6. Из жизни птиц

Два месяца по утрам и вечерам я отслеживал с балкона (помимо движения судов по Босфору) жизнь семейства чаек, включив эдакого доморощенного Н.Н.Дроздова. Должен сказать, что по мере наблюдения находил этот опыт все более увлекательным.

Вначале на соседской крыше и окрестных деревьях вообще удалось засмотреть одновременно все стадии птичьей семейной жизни: голубь ухлёстывает за голубихой, ворона высиживает в ветвях магнолии яйца (кстати, почему-то всегда с широко открытым клювом), а мама-чайка сторожит пушистых чаят, пока папа-чайк добывает вместе с цаплями пропитание семье на рыбном рынке в Каракёе.

И вдруг идиллия превратилась в драму. У нас поднялся совершенно ураганный ветер, и похоже, ворона потеряла свои яйца. Она несколько раз прилетала в гнездо, пыталась садиться, снова взлетала. Стала перебирать веточки, как будто спрашивая себя, что сделала не так.

А потом пролетела еще круг и села рядом с чайкой на трубе. Местные чайки в два раза крупнее ворон и всегда решительно гоняют их, когда те пытаются нарушить чайкино  личное пространство. Не говоря уже о ситуации, когда рядом три серых пушистых комочка. А здесь - ворона несколько минут сидела бок о бок с чайкой и отчаянно каркала. Чайка сидела, не двигаясь - как изваяние.

Сфотографировать не то, чтобы не успел - рука не поднялась. Удивительно.

А чайки-родители сохранили всех своих трёх деток. Вот чаячьи птенцы уже почти со взрослую чайку размером и сменили пух на пёрышки, правда, пока коричневые. Они ещё не обладают грацией взрослой птицы, пухловатые и неуклюжие. Но уже разгуливают по всей крыше. И активно чистят клювом пёрышки.

Так и чувствуется подготовка к важному дню. Чаята время от времени делают по несколько активных взмахов крыльями, пробуя их силу. А потом, почувствовав ее, начинают в шутку возиться и поклевывать друг друга. Прямо как мальчишки.

Еще не могу не отметить подход чаек к вопросу воспитания подрастающего поколения.

Во-первых, хотя бы один из родителей всегда рядом, но все же на некотором удалении. Даёт птенцам почувствовать мир и не бросается сразу на помощь, если они спотыкаются или скатываются с конька крыши.

Во-вторых, чайки не проводят с детьми формальных уроков. Но они делают две другие вещи. Разговаривают с птенцами - забавно слушать, как в ответ на гортанный крик мамы те отвечают нестройным, но активным писком. А ещё подают пример. Находящаяся на дежурстве  чайка примерно раз в полчаса снимается с места, делает круг метров в пятьдесят, то активно работая крыльями, то паря, заходит на посадку на ту же трубу и шевелит крыльями, чтобы перья легли правильно. Сначала я думал - разминается, но потом решил, что скорее показывает, как надо. Ну, а как ещё научишь летать.

А ещё периодически прилетает ворона - почему-то хочется думать, что та самая - и подолгу сидит рядом с чайкой.

- Как твои-то?
- (гордо): Вот, скоро полетят!
- А мои... Видишь...
(Пауза)
- Ну, может, в следующем году?...
- Кто ж знает...

Потом отлучался на две недели в командировку и думал, что все пропустил. Тосковал, лёжа на гостиничной койке: как там мои птенцы? Наверняка, полетели без меня, без присмотра. А то ведь мог бы чего посоветовать, уберечь от ошибок - все же бывший консультант.

Но нет! Я недооценил время, потребное на воспитание чаячьей смены. Вернулся - а они все ещё делают только первые эти... махи. И то не все. Размером уже со взрослых, но по-детски взъерошены. Притом над теми, кто ещё вообще не полетел, не издеваются, а наоборот - возятся с ними особенно.

Это ведь тоже важный урок - родители не торопят события, не выталкивают их с крыши.

Любопытно, что среди взрослой части семьи регулярно появляется пополнение, которое принимает участие в воспитании на равных с родителями. А ведь до недавнего времени те с гневом гнали с крыши кого бы то ни было.

Видно, большие дети - большие проблемы, да и посмотреть интересно. То дядька прилетит из Измира, то бабулю выпишут из Бурсы, а то просто - армейский дружок...

Потом чаята стали улетать, но несколько раз в день возвращались. Родители терпеливо ждали их на семейной крыше в готовности подкормить. И неудивительно: конкуренция за еду на Босфоре высока, и подрастающее поколение наверняка в ней проигрывало, а потому по возвращении в родные пенаты истошно пищало.

Но через несколько дней молодые (и стремительно белеющие) чайки стали прилетать реже, а потом и вовсе исчезли. А парочка чаек на соседней крыше осталась одна: пОдростки уже, видать, не нуждаются в родителях насчёт поесть, ну и совсем не прилетают, соответственно. А те только гортанно перекрикиваются друг с другом и с соседями от нечего делать. До следующего года.

Так что вы это... Позвоните родителям, у кого есть.


Рецензии