал на него по-звериному и рвался с цепи. Тася боялась – вдруг сорвётся? Сын Ольги Михайловны тоже боялся и больше не приезжал. Сама Тася стаффорда не боялась и закармливала его любимыми ванильными баранками. Вдвоём с Ольгой Михайловной они брали Рона на строгий ошейник и отправлялись в лес – гулять. Рональд носился по лесу в стиле «как с цепи сорвался», а Тася с Ольгой собирали малину и землянику. И орехи собирали.

А за грибами Тася любила ходить с Олегом Михайловичем. У него было фантастическое чутьё на грибы, и они всегда приносили полные корзины. Эти походы нравились обоим, и Тасина мама была довольна: дочка в лесу не одна, никто не обидит.

С Михалычем было легко, они давно перешли на ты, и Олег по-свойски жаловался Тасе на жену, зная, что она не расскажет Ольге. Однажды Тася не выдержала:
- Да на месте Ольги я не стала бы терпеть твои выходки. Характер характером, а совесть иметь надо. Я бы давно тебя с лестницы спустила, с вещами! – выпалила Тася Михалычу. – Ты же ей на шею сел и едешь, и собаку свою посадил. Она вас обоих обслуживает, да ещё работает, а ты воды принести ленишься! И как она до сих пор не ушла от тебя? Ты на неё молиться должен, на руках её носить, а ты знай покрикиваешь…
- Ольку – на руках? – искренне удивился художник. – Вот такую, как ты – с удовольствием бы носил. Только ты ведь за меня не пойдёшь… А может, пойдёшь? А? С Олькой-то я так живу, а с тобой бы расписался, по закону. А?

И тут Тася расхохоталась на весь лес – громко и безудержно. Михалыч смотрел на её запрокинутое от смеха лицо  и бормотал: «Да я так просто. Просто так – сказал. Я подумал, а вдруг…»
- Вдруг не бывает, - отсмеявшись, назидательно сказала ему Тася. – Ты давай, грибы ищи. Жених!
Михалыч обиделся и замолчал. Тася и не знала, что Михалыч, оказывается, имел на неё виды. Она считала его кем-то вроде отца и относилась по-дружески тепло и приветливо. Михалыч – надёжный и безотказный, всегда готовый помочь: подвесить люстру, поправить крыльцо, забить расшатавшийся столб под умывальником – забегал к ним по-свойски и давно уже стал своим, как Ольга Михайловна и Роник. И нА  тебе – мальчик влюбился!..

Тася хихикнула. Михалыч откашлялся и сказал – неожиданное.
- А знаешь, что о нас на дачах говорят?
- О ком говорят? – не поняла Тася.
- Да о нас с тобой! Ольга моя как приедет, на огороде ковыряется, в Москву уедет на неделю, до субботы не появится , а мы с тобой по лесам… грибочки собираем!
- Ты что городишь? Ты выпил, что ли? – опешила Тася. – Опомнись, Олег!
- Вот и я им говорю: что, мол, вы горОдите? А они не верят. Ну, понимаешь. Не верят, что мы с тобой за грибами…

Тасю душил гнев. Да как они смеют?! В который раз уже – ни за что облили грязью…
Тася работала через день, сменами, и не ленилась приезжать на дачу. Они с Михалычем любили гулять вдвоём (точнее, втроём, с Рональдом). Михалыч был человек искусства, об архитектуре и живописи мог говорить часами, с удовольствием делясь с Тасей знаниями, предположениями, идеями и планами. Планы были грандиозными, идеи невероятными, предположения сногсшибательными и тоже невероятными.

Тася была благодарным слушателем, и Михалыч обрёл наконец ту необходимую ему аудиторию, которой был лишён по причине многолетнего пьянства, а после – одинокого (Ольга приезжала на выходные и в счет не шла) прозябания на шести сотках. На дачах Михалыч слыл мастером: ему заказывали беседки и прочие «малые архитектурные формы», но мало кто знал, что Михалыч способен на большее. А беседки и скамейки с резными спинками  – это так, лёгкие деньги, говорил Михалыч.

