Записки частного лица. автобиография. часть 37

                ПЛАНОВАЯ УЧЕБА. ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ БОЕВОЙ И
                ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЗА ЗИМНИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.
                ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН СТАНОВЛЕНИЯ СДАН.

 
        К новому году мы организовали наведение в роте образцового внутреннего порядка. Заново оформлена ленинская комната, бытовое помещение. Появились художественная репродукция на стенах спального помещения казармы и двойные однотонные занавески на окнах.

       С 1 декабря начался в полку, как во всех войсках Прибалтийского Военного округа, новый учебный год. Трудно он начался, военнослужащие отвыкли за полгода строительства от плановой воинской службы, и приходилось прилагать немало сил и сноровки, чтобы эффективно организовать учебный процесс в роте.

       Началось увольнение отслуживших сроки службы, военнослужащих, и, наоборот, в часть начало прибывать молодое поколение. Первыми убывали воины, заслужившие своим отношением к службе достойной их отправки, с почестями, подарками от личного состава роты.

       Тех, кто "попил" нашей кровушки, постарались уволить в последние дни декабря старого года в назидание тем, кто еще тосковал по временам господства дембелей в роте. Не говоря уже о том, что им были даны далеко не положительные служебные и комсомольские характеристики, направленные в те военкоматы, откуда они призывались.

        Отмечу, что все это делалось без утайки от всего личного состава роты в расчете на воспитательное предупредительное воздействие для новой смены старослужащих.
Комсомольские характеристики рассматривались и утверждались на открытых комс. собраниях военнослужащих нашей роты.

        Можно было перевести дух от 4-месячной напряженной работы. Плановые занятия шли своим чередом, прерываясь в те дни, когда рота снаряжалась для несения гарнизонной, караульной и внутренней службы. Весной 1972 года офицерам нашей роты предстоял первый экзамен на офицерское становление – весенняя проверка результатов по боевой и политической подготовке и состоянию воинской дисциплины. А пока весь офицерский коллектив дружно работал над этой задачей.
 
       К началу декабря 1971 года на производственную практику в Алитус приехала моя Галина, Белочка, как ласково ее называл я в своих к ней письмах. Мне удалось, попортив изрядно нервы, организовать вызов на практику за пределы установленного Министерством высшего и среднего образования территориального разделения зон ответственности соответствующих вузов страны.

      Первое хорошее впечатление о Литве было подпорчено мелкой пакостью местного чиновника, от которого зависело - выдадут мне на руки предписание о согласии на стажировку в Алитусском Х/Б комбинате студентки 4 курса Новосибирского института советской кооперативной торговли Горбуновой Галины или нет.

      С 9.30 утра я пробыл на приеме у этого чинуши до 18 часов вечера и он меня так и не принял. Когда же я заявил секретарше, что напишу В ЦК КПСС и газету "Правда" о существующих порядках в Алитусе Литовской ССР, то меня принял чиновники заявил. что он не против. но у них в отделе нет машинки с русскими буквами. Афигеть!!! Машинистка вспомнила, что есть старая машинка, но она где -то в подвале. Еще 30 - 40 минут я с ней искал машинку, а когда поднялись на верх, выяснилось, что начальник ушел домой - давно конец работы.

       Я взял ее на понт и сняв трубку попросил междугородку, а пока меня соединяли сказал машинистке, что буду звонить в Москву. Она с другого телефона кому -то по литовски позвонила. Вскоре  дама прошла в кабинет начальника и принесла оттуда чистый бланк с гербовой печатью. Через 20 - 30 минут под мою диктовку она напечатала с трудом русский текст вызова.

       Так закончилась моя одиссея с вызовом жены на стажировку в город Алитус.А ведь на дворе стоял 1971 год. Поразительно, но национализм уже тогда подленько проявлял свое гнусное рыльце в некоторых бытовых вопросах гражданской администрации города Алитус.

      Новый 1972 год мы – офицеры роты со своими боевыми подругами – провели на квартире командира роты. Он был старше нас лет на семь, но располагал к себе своей порядочностью, открытой натурой и признанием заслуг в выводе роты из кризисного состояния.

