Внучке Кристине о дедушке Арнольде Августовиче

Здравствуй, Кристина!
Я поздравлял тебя с днем рождения в My Heritage. Предполагаю, что оно дошло до тебя, и ты его прочитала, только с этим я связываю появившееся сообщение Beeline на моем телефоне о том, что ты звонила 23.01.2012 г. Я попробовал связаться вчера вечером с тобой, но в ответ раздались короткие гудки. 
            
Я через Ларису Августовну информирован о вашей с твоим отцом поездке в деревню Гриблянку к дедушке Арнольду в марте прошлого 2011 года, о короткой поездке Эрнеста (Эрика) перед ноябрьскими праздниками, когда он купил дрова отцу на зиму, правда, не сложил, а дал денег местным мужикам, которые этого не сделали. Была там в канун Нового года и дочь Ларисы Августовны Светлана. Приятно осознавать, что родные люди его не бросили, вспоминают и думают о нем.
В прошлом году перед маем мы с моей женой заехали по пути к Арнольду во время поездки в Государственный исторический архив Новгородской области для подачи заявления о поиске наших родственников латышей, предки которых переселились из Курляндской губернии Латвии в конце 19 века.

 Мне было чрезвычайно приятно и радостно встретиться и познакомиться с Арнольдом Августовичем поближе. 

От районного городка Удомля Тверской области к деревне Гриблянка шоссе с новым асфальтовым покрытием, не то, что было от Вышнего Волочка. Обшитый досками желтого цвета дом под откосом у дороги вначале деревни как-то сразу определился сам собой. Мы подошли к крыльцу, я стучу, никто не отзывается. Заглядываю в окна, может, кто выглянет. Слышу внутри, вроде, звуки - то ли радио, то ли телевизор. Обрадовался, что там, в доме кто-то есть. Да, открывается дверь. Догадываюсь, что это Арнольд. В рубашке, с непокрытой головой. Рядом охотничья рыжая собака с длинным хвостом и большими обвислыми ушами. Спешу представиться: "Я - Юрий Эглескалн, со мной моя жена Мира". Обнялись по-дружески, по-родственному. Потом за столом он у жены переспросит:  "Латышка что ли? Я сразу почувствовал, что латышка!"
Входим в дом. Арнольд первым, за ним угловато расставляя в стороны лапы, с трудом со ступени на ступень вползает собака. Следом мы с женой. Внутри полумрак, в центре кирпичная большая шведская печка из красного кирпича с лежанкой наверху и углубленной нишей  для сушки и подогрева воды в торце перед окном, у которого мы сели за небольшой столик.

"Сам сложил," - с гордостью объявил Арнольд, увидев, как я разглядываю печь. "Что будете пить: чай, кофе или кагорчику? Не стесняйтесь, кушайте, что есть. Вот колбаса, мед, орехи грецкие. Какой хлеб едите: черный или белый?" - по-хозяйски, запросто заговорил первым Арнольд.

"Я за рулем, мне нельзя спиртное, я - чай. Какой? Ну, да, лучше зеленый," - демонстративно бодро вступаю я, как бывалый завсегдатай этого дома. 

"А я, кофе, " - застенчиво включается в диалог моя жена.

После небольшой паузы Арнольд пафосно восклицает: " Как же я мечтал встретиться со своим двоюродным братом, преклонить голову на его плечо!"

Мы проболтали почти 4 часа. Разговор был сумбурный, эмоциональный. Ему многое хотелось рассказать, он мне даже не давал вставить слово, все время перескакивал с одного события на другое. Рассказывал о своих наиболее ярких детских, детдомовских эпизодах и воспоминаниях: строительство запруды на ручье из глины, которую подвозили с мальчишками на украденных у завхоза оцинкованных ванночках; изготовление самодельных коньков из металлической полосы сначала для себя, а потом и для всей пацанвы; самолетиков, для которых надо было воровать  девчоночьи трусы, когда девчонки мылись в бане, и выдергивать из этих трусов резинки для запуска моторчиков; знакомство со своей будущей женой Валей, когда его посадили вместе с ней за одну парту, и она мешала ему во время перемены выпрыгивать из класса во двор через открытое окно.

"Знаешь? какой я был хулиганистый, - с энтузиазмом то ли спрашивал, то ли с ликованием восхищался собой Арнольд, всматриваясь в свое далекое бурное детство, - я ж в Кустанай к матери сбежал, в собачьих ящиках, ну, что под вагонами, лежал черный и грязный. Я ж в Москве был, с урками общался. А как я дрался! Я подпрыгивал и обеими ногами - в грудь, враз сшибал с ног! Не смотри, что маленького роста".

Торопливо рассказывал про службу на севере, испытания электромагнитных и ультразвуковых приборов на Новой земле, разрабатываемых для ракет. Не обошел он и "охотничьи" темы про своих любимых финских лайечек и охоту с ними на белочек, рыболовные сети и ловлю в огромном количестве рыбы, туши оленей в пограничной полосе с Финляндией, которые раздавал на работе, про  исследования электростатических зарядов у своих любимых пчел, про корову Майку, которая была "ох, какая умная и бегала по пятам".

