Футынуты

У нас в школе работали прекрасные учителя. Они нас называли на "Вы" уже в пятом классе. Потому что некоторые из них получили образование в гимназии, а там была принята именно такая форма обращения.

Подчеркнуто вежливое и чуть отстраненное обращение с нами заставляло нас меняться. Ходить по струнке, проявлять сдержанность, и рождало благородство. Да, вот именно.

- Следите за осанкой, - говорила нам учительница математики, - держите спинку ровно. И мы приосанивались.

- Послушаем тишину, - предлагала учительница биологии, если мы вели себя шумно. И мы затихали. И слышали тихий шелест шагов нашей школьной технички в пустом коридоре.

А в классах было по сорок два ученика. В нашем - именно столько.

В седьмом классе мы стали изучать науку химию. И пришла к нам на уроки Лидия Викторовна. На первый взгляд она нам показалась очень некрасивой. Было у неё лицо неправильное. Маленькие глаза, пронзительно голубого цвета, высокие дуги белесых бровей, провалившиеся щеки, выпирающие скулы, странная прическа из густых русых волос. Высокий гребень на макушке и тяжелый узел из заплетенных волос на затылке. Большой слой губной помады на губах ярко-красного цвета. Всегда в туфлях на огромных каблуках. Всегда в темной юбке и светлой блузке, поверх которой был одет вязаный жилет в яркую полосочку. Она всегда приятно пахла дорогими духами.
Мы не ждали от новой учительницы ничего хорошего.

Прозвенел звонок, и началось наше волшебное путешествие в мир веществ.

- А вот есть у атома протон. И он должен быть уравновешен электронными полями. Но не всегда электронные поля все закрыты. Иногда не хватает одного или двух или больше. Вот и ищет вещество другое, с которым бы оно могло соединиться. Иногда уже договорится, что заберет электрон у другого вещества, а оно - не отдает. И тогда добрый электрон начинает восьмеркой обслуживать два атома.

Лидия Викторовна говорила нам все это тихим голосом. Таинственно. Как будто сказку рассказывала. Что и говорить, что вскоре мир формул и химических реакций стал нам понятен, а мы ждали уроки химии, как ждут праздника.

- На следующем уроке будет контрольная. Не бойтесь. Она для меня. Я хочу знать, чему я вас научила? Нет ли пробелов в знаниях и не нужно ли чего нам подлатать? Пишите честно, без шпаргалок и подсказок. Мы к контрольной приготовились очень хорошо. Жду прекрасных результатов.

Мы писали контрольную старательно. Задачи с расчетом выхода получаемого вещества в результате химических реакций мы все решали хорошо.

На следующий урок Лидия Викторовна раздала нам тетради с результатами контрольной работы. Мы были изумлены. В тетрадях не только стояли оценки, но и комментарии к ним.

В моей тетради стояла пятерка, а рядом красными чернилами крупными каракулями было написано слитно вот это странное слово «футынуты». И стояло три восклицательных знака.

Рядом с четверками той же детской рукой было написано: "Молодец!" А в тетради Зимина Толи - известного двоечника и хулигана - рядом с двойкой было написано: "Старайся. Все равно получится. Ты - не дурак!"

Когда Лидия Викторовна увидела надписи в тетрадях, ей стало нехорошо. Она прошла по рядам и собрала у нас тетради.

- Ну, сынок, ну, получишь ты у меня. Настоишься в углу сегодня. Да я отцу все расскажу. Пусть он поговорит. Ишь, писать научился. Да он ведь только в первом классе. Извините, извините.

Толя Зимин свою тетрадь не отдал. Не отдал, и все!

- Мне Ваш сын ничего плохого не написал. Я тетрадь менять не буду.
На следующий урок Лидия Викторовна принесла нам стопку чистых тетрадей. И опять со словами извинений раздала нам всем.

Лидия Викторовна доработала у нас только до марта месяца. Весной её мужа - офицера - перевели на новое место службы, и она который уже раз простилась с обжитым местом, со школой, где она нашла таких хороших учеников, и с большими чемоданами опять двинулась еще дальше на Восток, на остров Сахалин.

На последнем уроке мы грустили все. А она смотрела на нас своими васильковыми глазами, улыбалась ободряюще своим напомаженным ртом и говорила своим волшебным голосом:

- Не горюйте. Любите химию и дальше.

Сияние её души озаряло нас светом любви и доброты, светом мудрости и увлеченности. Пришли другие учителя. Не хуже. Но они были другими. Химия перестала быть сказкой. Она стала суховатой и сдержанной наукой.

Через много лет мы помним эту историю с тетрадями. Вспоминаем её с улыбкой. Особенно это словечко - «футынуты».

Толя Зимин так стал учить химию, что она стала его наукой на всю жизнью. Став взрослым, он получил профессию, связанную с химией. Сейчас он работает заведующим химической лабораторией в институте.

А след Лидии Викторовны затерялся. А как бы хотелось узнать, что стало с её сыном? Какую дорогу в жизни выбрал он? И кого он еще сумел поддержать и вдохновить на преодоление трудностей, когда стал взрослым человеком? У такой мамы он просто обязан быть замечательным человеком!


Рецензии
Прекрасное чтение, славный рассказ о былом. С глубоким уважением к соотечественнице -

Вадим Бережной   02.09.2016 05:09     Заявить о нарушении
Спасибо большое за доброжелательный отзыв. Моя сердечная благодарность!

Валентина Телухова   02.09.2016 05:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.