Тася с мамой побывали на трёх его выставках (две в Москве и одна, персональная, в Александрове). Сделали запись в книге отзывов. Отзывы были все как один – восторженные. Михалыч творил чудеса! Дерево в его руках оживало, принимая любую форму и радуя глаз. Он и картины писал, у Таси висели две его акварели. Михалыч сказал, что они неудачные получились, не вышли, а Тася считала, что очень даже – вышли, и в комнате от них – светло.

А макету дома, который он сделал для себя и которому суждено было так и остаться макетом, - позавидовал бы маститый архитектор. Вот каким разносторонним талантом обладал Олег Михайлович Стрельцов. На все руки мастер! Тася искренне считала его своим другом, но другие так не считали. По дачам ползли слухи. Жене художника пытались открыть  глаза на молодую соседку. Как когда-то – Женьке. Ольга Михайловна им не верила, как не поверила когда-то Женя.

Тася представила, чем это закончится... и пошла к председательше. – «Мы решили продать участок. Надоело в земле ковыряться» - сказала Тася. Председательша покивала, соглашаясь…
Мама была согласна с Тасей. – «Тяжело мне уже – на земле работать. А одной тебе с таким участком не справиться. Да и зачем он нам? Была бы семья большая, рук на всё хватало бы, а мы с тобой одни. Кто ж думал, что так получится? Здесь мужские руки нужны, без мужика пропадёшь, - добивала Тасю мать, не замечая её опущенной головы. – Вон сколько всего растёт… Насажали, а урожай девать некуда. Едоков-то – ты да я… Я слив ведро соседям отдала… А зачем нам столько? Для кого? Купили бы на рынке пару килограмм, и хоть объешься ими. Были бы внуки, а так… для кого это всё?» - роняла мама тихие слова. И каждое слово вонзалось в сердце тупым гвоздём.

Осенью нашёлся покупатель.
Тася в последний раз прошла по своей земле, молча прощаясь – с каждым деревцем, с каждым кустом смородины, посаженным их с мамой заботливыми руками. Ей казалось, что вместе с дачей (и черёмушником за окном… и лугом, заросшим душистым жёлтым донником и сиреневой мятой… и лесом, чья еловая прохлада укрывала её зелёным волшебным шатром, обнимала невидимыми руками, дарила спокойную уверенность и тихую радость) – вместе с дачей уходит навсегда что-то важное, чего уже не вернуть.

Уходит жизнь, вместо неё придёт другая, а эта – уже не вернётся, не повторится… Не сложится. Тасю душили слёзы. На её плечо легла чья-то рука. – «Тасенька!»
- Ольга Михай… Оля! – вскрикнула Тася. – Как хорошо, что ты пришла! Ты не верь никому, всё неправда, это Михалыч, дурак, напридумывал… Я как с папой, с ним! Мне с ним интересно… было, он столько всего рассказывал, да и мама не любит, когда я одна в лес… а когда с Михалычем – ей спокойно было, - сквозь слёзы бормотала Тася, прижимаясь к Ольге Михайловне - всё крепче, всё отчаянней. Ольги Михайловны у неё тоже больше не будет.
- Да знаю я, знаю, иначе бы – разве пришла?  Людям рты не заткнёшь, всё равно говорить будут – всякое. Так вы продаёте – дом-то?
- Продали уже. В субботу поедем председателю доверенность оформлять на продажу. Договорились уже.
- Тась, ты бы выкопала мне иргу, всё равно ведь – продали. И жасмин бы выкопала! И белые розы. Вам теперь – зачем?

Тася задохнулась от возмущения.
- Как это – зачем? Жасмин выкопать?! Да он же здоровенный какой, нельзя уже пересаживать, он же погибнет! Я же отростки давала вам.
- Ну, давала, только они не принимались. Посажу, в воскресенье уеду, Олег за неделю не польёт ни разу, он и засохнет.

