Глава 3. Знакомство с остальными жильцами

Визит к нам Светланы Николаевны для второй соседки не остался не замеченным. И чтобы от неё не отстать и чего-то важного в квартирных делах не упустить, она пожаловала к нам несколько дней спустя. Мы с Катей и Марусей разбирали разные мелкие вещи, Андрея не было дома.
  Звали вторую соседку Мариной Константиновной, пришла вместе со своей тоненькой дочкой - пятиклассницей, очень на неё похожей. Дочку звали Жанной.
Марина Константиновна была темноглазой и темноволосой. Её платье, туфли, золотые украшения, всюду, где только можно их носить, говорили о том, что в умении жить она нисколько Светлане Николаевне не уступала. Работала кассиром в хозяйственном магазине. Визит её оказался очень похожим на пришествие Светланы Николаевны с той только разницей, что Марина Константиновна была несколько старше, умней и осмотрительней. Начала разговор она с беспорядков в квартире, но гораздо осторожней, с сознанием какой-то доли и своей вины.
-Конечно, вам показалось странным, что в нашей квартире такое безобразие. Я тоже сначала ни за что бы не подумала, что до этого можно дойти, а теперь привыкла и махнула на всё рукой. Просто надоело из-за каждой мелочи скандалить.И перечислила факты, нам уже знакомые, но только в ином освещении.
Она (имелась в виду Светлана Николаевна) считает, что должна реже дежурить по
квартире, потому что у нас семья больше, зато, когда приходит её пьяный муж, с которым она развелась, то всю ночь никому нет покоя. А мы терпели, даже её защищали, когда он буянил, даже у себя в комнате прятали, и видите, чем она отплатила. Пусть она должна дежурить реже - через две недели на третью, но ведь об этом нужно предупредить,договориться, а не разводить такую грязь, которую убрать невозможно, и потом уже объявлять, что она желает дежурить через две недели.Моя Жанна её борщ съела! Да моя Жанна - сладкоежка о том только всегда мечтает, чтобы ни супу, ни борща не есть, а сразу перейти к третьему.
- Мама, я прошу тебя о моих привычках не распространяться, - возмутилась Жанна.
- Речь здесь не о тебе, - отмахнулась Марина Константиновна, - я, видите ли, её бельё с балкона покидала! Я же её предупреждала - не вешай на общем балконе, пусть там играют дети и люди дышат свежим воздухом, вешай бельё на улице. А сколько она мне всяких гадостей сделала! Клеёнку на моём столе порезала, заварной чайник разбила...Всё это самой Марине Константиновне показалось недостаточно убедительным, и не совсем приличным.
- Конечно, некрасиво женщинам доходить до такого безобразия, - оправдывалась она, - но я не знаю, что можно и нужно в таких случаях делать. Может, вы что-нибудь придумаете?
И, прощаясь, тоже очень привычно, как женщина женщине:
-Вы устраиваетесь на новом месте, вам, наверное, нужно будет много разных вещей, например, деревянные кровати, ковёр, палас, сервант, хрусталь или даже стенку, - намётанным взглядом окинула она нашу комнату, - обращайтесь ко мне, я вам сказала, что работаю в хозяйственном магазине, но мы со всеми магазинами связаны и я всё могу достать. Ты мне - я тебе - такая теперь жизнь!
- Спасибо, Марина Константиновна, за то, что вы хотите нам
помочь. Но мы таких отношений не признаём, в таких не участвуем.
-Что ты на это скажешь, мама? - возликовала Жанна.
-Ты замолчи, - рассердилась Марина Константиновна, - и никогда не вмешивайся в разговоры взрослых.
-Почему? Ведь Жанна умная, всё понимающая и размышляющая девочка, - я ей возразила.
-Вот так, мама! - злорадствовала Жанна. Это было не совсем красиво по отношению к матери. И я постаралась смягчить сказанное.
-Извините, я не собираюсь вас поучать, просто объяснила, как мы к этому относимся.
-Вы, конечно, правы, - старалась выйти из неудобного положения Марина Константиновна. - Знаете, в торговой сети как-то во всё это незаметно втягиваешься.
