Сашку приняли в пионеры

 
Начало пятидесятых годов ХХ века. Недавно кончилась война. Следы её ещё видны на каждой улице и переулках Москвы. В одном из пострадавших от бомб переулков стояла уцелевшая от налётов фашистов школа. В этой  256 мужской школе учился в третьем классе Сашка Веселов. Фамилия ему на редкость подходила. Мало того, что он сам всегда хохотал по любому поводу, он умел рассмешить всех ребят и даже учителей. Парень этот был умный, хитренький, обладал массой достоинств, которыми умел ловко пользоваться. Например, его выбрали в редакторы стенгазеты класса. Он действительно хорошо рисовал, и при этом лучше всего у него получались карикатуры. Сашка обязательно разрисовывал кого-нибудь из тех парней, кто больше других любил задирать слабых, обижать тех, кто не умел за себя постоять. Причём, хоть рисунок фамилий не содержал, но сходство с задирами было удивительное, и не узнать их было невозможно. Когда те пытались подраться с Веселовым за такой рисунок, то Сашка умел убежать от них, перепрыгивая по партам , как заяц. Парень он был маленького роста, очень юркий и очень подвижный. К тому же ребята  в классе  его любили за весёлый нрав и всегда прятали от драчунов, если это было надо. Учился Сашка Веселов отлично, что, значит, получить «4» по любому из предметов он понятия не имел за все свои 3 класса. На двери 3«А» его фамилия красовалась первой в списке лучших учеников.

Веселов был настолько подвижный, что усидеть 45 мин урока за партой, для него была мука. Ему всё время нужно было чем-то себя занять, поэтому учителя на уроках давали ему двойные задания по всем предметам, чтобы у него не хватило времени на баловство. Но стоило только ему доделать , например, «101» упражнение, как он тут же рисовал мелом смешную рожу на пиджаке соседа спереди и класс умирал со смеху. Его за это наказывали, ставили в угол, заставляли отчищать свои художества в умывальнике, но хватало этого всего на 5 мин, а потом он придумывал ещё какую-нибудь каверзу. На переменах он, вообще, как тогда говорили, был «чудо в перьях». Сашка мог незаметно забежать в раздевалку, благо рост его это позволял, и пока няня отвернулась, выскочить из раздевалки с кучей пальто, нагромождая их на себя, изображая чучело огородное. А вместе со звонком на урок, чтобы не опоздать в класс, зашвырнуть их все на перекладину раздевалки. Няня же гардеробщица потом долго ворчала, развешивая их по местам.

Когда наступила весна, и на перемены ребята стали выходить во двор, Веселов придумал трюк : у входа в школу рос огромный дуб, он был выше крыши четырёхэтажной школы. Если залезть на верхушку дуба, то оттуда легко спрыгнуть на крышу школы. А там уж можно танцевать, петь, кувыркаться, как в цирке на радость всей школе. Каждую перемену Сашка теперь залезал на дуб, и спрыгнув с него на крышу, «выкомаривал» всё на что только он был способен. Первой после мальчишек из класса эти упражнения увидела учительница физкультуры. Она , привыкшая к технике безопасности на своих уроках, возмутилась страшно, что можно такое выделывать на крыше школы. Сашку повели к директору. Это было время, когда все третьеклассники готовились вступать в пионеры. Директор строго сказал мальчишке, что ни о каких пионерах можешь даже не думать, если хоть раз такое ещё повториться. Их классная руководительница потребовала, чтобы Веселов нарисовал школу и дуб рядом с ней, а на дубе себя залезающего на крышу. Сашка рисовать на себя карикатуру не стал. Учительница повела его вновь к директору, рассказав, что он не послушался и рисовать не стал. Директор взглянул на него сердито и заявил:

      - Ты сам решил, что пионером тебе быть нельзя!

Веселов страшно обиделся. Одно дело директор запретил залезать на крышу, а другое самому на себя рисовать карикатуру.

-         Так не честно -, решил Сашка. И раз всё равно его в пионеры принимать не хотят, он назло полезет на крышу. В первую же переменку после повторного разговора с директором Веселов был на крыше и на весь двор распевал: «Артиллеристы, Сталин дал приказ, артиллеристы, зовёт Отчизна нас!». К директору его опять привела классная руководительница,  возмущенная  поведением своего ученика. Директор посмотрел в глаза Сашке и спросил:

-         Ну, что ты теперь все перемены будешь на крыше, раз тебя в пионеры не принимают?

 И тут весёлый Сашка вдруг расплакался и сквозь слёзы сказал, что так нечестно, когда говорят сначала одно, а потом другое, лишь бы назло его не принять в пионеры.

-         Ладно-, сказал директор,  -  ко дню рождения Ленина 22 апреля мы тебя в пионеры принимать не будем, так как в этот день принимают только лучших из лучших, но если ты ничем типа крыши или ещё чем-нибудь почище не отличишься до Первого мая, то тебя будут принимать в пионеры со всеми ребятами вместе.

Когда первые 20 человек одноклассников шли на Красную площадь вместе со старшей пионерской вожатой , родителями и учителями, чтобы потом вернуться в класс с красными галстуками и пионерскими значками на груди, Сашки Веселова нигде не было.

Родители Сашки вечно были заняты на работе и обо всех переживаниях сына понятия не имели. В этот день он пришёл домой позже , чем всегда и когда мама спросила , где он был , ответил, что гулял. На самом же деле он сидел на самом верху на своём дубе у школы, не слезая на крышу и горько плакал о том, что нельзя не принимать в пионеры отличника только за то, что он любит лазить по деревьям.

30 апреля перед самым 1 мая была ветреная погода, временами начинался дождь, но все ребята шли, не застёгивая курточки и пальто, чтобы все прохожие видели их красные галстуки и пионерские значки на груди. Среди них первым, неся пионерское знамя, шёл Саша Веселов, сияя от счастья, что он теперь не только пионер, но и знаменосец отряда.

Эту историю мне рассказал мужчина в возрасте примерно лет 60 летом 2016года. Он увидел на нашем пикете на Ярославском вокзале, где мы уже 18 лет стоим , распространяя коммунистическую печать и символику, что среди значков, которые мы продаём, есть пионерские значки, их может купить любой прохожий.

Мужчина купил два пионерских значка , один приколол себе на грудь, а другой приколол приятелю, которого он ждал, возле нашего пикета, чтобы дальше ехать с ним  вместе в Подмосковье. И мне стало ясно, что этот человек не забыл своё пионерское детство и хоть оно окрашено немного грустью, воспоминания о нём доставляют бывшему пионеру радость даже сейчас через 50 лет.


 


Рецензии