- Так мне бы сказала, я полила бы, -  сказала Тася, понимая, что поздно уже – говорить,  что одного полива в неделю саженцу достаточно, а жасминовая веточка засохла оттого, что её просто ткнули в суглинок – не выкопав посадочной ямки шестьдесят на шестьдесят, не размешав в ней лопатой песок с торфом и не добавив удобрения. Не обмакнули комелёк с корешками в грязевую болтушку. Не сказали веточке ласково – «В добрый путь! Ты расти, не болей. Вырастешь и станешь красивым кустом, и все тобой любоваться будут». Тася всегда – говорила. И привязывала к колышку. И рыхлила заботливо землю в приствольном кругу. А Ольга ткнёт и уедет, а земля – одна глина, торфу с песком не добавишь, так  что в ней вырастет? А тем более жасмин…

- Да я столько лет за ним ухаживала, всё болел … Пересаживала его, пересаживала… А он всё расти не хотел, ни тут, ни там.  А здесь – прижился, расти начал, в прошлом году первый раз зацвёл, мы с мамой так радовались… А выкопаешь, он опять болеть начнёт. Может, ещё отросток выкопать? А ирга… Я с ней столько мучилась, траншею вдоль забора выкопала под неё, торфа с болота притащила восемь вёдер, думала, сдохну.

Кустики ирги Тася нашла на заброшенных огородах у Джамгаровских прудов. Там стояли когда-то деревянные дома, цвели сады, жили люди… Потом их выселили, дома сломали, сады заросли бурьяном и репейником. А ирга упрямо жила – тянулась к небу, пробиваясь сквозь молодой подлесок, борясь за жизнь – из последних сил.
Тася хорошо помнила, как они выкапывали иргу, стараясь не повредить корни. Копать было тяжело, корни уходили глубоко в землю и их приходилось отсекать острой лопатой. («Вы уж простите… Знаю, что вам больно. Ничего, поболит и заживёт, зато будете жить, не будет ни бурьяна, ни осинника, будет много солнца, и корни новые отрастут!»).

Как везли длинные тонкие отростки – в электричке, а потом в автобусе – и очень боялись, что не довезут, сломают – народу в автобусе было много. Как шли через поле с высокой травой, трава цеплялась за отростки, мешала идти, руки ныли от тяжести, а они всё равно – несли…
Как таскали из леса торф, поставив вёдра на тележку, а они падали… Удобряли землю золой и с волнением ждали – примется ли ирга? Переживёт ли зиму? Ирга принялась, разрослась, баловала вкусными ягодами, похожими на жимолость. И всё лето в её ветвях порхали птицы, которым полюбились сладкие сочные ягоды…

- Да ты не бойся, тебе и копать не надо, Олег придёт и сам всё выкопает! – по-своему поняла её соседка.
А ведь и правда, выкопает. Всё! Безжалостно отсекая корни, выдирая с мясом и бросая на землю – беззащитные молоденькие деревца, в которых осталась часть её души. Тася представила… и содрогнулась.
- Оль, ты чего? Я же вам всё давала, что просили – и клубнику, и малину, и розы. А иргу Михалыч в прошлом году выкопал, два деревца.
- Ну, выкопал. А она засохла.
- Так и эта засохнет. За ней ухаживать надо, поливать надо! И не в глину сажать!
- А вот скажи ему! Я всю неделю в Москве, а он в обнимку с бутылкой, думает, я не знаю ничего… Будет он поливать, как же!
- Тогда зачем просишь?
- Ну… может, примется. Может, дожди пойдут…

- Нет. Выкапывать ничего не буду, - твёрдо сказала Тася. – Где росло, там и будет расти. У новой хозяйки дом был в деревне, она умеет… Она и участок из-за сада купила, ей сад наш понравился. Она за ним ухаживать будет, поливать, рыхлить, стволы белить… У вас вон – не белены, который год. А у неё руки деревенские, заботливые, хоть душа моя спокойна будет! – Тася подняла глаза и встретила злобный взгляд.
- Пожалела – сад свой. А соседей, значит, не хочешь жалеть... Не ожидала от тебя.
И соседка ушла. Даже «до свиданья» не сказала. Обиделась. Тася тоже обиделась. Да пошло оно всё!..

Доверенность на продажу участка полагалось оформлять у нотариуса. У председательши был «свой», знакомый нотариус, к нему и поехала Тася. Она стояла на платформе – ждала электричку на Москву. На душе было муторно: она впервые испытывала чувство, о котором принято говорить «на душе кошки скребут». И ни кого не хотела видеть. Приедет к нотариусу, напишет – что от неё требуется, и уедет домой.