-А мне кажется, что это явление распространено не только в торговой сети.
-Да, среди наших клиентов, которым много нужно, есть зубной врач, учительница музыки и многие другие. А вам не обидно, что другие всё имеют, всё достают, вы не завидуете?
Тем, кто приобретает всё это сомнительным путём? Чему тут завидовать? Речь ведь идёт не о каких-то лишениях, а о вещах, без которых вполне можно обойтись. Есть ведь у нас кровати, и обычная посуда. Стенка, это, наверное, удобно и вместительно, но мы вполне обойдёмся стеллажами и платяным шкафом. Жанна была готова запрыгать от восторга.
-Я бы тоже без всего этого прекрасно обошлась, - давала она понять, что мы с ней единомышленницы. Мать строго на неё посмотрела, с сожалением сознавая, что в моём присутствии её нельзя одёргивать. И вдруг вспомнила, чем можно поставить дочку па место.
- Отчего же ты не обошлась без модных босоножек и закатила мне скандал? Кстати, я их тоже не в магазине купила - по блату достала. Жанна сконфузилась и не нашлась, как ответить.
- У нас в магазине был такой случай, - неуверенно заговорила Марина Константиновна. - пришла к нам работать одна девушка, и когда обо всём узнала, то очень возмущалась, но что она могла сделать? Документы ведь в порядке, свидетелей нет, её очень скоро выжили, она ушла, и всё осталось по-прежнему. Я не знаю, где она работает, иногда приходит за покупками в наш магазин, но не здоровается с нами, и мы с ней не здороваемся тоже. Такое положение очень огорчило Жанну.
- Поэтому от моей честности и неподкупности, если бы я захотела такой стать, ничего не изменится, всё будет делаться по - старому, только я об этом не буду знать. Ко мне начнут придираться, и в конце концов или я сама уйду, или меня выгонят. И начинаешь думать, почемe же кто-то другой будет иметь всё, а ты - ничего, ведь от этого никакой пользы никому нс будет.
- И начинаешь завидовать этим другим, и спешишь сделаться на них похожей, - продолжила я мысль Марины Константиновны.
- Ну в общем-то так, - смущённо она призналась.
- Во-первых, - осмысливала я сказанное, - то что отстоялось и утвердилось в вашем коллективе, сдвинуть с места - не простое дело. Одного возмущения здесь мало. Во-вторых, мне эта девушка очень симпатична.
- Значит всем надо уйти из магазина, - предложила Жанна.
- Да никого не выгонишь оттуда, - возразила ей Марина Константиновна, - все привыкли и всем нравится.
- Тогда ты уйди из этого магазина, мама, - решительно потребовала Жанна, - а я не стану носить эти босоножки. Наша беседа по моей вине приняла слишком серьёзное и нежелательное направление, и я скорее постаралась закончить её миром.
 Вопросы трудоустройства нам с вами незачем решать. Мы сделались соседями, то есть очень близкими по воле случая людьми, для первого раза достаточно узнали друг друга В том, что мы разно относимся к чему-то, ничего особенного нет, Марина Константиновна с облегчением вздохнула, Жанна тоже
обрадовалась за мать и успокоилась.
И вдруг Маруся, всё внимательно выслушавшая и во всём прекрасно разобравшаяся по опыту со Светланой Николаевной, уверенно заявила:
- Марина Константиновна хорошая, только молодая. Жанна с матерью посмотрели на нашу Марусю, как на попугая, заговорившего человеческим голосом.
- Не удивляйтесь и не смотрите так на Марусю, - я их предупредила,-  она не сама осмыслила то, что сказала, она просто повторила услышанное. Марусю нисколько не смутили мои объяснения, она оставалась собой довольна. Марина Константиновна с Жанной начали прощаться:
- Мы у вас засиделись. Но тут вернулся Андрей, и знакомство продолжилось. Он получил деньги, принёс торг и выразил надежду, что Жанна и Марина Константиновна не откажутся выпить с нами по чашке чая.