     Анатолий Петрович командовал ротой шестой год (тогда это считалось нормой, которую вскоре отменили), слыл в офицерской среде середнячком по причине своего мягкого характера. Однако военное дело он знал превосходно, в особенности подготовку вооружения роты к совершению боевой стрельбы. У него была прекрасная семья – жена и дочка, которых он любил и которыми гордился.

     Встреча совместно Нового 1972 года в кругу офицеров роты и членов их семей, по нашим с командиром взглядам, способствовало укреплению доверия, дружбы и взаимопонимания, так необходимых в нашей коллективной работе в подразделении.
 
     14 февраля мы с Галиной скромно отметили 23-ю годовщину моего дня рождения. Помимо служебной деятельности мы с ней активно включились в процесс участия в художественной самодеятельности полка.

     В то время клубы воинских частей выполняли большую воспитательную, культурно-просветительскую работу в отдельных воинских городках (особенно расположенных за границей и в Союзных республиках). В них кипела поистине культурная жизнь.

      Там демонстрировались новые художественные фильмы, ставились выездные спектакли театральных коллективов республик, проводились читательские конференции по известным произведениям советских и зарубежных писателей и многие-многие другие культурные мероприятия, способствующие духовному обогащению военнослужащих и членов их семей.
     Началась производственная практика у моей жены на Алитусском комбинате текстильного производства. Документация на нем велась на двух языках – русском и литовском. Галина постепенно научилась произносить слова, фразы, а затем и предложения на хорошем литовском языке-диалекте, да так, что ее в городе стали считать местной, вышедшей замуж за русского офицера.

     В мае Галина возвратилась в свой институт для сдачи годовых государственных экзаменов, защиты дипломной работы. Приближалось время сдачи проверки по боевой и политической подготовки за первое полугодие 1972 года.

      Конечно, мы волновались за будущие результаты, понимая – сделали все, что могли, чтобы рота подошла к итоговой проверке с хорошим настроем и положительными предварительными результатами.

     Нам, офицерам, удалось переломить ситуацию в роте в лучшую сторону. Создали работоспособный сержантский коллектив, подготовили ведущих специалистов, индивидуально поработали с молодым пополнением, вселили в него уверенность, что предстоящая проверка им по плечу. Большое воспитательное воздействие на подчиненных имеет личный пример офицера.

     Проверка в войсках всегда начинается с офицеров ротного звена. Первым на огневой рубеж для практической стрельбы выходит офицер. Он первым сдает нормативы по физической подготовке и другим военным дисциплинам. Словом, личный пример офицера в учебе и службе – это его моральное право.
 
     Поэтому основным девизом в повседневной учебе и службе в войсках был девиз: «Делай, как я, если можешь – лучше меня!» Вот где пригодились мои знания, полученные в стенах училища по предметной боевой подготовке, знанию матчасти оружия: пистолета, автомата, гранатомета. Прописанные мне, офицеру, упражнения по огневой подготовке я на осенней проверке сдал на «отлично».

     Но большее удовлетворение я получил от итоговых результатов проверки своей роты. Приказом командира дивизии она признана хорошим подразделением, способным решать сложные боевые задачи. Венцом проверки для роты была боевая стрельба в составе роты в ходе проведения ротных тактичных учений.

      За успехи в боевой и политической подготовке командир дивизии наградил меня в числе других офицеров полка почетной грамотой. Нештатный корреспондент всесоюзной газеты «Правда» посвятил небольшую заметку об успехах молодых офицеров-политработников в достижении высоких результатов в своих подразделениях.

      Мы, молодые офицеры 9 ПДР., успешно сдали свой первый промежуточный экзамен на профессиональную пригодность. За непродолжительный период своей службы на офицерских должностях мы сумели вывести свое подразделение из системного кризиса, добились положительных результатов в дисциплине, боевой и политической подготовке.

      А главное, у нас сложился коллектив единомышленников, способный справиться с более сложными задачами. Впереди были не менее ответственные задачи и в решении их для нас никто не делал поблажки.

                продолжение следует...
      


Рецензии