Подошла электричка, Тася вошла в тамбур и оказалась лицом к лицу с Павлом. Машинально кивнула ему и хотела пройти в вагон, но Павел взял её за руку и не отпускал, и задавал идиотские вопросы, какие задают при встрече с бывшими знакомыми, давно исключенными из разряда знакомых и зачисленными в разряд бывших.
- Ну, как ты? Как живёшь-то? Замуж-то не вышла ещё? Или вышла?
- За кого? Ты же мне не предлагал, - пошла напролом Тася. Ей уже опостылела Пашина подчёркнутая вежливость, за которой угадывался обман.
- А я женат! – радостно объявил ей Павел, и Тася вдруг поняла, что ускользало от неё раньше: Пашино равнодушие, нерешительность и та дистанция, которую он с ней всё время держал – а она-то, дурочка, ждала…
- Ты её и раньше знал, до меня? – спросила Тася, и Павел кивнул, подтверждая.
- Ты уже тогда был женат? Да? – И вновь – молчаливый кивок.
- Зачем же ты со мной … на лыжах катался? Звонил мне… Зачем?
- Да мы… разводиться хотели, - бухнул Павел.
- А потом передумали и помирились. Мама заставила? – Павел молчал. Тася угадала верно.
- И на Селигер поэтому не поехал? Ты ведь с ней собирался в отпуск…
- Да, мы каждый год в Анапу ездили, комнату снимали, - оживился Павел. – Там здорово. И море близко!
- А со мной зачем встречался? Помнишь, под новый год к нам заявился, с цветами. А потом сбежал к племянникам. Зачем?
- Так… - растерялся Павел. – Нравилась ты мне.

Тасю больно укололо , что Павел говорил о ней в прошедшем времени. Словно она жила когда-то, а сейчас её нет. Для Павла – её больше нет.
- Ну… Я рада, что у тебя всё хорошо. А дети есть у вас? – через силу улыбнулась Тася, которой хотелось только одного: прыгнуть с поезда. Нажать на стоп-кран, отжать двери и прыгнуть.
- Сынишке восемь лет, - с гордостью сказал Павел и тут же поправил сам себя. – Это её сын. Отец подарки ему возит, игрушки. И деньги привозит. Он в фирме работает – крутой, из-за границы не вылезает, вот оттуда и привозит всё… Игрушками ребёнка покупает! Ничего, Славик ко мне привыкнет, мы с ним все время вместе, а отца он почти не видит.
- Не привыкнет, - сказала Тася. – У него есть папа и мама, а ты никто. Нянька.
- Это ты нарочно говоришь, - обиделся Павел. – Славик маленький ещё, вот вырастет и поймёт, кто ему папа, а кто… Мы в морской бой играем, и в шахматы, и сказки вместе читаем. Он меня «дядя Паша» зовёт. Привыкнет и будет папой называть!

«Думаешь, он любить тебя будет? Вырастет – и поймёт, кто есть кто, а не поймёт, так мать объяснит» - хотелось сказать Тасе, но она не сказала, пожалела. Медведь-пестун, вечно чужих нянчит, а своих так и нет… А если бы были, то им бы повезло: Пашка был бы самым лучшим в мире отцом – заботливым и любящим. Тася вышла на первой же остановке. Павел крикнул вслед: «Ещё увидимся!»
«Зачем? – устало подумала Тася. – Мы никогда не увидимся».

Но судьба распорядилась иначе. Через пять лет в тасиной квартире раздался телефонный звонок.
- Тася, это я, Павел. Тут такое дело… Надо встретиться. Поговорить.
- Ну, говори. Я слушаю.
- Нет, по телефону не получится. Давай встретимся где-нибудь… Где скажешь.
Было в его голосе что-то такое… Тася не стала возражать.

Павел вознамерился было приехать к ней домой, но она перенесла встречу на нейтральную территорию супермаркета, недавно открывшегося на Ярославском шоссе. Поскольку на улице стоять было холодно.

Павел пришёл раньше неё. Стоял у входа в супермаркет, понуро опустив голову, и у Таси защемило сердце. В серых сумерках, в свете неоновой рекламы, в косо летящем дожде Павел показался ей таким, каким она увидела его впервые – молодым, широкоплечим, импозантным. Тогда они впервые увидели друг друга – и полюбили сразу и безоглядно. Такое не скроешь и не изобразишь.
Что же случилось с ними?