Марина Константиновна сказала, что они и так задержались, что отец их заждался (имелся в виду отец Жанны, муж Марины Константиновны).
- Так зовите сюда вашего отца, - обрадовался Андрей, - должны ведь мы когда-нибудь все перезнакомиться. Жанна побежала за отцом, и привела его, подняв с дивана. Это был человек спокойного и застенчивого нрава.
- Вы меня извините за такой вид, - сказал он, застёгивая на груди помятую рубашку, - Жанна так на меня налетела! Звали его Юрием Борисовичем. Мы стали рассаживаться, хлопотать с чайными чашками и чаем. Марина Константиновна сбегала домой и принесла тарелку с ветчиной и сыром. Андрей вышел пригласить к чаю Светлану Николаевну, и, спустя некоторое время, она явились с Венерой, довольная и нарядная. Но, увидев за столом ненавистное семейство, растерялась, сделалась красной от волнения и злости. Венера, не обращая внимания на мать, заняла место между Катей и Марусей. Мне уже показалось, что Андрей поступил опрометчиво, пригласив Светлану Николаевну, но он живо вышел из-за стола, взял её за руки и усадил рядом с собой.
- Я так вам рад, мне очень вас не доставало! - горячо обратился Андрей к Светлане Николаевне. И она слабо улыбнулась. Марина Константиновна к её приходу спокойно отнеслась, она ничему не удивлялась, что бы у нас не происходило, Юрий Борисович, тем более...
- Вот теперь все в сборе! - подвёл итоги Андрей.
Светлана Николаевна окинула стол опытным взглядом, сразу поняла, что на нём откуда (ветчина и сыр свободно в магазине не лежали - дефинитные продукты), быстро удалилась. Возвратилась с подносом средней величины, и чего только на нём не было! Копчёная колбаса, буженина, апельсины, коробка с шоколадными конфетами. гордо прошествовала со всем этим мимо Марины Константиновны, потом снова удалилась и вернулась с бутылкой вина. Решив, что своей щедростью поставила соседку в неудобное положение, Светлана Николаевна успокоилась. Заволновался и заёрзал на стуле Юрий Борисович.
-Может, я тоже за бутылкой сбегаю? - просительно обратился он к Марине Константиновне. Она, наверное, заведовала семейным бюджетом.
-Уже восьмой час, ты опоздал, - радостно отозвалась жена (спиртные напитки продавались только до семи вечера)
-Может быть, сбегаешь ты? - не сдавался Юрий Борисович, намекая на её связи и возможность достать бутылку в любое время. В голосе его чувствовалось не только смущение перед Светланой Николаевной за то, что с их стороны не оказалось бутылки, но и большое желание выпить. Я решительно возразила, делая вид, что не поняла его желания.
- Давайте для первого знакомства обойдёмся тем, что есть. Все со мной согласились. Марина Константиновна насмешливо посмотрела на Юрия Борисовича, видно, он попивал и доставлял ей немало хлопот порочной своей привычкой. Юрий Борисович сначала было сник, но убедившись, что дело его безнадёжно проиграно и сочувствующих ему среди нас нет, в конце концов, с этим примирился. Знать, Марина Константиновна крепко держала его в руках, и он научился справляться с желанием выпить.
  Андрей, конечно же, понял настроение Юрия Борисовича и, разливая вино по рюмочкам, налил ему полный чайный стакан, стоявший рядом.
- Извините, я не заметил вашей рюмки, - оправдывался Андрей, - а переливать и взбалтывать такое прекрасное вино, вы же понимаете, нельзя. И все мы сделали вид, что поверили этому.
- Спасибо, возражать не стану, - обрадовался Юрий Борисович
Славно мы провели вечер. Вначале разговорились о собаках., потому что Маркиз скромным своим при гостях поведением и внушительным видом очень понравился Юрию Борисовичу, который раньше тоже жил в сельской местности и как мы любил собак, к тому же оказалось, что он охотник, имеет ружьё, и каждую осень ходит на уток. Он рассказал нам об утятнице - маленькой чёрной собачке с волнистой шерстью и длинными, до земли ушами.
