Числа и идентичность. Глава 1

Числа и идентичность.

Посвящается памяти Юрия Михайловича Лотмана

Глава 1.

1. Предлагаемая здесь вниманию читателей книга разрабатывает математический (числовой)вариант матричного анализа парадигм идентичности. Матрица идентичности, которая используется в моих работах была сконструирована мною на основании философских интуиций ряда выдающихся мыслителей (Чарльз Пирс, Ханна Арендт, Мартин Бубер, Вильгельм Виндельбанд и др.). Точнее было бы сказать обнаружена мною, поскольку в ходе работы с ней я многократно убеждался в том, что эта матрица не произвольная субьективная конструкция, а некое символическое отображение глубинных культурных и социальных закономерностей.

2. Описание этой матрицы идентичности я здесь повторять не буду, его можно найти в первых двух главах моей книги Время смыслов, где даны инструкции о том как воспроизвести ее на бумаге. Скажу только что с тех пор как я в 2007 г. начал использовать эту матрицу  для анализа  культурной и социальной действительности, включая разнообразные философские и литературные тексты, я постоянно обнаруживал, что эта матрица  при правильном вдумчивом и осторожном использовании (ошибки и ложные прочтения здесь вполне возможны) не только подтверждает уже известные нам соотношения, но и обнаруживает новые  симметрии, о существовании которых я никак не мог бы догадаться без нее.

3. Первым таким открытием стало для меня выявление симметрического соотношения между центральным для Ницше конфликтом по верхней горизонтальной сигнификативной линии АВ матрицы между Истиной (контекстное поле А абстрактных универсальных принципов и норм) и Жизнью/Красотой (контекстное поле конкретных имманентных жизненных форм В) и центральным для Маркса конфликтом по нижней горизонтальной репрезентационной линии CD матрицы между лнчностью С (частная собственность/ присвоение) и миром D (общественное производство и нужды).

4. С тех пор в процессе работы с матрицей я обнаружил буквально сотни таких не очевидных, но очень значимых соответствий. Кроме того, я смог с  ее помощью выделить и классифицировать несколько десятков специфических парадигм идентичности и описать их свойства на  конкретных исторических примерах.

5. Все это постепенно убедило меня в том, что эта матрица не моя произвольная конструкция, что она опирается на некие глубинные социальные и культурные симметрии. И здесь возник вопрос: нет ли каких либо математических и физических аналогов этим симметриям матрицы? Дело в том, что контекстные (смысловые) отношения, которые анализирует матрица идентичности, по моему убеждению должны иметь природные соответствия. Культура и общество не отделены от мира природы непроницаемой перегородкой. Не будучи ни физиком ни математиком я не чувствовал себя в силах компетентно ответить на такой вопрос.

6. Однако недавно я сделал несколько интересных находок в этом направлении, которые я и предлагаю вниманию читателей в этой публикации. Эти находки привели меня к выводу о том, что природа и общество скорее всего являются различными аспектами одной и той же знаковой системы с присущей ей динамикой знакообразования (семиосиса)и знакоразрушения. Идентичность, то есть способность сущностей сохранять устойчивую структуру и свойства через ряд временных изменений таким образом оказывается соответствующей верхним уровням и состояниям этой знаковой системы.

7. Являясь историком по образованию и интересам я неизбежно должен был развернуть свой философский проект в сторону осмысления исторических событий и ситуаций. В результате получилась книга, над которой я сейчас работаю и первый вариант которой я предлагаю вниманию моих читателей.


Рецензии