Тася вспомнила, как когда-то ждала его звонков и радовалась как девчонка – каждой встрече! И завидовала самой себе. А потом он ей попросту надоел. Тасе было с ним невыносимо скучно, и в отпуск он с ней не поехал, а она так надеялась! И замуж её не позвал, а ведь ухаживал… Старомодно, как в романах Эмилии Бронтэ. Даже руки к ней не протянул ни разу.
Тасе такое ухаживание не нравилось. Кому рассказать – не поверят. Она и не рассказывала… Ухаживал-обхаживал, цветы дарил, по театрам водил. А потом женился на другой. Сказал – ещё увидимся, и через пять лет позвонил. Увиделись. Что ему от  неё надо? Опять разводиться собрался?
- Ну, как ты? Как жизнь? – жизнерадостно приветствовал её Павел. – Ты не меняешься совсем, всё такая же, как тогда, в лесу…
Что это? Мысли он читает, что ли? Или они думают об одном и том же, как тогда, в лесу…
- Не начинай, - остановила его Тася. – Ты поговорить хотел. Говори. Что у тебя случилось?

Павел хотел ответить, но у него «повело» лицо, затряслись губы. Он отвернулся, и Тася поняла, что ему плохо. Очень плохо. А он из последних сил старается держаться, и улыбается – из последних сил.
На них смотрели.
Тася взяла Павла за руку и вывела из магазина. Он шёл покорно, как ребёнок уцепившись за её руку. Тася подставила лицо дождю, и теперь было не разглядеть, слёзы блестят на её щеках, или это просто дождь… Просто дождь…
Павел молчал. Тася его не торопила. Так они и стояли под дождём, и нечего было сказать друг другу. Что же случилось с ними, почему у них так получилось, или не получилось, и теперь уже вряд ли получится…
«Может, я сама виновата? Оттолкнула от себя хорошего, в общем-то, парня, чуть не в лицо ему сказала, что он мне надоел. Но ведь и правда надоел! – лихорадочно думала Тася. – Да что ж тут думать-то, пять лет прошло! А погодка… Холод, ветер и снег с дождём, из дома выходить не хочется. Так почему он сейчас не дома, почему – с ней? Наверное, его обидела та, другая. Очень сильно обидела. И он пришёл к Тасе за утешением. – Нет, это полный бред..
Что же могло такое случиться, что он о ней вспомнил?

- Что произошло, что случилось, Паша? – тихо говорила Тася, перебирая его пальцы в своей руке (Павел так и держал её за руку, не отпускал). – С мамой что-нибудь? – Павел помотал головой. – Тогда с кем? Она тебе изменила?
- А ты откуда узнала? Кто тебе сказал?
- Да никто не сказал, я сама…
- Изменила? Один-то раз куда ни шло, простил бы. А она всё время мне изменяла! А я, дурак, не знал! - Павел выдавливал, выталкивал из себя слова, и голос звенел от гнева и обиды. – Жена изменяла, а сын вырос и заявляет мне – у меня, мол, папа есть, а ты мне никто. У папы бизнес, он мне машину купит и яхту, когда восемнадцать исполнится. И в кругосветное путешествие с ним поедем! А тебе, говорит, в твоём НИИ копейки платят, ты маме жизнь сломал. Представляешь?! Ему тринадцать всего, а он мне такие вещи… ОН меня ни во что не ставит, а ведь я его вырастил! Я же не Дональд Трамп, чтобы ему яхты покупать!
- А что ты ему покупаешь? – спросила Тася.

