Бездна

Бездна


Мы спускались все ниже и ниже. Вначале аккуратно, обвязавшись веревками, подстраховывая друг друга, карабкались узкими выветренными ступеньками. Старались не смотреть вниз, туда, где о камни разбивались холодные серые волны. Казалось, само море влекло нас в свою бездонную пучину, словно  протягивая к нам как руки фонтаны поднимающихся от скал ледяных брызг. Ветер подхватывал наши плащи, норовя оторвать нас от серого, изъеденного непогодой и временем гранита и со всей силы швырнуть в бушующие волны. Предвестником непогоды над нами нависло серое пасмурное небо.
-Еще немного! – едва удерживаясь одной рукой за камни, прикрывая другой лицо, чтобы ветер не заглушил крик, пытался приободрить нас Профессор – там! Уже совсем близко!
Кто выбил эти ступени в скалах? Чья демоническая рука вывела контуры этих лестниц на этой нависающей над бушующем морем стене? Сколько им лет? Пятьсот, тысячу, две, три?  Казалось - бы сверху и даже с моря невозможно было заметить эту ведущую вниз тропинку, Лишь спустившись на веревке по отвесной скале нам удалось ступить на узкую площадку между каменной стеной и бездной. Но это было лишь начало пути.
И теперь мы спускались все ниже и ниже, почти к самой кромке воды, туда, где, вторя исполинскому дыханию, пульсации мирового океана,  на острые черные камни одна за другой накатывают беспощадные серые волны. Туда, где еще одной маленькой площадкой под нависшей скалой заканчивается эта страшная лестница и чернеет зловещая арка – дыра в недра земли. Зачем мы предприняли это отчаянное путешествие? Какой бес чистого знания ради знания дернул нас, следуя жажде неизведанного коснуться этой так тщательно хранимой волнами и ветром тайны?
Но вот он, туннель, стоя под каменным козырьком, привалившись к холодной стене, вдыхая табачный дым, мы чувствовали обманчивый покой. Глядели вперед и вниз, на разбивающиеся уже где-то снаружи волны, созерцали серый просвет неба. Чувствовали под сапогами песок…. Песок. Откуда он здесь? Вокруг лишь гранит и, проводя по нему рукой, кажется, что это не стены пещеры, а отесанная разумной рукой комната, а посреди нее зияет темная, веющая холодом щель. Мы ставим лебедку. Вбиваем крюки, укрепляем конструкцию, готовим канат. Лейтенант должен остаться наверху, он должен быть наготове, и, кода мы достигнем дна и завершим наше исследование, мы дернем за веревку, подадим сигнал и он поднимет нас по одному наверх.
Спускаемся в темноте. Ниже и ниже, в недра горы. Схемы и уравнения не должны лгать. Если цель наших поисков и существует, то она обязательно должна быть именно здесь. Об этом говорят все расчеты и книги, да и простая логика: этот обрыв и тропа, которую не видно ни с моря ни сверху со скалы и, главное эти ступеньки – кому бы пришло в голову пробивать лестницу в скале к безымянной, никому неизвестной пещере.  Никто за многие столетия до нас не был тут. Ни единого следа на покрывающем ступени песке. Опять этот белый морской песок. Что за воды оставили его тут? Быть может, много тысяч лет назад уровень океана был другой и только в наши дни тропа и вход стали снова доступны таким безумным исследователям как мы?
Мы на дне колодца. Над головами остались десятки метров темной узкой шахты. Здесь стоит гул моря. Море совсем недалеко, наверное, от него нас отделяет всего лишь несколько метров скалы, и неизвестно на какую глубину опускается снаружи вода вдоль бесконечной подводной гранитной стены. Но наш путь дальше – все глубже и глубже, здесь снова ступеньки. Такие же выщербленные и древние. Лестничный марш за лестничным маршем в темноте. И этот тревожный шум моря снаружи. Вода. Такое ощущение, что она вот-вот прорвет эту тонкую каменную стену, побежит по ступеням. Вначале бесшумно, потом со все усиливающимся журчанием, перерастающим в гул, набирая силу, превращаясь в поток, заполняющий собой весь туннель.
Лестница кончилась. Но мы не у цели. Впереди еще один колодец. Как мы могли ошибиться? Ведь древние книги и силледования не лгут. Возможно, некоторые формулировки и ключи были несколько расплывчаты. Или где-то была ошибка. Но все указывает что основной расчет верен. Все сходится. И тропа и место, и эта лестница. Это всего лишь еще одна преграда. Но мы были готовы и к этому.
У нас есть вторая лебедка, еще веревки, петли и крюки.