Как хотелось ему высказаться хоть перед кем-то, кому можно довериться и все поведать о себе. Все было в жизни здорово, несмотря ни на что. "А знаешь, какой я сильный был! Я тете Мане мешки с сахаром поднимал одной рукой. А знаешь почему? да потому что в армии надо было проворно подавать тяжеленные снаряды ". "А ты знаешь, у меня тут трактор был, я пахал землю под картошку, траву заготавливал для Майки, я сушил травы и коренья для своего военного медика, привозил их с Дальнего востока. Эх, кем только я не был! - перескакивал с темы на тему Арнольд, - Ты, думаешь, что я не понимаю, что я латыш? Да у меня во взводе три латыша было, учили меня латышскому. Я и сейчас помню, как они мне все время говорили: "Лаб вакар, лаб вакар - Lab vakar, lab vakar" (добрый вечер).

Вдруг с жаром и гордостью упомянул про отца.  "А батька-то мой умный был. Он же банкир был. Когда его в армию забрали, а он, ох, как не хотел быть военным, ему лейтенанта дали, командиром полка назначили. Так он там начал лекции по связи и локации читать. Тетки на даче под Ленинградом в переполох, не поймут,  в чем дело, только слышат по ночам звуки какие-то. Непонятные.  А это он, мой батька, морзянку осваивал.  Ему ж на лекциях надо было ее показывать. Та-та, та-та-та ... - , что я простучал? Не знаешь? У отца музыкальный слух был. Он на скрипке играл, а в квартире у них пианино стояло!  А бабка-то наша, Мария, какие сыры привозила из Новгорода в Ленинград!!!' - ударился он в метафорические пересказы событий, происходивших до появления его на свет и услышанных им с возрастом из уст своей матери.

А далее пошло о грустном. Ведь это понятно, умерла Валентина, верный и преданный спутник жизни с детских, детдомовских далеких, непростых и трудных лет, понимающий все с полуслова. Рухнули крепкие, незыблемые, казалось, вечные тылы. А тут еще привязалась “эта соседка-дура”, потравила пчел, начала травить и самого, одинокого Арнольда. Топит “дерьмом” свою буржуйку рядом с ульями у межи, разогревая “пойло своим свиньям”,  чтобы посильнее дымило, а “молодуха-то, дочка-то ее,  разляжется полуголая загорать вблизи межи, намажется вонючими духами, пчелы безумеют. Жать-жать, и кусают ее”. "Она ж на меня в суд еще подала. Приехала комиссия, а где канализация? - оштрафовали меня же на 500 рублей". Силы уже не те, все хозяйство развалилось, осталась верная собака, стареющая на глазах.  "А ты знаешь, у меня 2 инсульта было, если б не пчелы, давно бы конец мне был. Мед помогает и спиртовой настой с умором. У меня ж этих бутылок было - вся округа в очередь ко мне за ним стояла! А знаешь, я скоро уеду отсюда лекции по пчеловодству читать. Я тут новые ульи изобрел, рамки делаю" - уже мечтательно фонтазировал  и мысленно планировал он свое будущее.

Спрашиваю, приезжают ли родственники, а он в ответ: "Раньше Лариска с Колькой, ну, с ее адмиралом, на все лето приезжали. Мы на охоту и рыбалку ходили с ним. Вот видишь на фото - это они! А рядом кто, да это ж на шпагате маленькая Кристинка моя. А вот мой Эрнестик с дружком своим миллионером отдыхают. Приезжали, на лодке катались, стрельбы устраивали из пистолетов и ружей. Теперь, правда, реже, как Николай умер. Да, вот перед вами Кристинка  с Эрнестиком в марте были".

Жаль было расставаться после столь неожиданно короткой и эмоционально насыщенной нашей встречи, но нам надо было ехать дальше, еще 250 км до Новгорода, куда мы приехали уже в темноте.

Я ударился в длинные воспоминания, за которыми чуть не забыл о конечной цели моего послания к тебе. Завтра День студентов. Когда я учился в техникуме, я с завистью слушал поздравления и праздничные обращения к студентам с концертами по заявкам. Но я не был студентом, мы назывались учащимися, и я страстно мечтал стать когда-нибудь студентом. Это время спустя 6 лет после окончания техникума и трехлетнего пребывания в рядах нашей доблестной Советской армии в моей жизни настало в 1961 году. Это год Карибского кризиса, когда чуть было, не началась третья Мировая война. К счастью, этого не произошло. Но зато в последующие 5 лет у меня было неповторимое, насыщенное, незабываемое счастливое студенческое вольное время, время становления человека и личности. От всей души поздравляю тебя с этим днем студентов (не обязательно быть Татьяной). Успехов тебе в учебе и счастья в будущем!!!
С искренним уважением, Юрий Эглескалн.
24 января 2012


Рецензии