Шифер и телку вычеркни, а...

По приезду сюда, будучи страстным. Я бы сказал заядлым рыбаком. Добрые люди, мне подсказали. Что в одной из близлежащих деревень, толи Ярлыково, толи Ярлыкино, хотя нет, Ярлыково, звучит, ласкает ухо, как-то по современному привлекательней. Хотя, что тут привлекательного, Ярлыково, как Ярлыково.
 И, что когда-то, в ранешние времена, здешний колхоз, ходил в миллионерах. Почитай, в каждом доме, даже, крытом соломой, завсегда, можно зайти и тебя опохмелят, самогоном из буряка, по местному из свеклы, угостят. А, уж по великим праздникам, мало того, что тебя не выгонят, спать на сеновале оставят.
 Это сейчас, поля заросли бурьяном. И тебя, не то, что бы зайти опохмелиться, на порог не пустят. Да еще, если будешь настаивать, на тебя, спустят с цепи, безхвостого, диковенных размеров Алабая. Ну да, не столь важно, как тебя встретит, сегодняшний житель. Как говорится: незваный гость, хуже татарина. Да и не за этим, я сюда нагрянул. Главное, есть пруд. И, что, как говорят, сведущие в этом деле люди, в этом пруду, рыбы видимо, невидимо.   Столько, что она, порой, с голодухи, берет на голый крючек. Даром, что когда-то, колхоз, данной деревни, значился в миллионерах.
 И вот, я на этом пруду. Погода в этот день, выдалась на редкость, на заглядение. Самая, что ни на есть рыбацкая. Из рыбаков, в этот день, где я выбрал себе место, для рыбалки, всего двое. Я, да еще, как потом оказалось, дед, лет под восемьдесят, местный житель. И это, только, на этом берегу. (клева здесь не было. Вот и сидели мы двое). Тогда как, на противоположном берегу, человек двадцать, с лишним. С чего бы это, такая разница, не стыковка, грешным делом, подумал я. А, разница, как потом оказалось, все же была.
 Дело в том, что, перед этим, почитай целую неделю, дул северный ветер. И как раз, со стороны берега, на котором расположился я, да еще, этот местный старик. Ну и конечно, вся рыба, гонимая северным ветром, да еще, если он дует рыбе под чешую. Отошла в более безопасное для нее место, к противоположному берегу. Но, даже не это главное, главное то, что ведь об этом, катаклизме природы. Хорошо знал, был осведомлен, местный рыбак, старый хрен. Будь он не ладен, не к месту сказано. Который сидел недалеко от меня. Ведь мог бы и подсказать мне, что я не угадал с выбором места рыбалки. Так нет же, промолчал. Правда, грех жаловаться. К обеду, где-то, к середине дня. В моем садке, уже резвились, два пескаря, и мелочи немного. Тогда как дед, за все это время, не видел ни одной поклевки. И это, ему, как бы в отместку, за сокрытие тайны природы, северного ветра. А, пока, я с завистью поглядывал, на противоположный берег. Как там, сидевшие рыбаки, таскали, одного за другим карасей, по полкилограмма, на килограм, редко. Мы с дедом, по-прежнему, решили не рисковать, упертые, продолжали сидеть на одном, не перспективном, неклевом месте. Про себя решили. Действительно, пойди на тот берег. Где рыба берет дуром А, как говорят, самая пустая трата времени, это, потеря его в пути. А она, возьми да и перекочуй, на наш берег. И останешься в проигрыше.