- Она была у одного моего товарища. Кто бы не выстрелил, прыгала в воду, вода холодная, собака дрожит, её нам жалко, но не идти она не может. Юрий Борисович, помогая словам глазами и руками, изобразил нам утятницу.
- Это было на последней охоте, совсем недавно, потом мы все сидели у костра и хорошо так говорили, и все ласкали эту утятницу и просили от неё щенков, - закончил он, смущённо оглянулся, предполагая, что эта история показалась нам не очень интересной.
И чтобы он не сомневался в значении своего рассказа, я продолжила разговор о собаках, и рассказала о Маркизе, о его странном к нам отношении. Все мы его одинаково любим, и он нас  всех любит, но больше всего привязан к Aндрею, хотя кормлю его я, - сам мужского пола, и себя с Андреем считает в семье главными лицами. Когда мы выходим вместе на прогулку, то обязательно должны идти в таком порядке: Андрей с Маркизом рядом впереди, а мы все сзади. Иначе будет волноваться, лаять, вертеться под ногами, сбивать с ног.
Светлана Николаевна рассказала нам о певчем кенаре. В доме её матери любят и держат канареек. Однажды пришёл к ним но деду один человек - сваривали трубы для полива. Когда закончили, выпили, как положено, закусили, послушали канареек, ему очень понравился один певчий кенарь. Он просил его продать, ему отказали - сами дорожили этим кенарем. Он сказал, что всё -равно его украдёт. Посмеялись, думали что шутит. А через несколько дней, когда клетки с канарейками висели на веранде, летом их часто туда выносили, он действительно унёс этого кенаря, дорого за него заплатил, оставил деньги в опустевшей клетке. Рассказ этот очень взволновал Катю и Марусю. Они стали представлять, как если бы кто-то украл Маркиза и оставил за него деньги, и очень возмущались.
- Давайте споём «Пропала собака», - предложила Жанна. Её охотно поддержали, особенно старались Маруся и Венера.

Висит на заборе Колышется ветром
Колышется ветром Бумажный листок.
Пропала собака, Пропала собака,
Пропала собака По кличке Дружок.

Всем понравилось, спели ещё несколько детских песен. Потом младшие ушли из-за стола и занялись своими делами. Жанна посчитала себя взрослой и осталась с нами. Андрей достал гитару. Пение всегда воодушевляет и объединяет людей. Мысли и переживания наши сделались общими. Жанна очень гордилась участием во взрослой компании и часто вела мелодию невпопад, прислушиваясь только к своему голосу, но её тонкий голосок нам не мешал. Мне кажется, всем было хорошо, и расставались с сожалением. Полного примирения между Светланой Николаевной и Мариной Константиновной не произошло, но первый шаг для этого был сделан.
После того, как мы в своей комнате основательно устроились и навели порядок, Светлана Николаевна заглянула к нам однажды вечером. Просто так, посидеть. Долго и внимательно рассматривала убранство нашей комнаты, которое состояло из самой необходимой мебели: никелированных кроватей, платяного шкафа, удобного круглого стола и табуреток.
Украшением служили несколько, на наш взгляд, хороших репродукций любимых картин, роскошный осенний букет, собранный и сделанный нами с большим старанием, несколько глиняных раскрашенных фигурок на верхней книжной полке, которые мы всей семьёй когда-то лепили, обжигали, красили, доводили до совершенства и привезли с собой.
Над кроватями висели весёлые коврики из аппликаций, тоже нашей ручной работы. Обращали на себя внимание оранжевый абажур, мы, конечно, сделали его сами, Марусин уголок с яркими, красиво расставленными игрушками. Над всегдашним убранством её уголка и Катиным  книжным  уголком с красивыми обложками просидели Маруся с Андреем целый вечер. Самостоятельная Катя сама придумала его убранство, сама разрисовала эти обложки
-  А у вас ничего! -удивилась Светлана Николаевна.
- А нам даже кажется, что у нас очень хорошо.
- Да, хорошо! вынуждена была она согласиться.


Рецензии