Вопрос вверг Павла в недоумение.
- Да ему отец привозит всё – из Штатов. Парень в полной упаковке. А я что, я так, по мелочи…
- Ты же говорил, он привыкнет, папой будет звать. Ты же сам захотел – чужого сына растить.
- Говорил, - покладисто согласился Павел. – Пока маленький был, вроде всё нормально было. А сейчас неуправляемый какой-то стал. Он меня ненавидит, Тася. Сын ненавидит, жена изменяет.  И ладно хоть с бывшим своим, я бы понял, в конце концов… А тут, смотрю, слесарь к нам зачастил: то кран сорвало, то в раковине засор, то душ подтекает… Я и не думал ничего такого, а она…
- Так она тебе со слесарем изменяет?! – не поверила Тася.
- А слесарь что, не человек? Давно уже… И не скрывает уже. Говорит, слесарь и тот больше зарабатывает, чем ты в своём НИИ. Говорит, её бывший троих кормить не нанимался.

Тася не могла больше сдерживаться и запрокинув голову, хохотала. Струйки дождя скользили по губам, и было приятно, и отпустило что-то внутри, не давило больше.  Хотелось смеяться и танцевать – вот прямо здесь, на утонувшем в черных лужах асфальте.
Павла она больше не жалела. Сидит на шее у жены и у её бывшего мужа и хочет, чтобы его уважали. Целый год он обманывал Тасю и морочил ей голову, изображая жениха, а ведь она ему не нужна была. Павел выбрал другую. А она выбрала слесаря. Пять лет воспитывал чужого ребёнка. А мальчик вырос и выбрал – отца.
Каждый выбирает по себе. Каждый получает, что заслужил. «Приидите ко мне, страждущие… и аз воздам!» - некстати вспомнилось Тасе. Или не совсем так, она точно не помнит, но как-то так…

- А знаешь, мне тебя не жалко, - отсмеявшись, сказала Тася. – Жена, значит, тебе со слесарем… а ты ей решил – со мной? Хочешь сравнять счёт? Только время зря тратишь, не обломится, - грубо закончила Тася.
- Почему? – глупо спросил Павел.
- Да потому, что я не слесарь. Это тебе в ЖЭК надо, к технику-смотрителю или к диспетчеру. Это будет достойный ответ, счет один-один. А мне пора уже. Всё, Паша. Извини, помочь ничем не могу, - сказала ему Тася. Она тоже держалась из последних сил. Хотелось обнять его за шею и прошептать в самое ухо: «Разводись и приходи. Я ждать буду».

Тася повернулась и ушла от Павла.
Хотелось, чтобы – остановил. Вернул. Окликнул – «Подожди, не уходи!» Но Павел не остановил, не окликнул, не вернул. Он остался таким же – нерешительным, несмелым, неспособным защитить своё счастье, свою семью. А свою ли? У него была чужая,  своей он так  и не завёл, так и не решился. Да и не на что было. Господи, как хорошо, что я не вышла за него замуж. Сейчас бы пришлось… слесаря искать!
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2016/08/01/1705


Рецензии
Ирочка! Читала эту главу и думала: в чём же особенность ваших произведений?
Чем они привлекают, заставляя возвращаться снова и снова? Перечитывать главы. Размышлять о героях, кому-то сочувствуя, а кого-то презирая.
Сравниваю вас с другими авторами и признаю несомненное ваше превосходство и в стиле и в образах... И вот к какому пришла выводу.

В ваших произведениях нет, как у других авторов, чёрно-белой резкости оттенков! Вы используете всё богатство красок, безжалостно показывая мучительные сомнения, и душевную смуту, и неоднозначность душевных движений...

Да, изначально в людях заложена эта двойственность: добро и зло иногда так тесно переплетены, что их трудно разделить - и вы эту двойственность не только видите, чувствуете, но и умеете ПОКАЗАТЬ! Спасибо, дорогая! С уважением и симпатией,

Элла Лякишева   30.06.2020 19:05     Заявить о нарушении
Спасибо за ваши - такие чудесные отзывы! Что до меня - я просто люблю моих героев. Не бывает плохих и хороших людей. В каждом есть светлое и тёмное, неприглядное и достойное. Даже в самой закоренелой и чёрствой душе, если приглядеться, можно увидеть искру добра, каплю любви, толику света. Если приглядеться. Не вешать ярлык и не ставить клеймо. Понять и принять. Слова "простить" в моём лексиконе нет.

Ирина Верехтина   30.06.2020 23:09   Заявить о нарушении
А разве ПРИНЯТЬ не значит ПРОСТИТЬ?

Элла Лякишева   01.07.2020 09:00   Заявить о нарушении