Так, мы сидели с дедом, в ожидании лучших времен. Как тут, нет, ну, надо же, такому быть. До этого, обещавший, предвкушавший, хороший клев день. Разом изменил, мое, да, наверно, и деда мнение. Подумал я, будь он не ладен, этот, северный ветер, о котором, накануне, до этого умолчал дед. Почему и сорвалась, у меня, было так хорошо, начатая рыбалка. Что ни говори, вытащить за полдня, двух пескарей и мелочи немного, дорогого стоит. Одним словом, небо, в одночасье, заволокло низкими свинцовыми тучами. Дожь прыснул, как из ведра. И нам с дедом, этого хватило. Что бы мы, все что на нас было наздевано, превратилось, в неоджатую половую тряпку. И вот тут, хоть и в мыслях я и костерил деда. Как говорится, на счастье грех роптать. Старик, наскоро собрав свои снасти. Ни слова ни говоря, подбежал ко мне. Схватил меня в охапку, оставив мои снасти и садок с рыбой. Что называется, чуть ли не волоком, откуда, только у него сила взялась. Поволок меня к себе, приговаривая, так и простыть можно, завсегда, аппендицит, отхватить можно. Как тут не скажешь, рыбацкая взаимовыручка: рыбак рыбака, видит из далека. А, все-то он делал, приглашая меня к себе, таким образом. Как потом оказалось, что бы его старуху, разжалобить, раскрутить на бутылку, самогона. Одним словом, заволок он меня, таким образом в свою хибару. Благо, жил рядом, а то бы, не знаю, как деду, а мне бы, лежать на больничной койке. Когда же, мы мокрые до нитки, вбежали в хибару деда. Его жена, только руками развела, даже, не нахмурилась. Тут же, без лишних слов, подсказала старику, чем лечить, выгонять, эту хворь. Ну, а, где лежит это лекарство, дедку подсказывать было грех, не в первой.
 И тут, я понял, зачем старик, забрал меня, к себе. Это, для смягчения обстановки, что бы его старуха, была покладистей, сговорчивей. Так вот, для чего многие политики, руководители государств, берут своих жен. Для смягчения, напряженности, что бы наливали. У меня, в отличии от старика, погреба дома не было. В таких, да и не только в таких, когда это приспичит. Пользовался холодильником. Из которого доставал, до некоторого, не заслуженно забытую, запотевшую бутылочку, и….
 Не такой уж и хилый, был дедок, как казалось. На самом деле, очень, даже, не по годам юрким, сноровистым.
 быстро, поднял крышку, исчез в погребе. Откуда появился, держа в руках бутылку самогонки. Которую, тут же, распечатал и, со словами, да, поможет нам бог, сейчас, будем выгонять хворь. Разлил по стакан. Когда, содержимое бутылки, подходило к концу. И потому, как мы заговорили, нашу «болезнь», как рукой сняло. Если бы мы, продолжили выгонять, бороться с простудой, дальше. То, на утро, приобрели бы, уже другую болезнь. От которой, пришлось бы лечиться, тем же лекарством, которым, в данный момент, выгоняли хворь. Но, слава богу, до этого не дошло,  И, как говорится, на счастье, грех роптать. Помог случай, а то бы, не ровен час…. Дело в том, что окна, избушки стариков, чуть ли не вросли в землю. Находились, чуть выше над уровнем земли. Как вдруг, когда уже гроза миновала, дождь пойтих. Услышали, как заскрипели ржавые петли на воротах. И, мимо окон, разбрызгивая, чамкая по грязи, прошли две пары ног. Вскоре, в сенках, послышался шаркающий скрежет, как будь-то, кто-то, обо что-то, вытирал ноги.
 И на кухню, без стука, (видать не впервой), завалились двое: Один из них, тот, что держал в руках дипломат, был директор колхоза, другой, с огромными на древесной основе щетами под мышкой, как потом оказалось, бухгалтер, этого же предприятия. Директор, как и подобает в таких случаях, руководителю. Первым делом, глянув на стол, на пустую бутылку из-под самогонки. Подозрительно, приглядевшись, оценив состояние старика, не перебрал ли тот. На меня, как будь-то, я здесь был лишним, чужой, даже не глянул.
 И, как тому подобает,  по восточному обычаю, (хотя дедок, был православным), справился, почему-то, опять же, только у дедка, как он, доживя до таких лет. Мог так хорошо, себя чувствовать. И снова, посмотрел на стол, на пустую бутылку.  Этим, как бы давая понять деду, что и он, непрочь, в свои  сорок, так же хорошо себя чувствовать. На что дед, как я уже отметил, был не только юрким, проворным. Но и большого, не погодам, склада ума. Поняв, на что намекает директор, о каком здоровье справляется. Поглядев на пустую бутылку. Как бы в шутку сказал: не дождешься.