Мы ставим их. Кто-то должен остаться. Это точно я, как самый младший. Я единственный, кто настолько силен, что смогу вытянуть остальных. Я привяжу веревку к ремню, и когда снизу дадут сигнал, по одному подниму всех.
И вот где-то внизу гаснет последний фонарь, и я остаюсь один в темноте.
Остается лишь ждать. Но у меня есть свечи, письменный прибор и бутылка вина с кофе, к которой мы все прикладывались для поддержания в этом тяжелом предприятии наших скудных сил. Как натура творческая и начитанная, почему я и был выбран в качестве младшего члена этой экспедиции, я веду эти записи у края очередной бездны, чтобы скоротать время. Вначале я просто сидел, пытался вспоминать лекции, что слушал в университете, но нарастающая тревога путала мысли. Что мои спутники найдут там на глубине? Неужели подтверждение тем безумным теориям, нечестивым книгам и экспериментам, или факты, что, надеюсь, так оно и будет, позволят опровергнуть их? А если нет? Что будет потом?  Мы искали жажды знаний, но сейчас, когда яодин и в темноте, в мою голову закрадываются страшные мысли, насколько ошибочным и безумным было то сытое рвение, тот научный фанатизм, с которым мы жаждали сломать и порвать установки и законы окружающего нас мира, насколько счастливыми были те искания в блаженной слепоте неведения! Но вот мы добились своего, я здесь, и какие кошмарные призраки теперь терзают мою душу перед ликом разверзшейся перед моими сапогами Бездны!
Чтобы хоть немного систематизировать, привести к спокойному, естественному ходу, мои мысли, я веду этот конспект. Проходят часы. Иногда я гашу свечу и остаюсь в полной темноте. Слушаю гул моря за стеной и, постепенно он кажется мне все яснее и яснее. Возможно это все темнота. Эхо каменных стен и трепетный, колышущийся от сквозняка огонек свечи. Такое впечатление, что вот-вот эта вода перельется через край. Я глотаю из бутылки, но от выпитого не становится легче. Наоборот я все больше и больше страдаю от того, насколько медленно течет время. Я то и дело проверяю часы – минута за минутой. Пытаюсь считать, но от этого секунды становятся только более томительны, но не быстрее. Ну где же они? Где сигнал? Я заглядываю в колодец, но там все также темно. Шум моря становится все громче. Почти невыносим. Профессор говорил, что мы должны успеть за несколько часов, иначе начнется прилив и неизвестно, зальет ли он туннель. Кажется там было несколько метров до воды, но никто не считал и не стоит идти на этот риск. Возможно уже вечер. Почему их так долго нет? Тут недалеко. Я проверю Лейтенанта и вернусь. Ненадолго сбегаю наверх.
Я наверху. Вот и колодец и веревка. Я дергал за нее много раз, но так и не получил ответ. Неужели Лейтенант сбежал, пьян или спит? Я кричал, но шум в шахте и наверху глушит любой крик. Пытался карабкаться, но у меня не хватает сил и сноровки, чтобы подняться по тонкой веревке больше чем на пару метров. Только содрал ладони. Все-таки я лаборант, а не акробат из цирка.
Вода. Море за стенами ревет так, что слышно даже здесь. Надвигается шторм. Вода льется в шахту сверху, сбегает по ступеням вниз, скорее всего это волны заливают в проход у подножья скалы. С каждым ударом поток сверху становится все сильнее. Но я полагаю, она вся уйдет на глубину. Остатки разума подсказывают мне, что если до сих пор этот проход и лестницу не затопило, то вода уходит куда-то. Вниз? Что за бездна там внизу, что поглощает всю воду, что заливает сюда бесконечный мировой океан в бесплодных попытках окончательно залить ее? Неужели это все правда? Впервые в жизни мне так страшно. Одно дело в деканате с чаем и бутылкой и другое дело здесь. В темноте, в одиночестве, на краю лестницы ведущей в бездну. Быть может, Лейтенант еще вернется с подмогой, позовет людей. Быть может…
И, быть может я, хоть я даже не аспирант, именно я должен донести до человечества, науки и коллег хотя бы эти обрывки наших безумных исследований. Я допью содержимое бутылки, я вложу в нее свою записку, она из толстого стекла и оплетена лозой, так что выглядит прочной и надежной, оставлю ее здесь. Быть может, тот кто спустится сюда, найдет ее, но скорее всего, вода, что принесла сюда песок, зальет эту лестницу и либо вынесет ее наверх, либо принесет куда-нибудь еще. Туда, куда она уходит в бездну.
Я даже не хочу думать об этом. Я оставляю свои записи здесь, залью пробку воском от последней свечи и пойду обратно, к остальным, вниз.

Doktor F  01.08.2016
https://new.vk.com/id686957


Рецензии