 Директор, видя, что номер со здоровьем не прошел. Теперь уже, решил зайти с тыла. Ударить по больному. Сказал, что это, дед, у тебя крыша, в наше-то время, соломой крыта. На что дед, заголосил, так ведь, у меня пенсия, сколько бы не добавляли, который уже год, не дотягивает до прожиточного минимума, до корзины. Директор, тоже, не будь дурак, однако стратег, стратегического склада ума. Это не сеять кукурузу, королеву полей. Сразу, смекнул, откуда, с какой стороны ветер подул. Да и старик И, что можно наварить не зря же, директор, всегда, как обычно, приходил один, а тут, с бухгалтером. Явно, затеял неладное, что-то, хочет, выписать старикам, с колхозного двора. Поэтому, не тратя лишних слов, да и в горле пересохло, стало трудно дышать. Директор, как бы не хватил инфаркт, что дед, откажет. Обратился, к стоявшему рядом, без дела, бухгалтеру. Авторитетно заявил, выпиши старикам, так и сказал, старикам, во множественном числе. Зная, характер  привередливость старухи. И, чуть помедлив, подсчитывая в уме, сколько листов выписать тому, что бы хватило на перекрытие крыши.
 Наконец, пересиливая себя. Выдохнул,  сорок листов шифера, за счет колхоза. Этого было достаточно. Старуха, супруга деда, без лишних слов, напоминай. Тут же, как давеча дед, мухой, скрылась в погребе. Откуда, достала бутылку самогонки. Директор, видя это, с пониманием отнесся, к действиям пожилой женщины. Для начала, поотказывался, посопротивлялся. Дескать, не за этим он пришел. Но, как только старик, распечатал бутылку. Как все, сразу, встало на свои места. Директор, теперь уже, не дожидаясь приглашения, уселся на подвинутую дедом табуретку.
 Действительно, что ждать, на подходе уборочная, поэтому, везде надо успеть. Бухгалтер, этот, остался стоять. Когда же, бутылка была оприходована. Кому-то показалось мало. И, снова, в роли спасителя, выступил директор предприятия. Сказал, что-то, дед, я проходя мимо распахнутых дверей твоего сарая. Не увидел в нем, ни какой живности. На что дед, сказал, что была телка, да весной, из-за отсутствия сена, пала. Этих, сказанных слов дедом, было достаточно. Директор, снова, обратившись, после первой, выпитой бутылки, все еще, продолжавшему стоять на ногах бухгалтеру. Произнес: выпиши-ка, Иваныч, старику, опять же, в счет колхоза, телку. После этих слов директора, у бухгалтера, на лбу, не то что пот пробил, сыпь высыпала. Где, чем расчитываться, обещанное директором Ну, тут уж, дед не устоял, так посмотрел на свою старуху, как бы, говоря, видишь, что пишут. Два раза повторять не пришлось. Старуху, как ветром сдуло, как будь-то она и не стояла, не присутствовала, на столь важном мероприятии, как награждение, своего старого хрена. Не прошло и часа, как на столе стояла, вторая бутылка. Которую, постигла участь первой. Этого вполне хватило. Осталось, за немногим, расчитаться, за обещанное, выпитое, с пенсионерами. А, как, чем будешь  расчитываться, если на зерноскладе, из-за отсутсвия шифера, крыша течет. В коровнике, из-за отсутствия достойного корма, у многих коров, ребра, как у цыганской лошади, можно пересчитать. Все это время, я наблюдал, слушал, как директор, другого слова не подберешь, нагибал стариков. При этом, прекрасно понимал, как директора, так и его бухгалтера. Ну, попали мужики, в затруднительное положение, выручать кому-то надо. И теперь, директор, не зная, как выкрутиться, из создавшегося положения, не в его пользу. С трудом подбирая нужные слова. Что бы, как-то подоходчивей объяснить деду. Что бы его не обидеть.
 немного помявшись, извиняющимся голосом, спросил. Ну а как у тебя дед с этим. С кем, не поняд дед. Да, с этим, от которого дети рождаются. Все еще, наверно, перед сном, того, пристаешь к старухе. На что старик, еще не доконца поинимая, куда клонит директор. Смущенно, заорал: Вы, что ребята, уже давно ни того, ни этого. Но, при этом, ка бы похвалиться, ушел в воспоминания. Начал рассказывать. Вот раньше, бывало, по молодости. Пойдешь на пруд, берешь три ведра. Наберешь воды, два в руках несешь, третье, на него вешаешь. Тогда, как сейчас, старик не успел договорить, как у него сейчас.
 Этого, такого признания старика, директору, вполне хватило. Он, повеселевшим голосом, обратившись, к все еще, стоявшему на ногах, после выпитой, уже второй, бутылки, бухгалтеру. Произнес: теперь уже, не подбирая слова, выражения. Коль скоро, у старика возникли с эим проблемы. Да, поможем ему. Шифер и телку вычеркни, а хер, запиши. И, что бы больше не огорчать старика. Толкнув ногой двери, вышли. Вскоре, как и в первый раз, я увидел, как мимо окон, шаркающей походкой, прошли две пары ног, только, теперь уже, в другом направлении, к воротам. Мне тоже, ничего не оставалось, как поблагодарить стариков. За помощь, в трудную для меня минуту, вышел. Больше, с этого времени, как бы кто ни говорил. О хорошем клеве, на пруду в Ярлыкове. Туда, я больше не показывался. И, совсем не потому, что не хотел встречи, со стариком. Который, выручил меня в трудную для меня минуту, нет. Скорей всего, не хотел увидеть, по-прежнему крытую соломой его хибару. И пустой хлев, в ожидании, обещанной, председателем, телки. Сейчас, что касается рыбалки. Целиком и полностью, переключился на пруд комплекса. Где нет, близлежащей деревни, в которой, жил бы старик, со своей старухой. И, где нет риска, если вдруг, попадешь под дождь. Тебя ни кто, не пригласит, как в Ярлыкове, подлечиться. 


Рецензии
Главным лейтмотивом рассказа является описание посещения "директором колхоза" и бухгалтером дома стариков в деревне Ярлыково, свидетелем которой ( по стечению обстоятельств) оказался герой. Художественные подробности сцены увиденного и услышанного усиливают трагичность события. Опустившись в процессе выпитых двух бутылок водки до бессовестных несбыточных обещаний- ВРАНЬЯ ( выписать старику шифер... и тёлку , в счёт колхоза), "директор предприятия ", опомнившись, рассчитывается за обещанное УНИЖЕНИЕМ ПЕНСИОНЕРА, обижая его до глубины души: "Шифер и тёлку вычеркни, а *** запиши",-говорит бухгалтеру...и они покидают дом. Компактное построение рассказа,прямая и косвенная реакция автора(через образ героя ) на события,которые имеют место быть, психологическое воздействие на читателя... заслуживают внимания и высокой оценки! УДАЧ Вам, Борис!!! Марина Татарская.

Марина Татарская   02.02.2018 18:58     Заявить о нарушении
Марина, за прочтение и высокую оценку, особо признателен.Уж так получилось, что на склоне лет пришлось жить в Башкирии, в районе, где живет большая татарская диаспора. И мне (нам супруге) часто приходится сталкиваться с такой грязью, ложью, лизоблюдством, они готовы лишь бы дело выгорело, продать свою мать. И это, днями раньше, я сказал, находясь у нее в кабинете заместителю главы администрации района Атангуловой Светлане Маликовне. И, что мне неприятно здесь жить, она все хорошо поняла и промолчала. От себя скажу, чем дольше я здесь живу, тем чаще ловлю себя на мысли:Евреи нравятся мне больше. Удачи, здоровья, успехов. дерзай и все получится. Борис. Да, если хватит терпения, прочитай довольно объемный рассказ "Молчат только статуи". Там я описал весь этот планктон, называемый истеблишментом, с их подлинными фамилиями и обнаженными фактами. Еще раз всего доброго.

Борис Бабкин   02.02.2018 22:19   Заявить о нарушении
Дорогой Борис, «Молчат только статуи» я читала. И понимаю Вашу боль и обиду... и Ваше желание искать и добиваться правды и справедливости. Но, быть может, дело не в национальности, а в людях и в той атмосфере, которая была ими создана. Мой творческий псевдоним не имеет никакого отношения к нации. Но я космополит. И, как журналист, много видела людей разных, в каждой нации находятся честные и умные люди, в каждой есть глупцы и пройдохи... Я желаю Вам успехов в вашем нужном деле и добиться нужного результата!

Марина Татарская   03.02.2018 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.