Бурятская Мекка

Посетив воинскую часть по месту службы моего сына Ивана я, поездом, возвращался домой. Путь из Хабаровского края к станции Зима, где я проживаю, не близкий. Плацкартный вагон был похож на большой и шумный живой организм. Кричали, плакали и бегали по вагону дети, пели под гитару студенты, ворчали старики о том, что раньше люди вели себя правильно, а теперь нет. Поезд периодически останавливался на станциях, извергал из чрева вагонов пассажиров, для которых эта станция была конечной, и поглощал новую партию желающих воспользоваться услугами РЖД. И когда наш экспресс выехал на просторы Бурятии, на одной из станций, в вагон вошли два местных жителя – молодой отец и сын. Есть в каждой нации люди, выделяющиеся своей красотой, и молодой отец бурят был именно красив. Нет, он не был лощёным щёголем в дорогих одеждах, с золотыми перстнями на пальцах, и от него не исходил насыщенный запах немыслимо дорогого одеколона. Молодой мужчина был среднего роста, крепко, по спортивному сложен, лицо имело правильные приятные черты, а черные волосы были подчёркнуто коротко подстрижены. Одет он был не броско, но со вкусом. По всему было видно, что он работает учителем физкультуры. Мужчина излучал уверенность и безграничное спокойствие. Заняв место напротив моего, новый пассажир достал газету и углубился в чтение. Сын, внешне похожий на отца, по характеру оказался его полной противоположностью, и с его появлением скука, витавшая по вагону, закончилась. Надо сказать, что кроме меня и новых попутчиков, в плацкартной секции ехала молодая мама с сыном лет пяти-шести. Любая активность русского мальчишки пресекалась, он безысходно скучал и был удивлён тем, что его бурятскому ровеснику можно всё. Пока отец читал газету, сын пытался его «растормошить» своей активностью, и даже свесился с его шеи как воротник, но ни один мускул не дрогнул на лице родителя. Тогда мальчик стал осваивать территорию плацкарты, примеряя под себя полки второго уровня, и уронил на пол дамскую сумочку. Русский ровесник шалуна с ужасом глянул на маму, понимая, что ему за такие выходки не сказали бы: «Молодец!» Автор полёта сумочки на пол, тоже понял, что перестарался, и испытывающе глянув на меня и на отца, покинул чужую территорию. По поводу происшествия отец не проронил не слова, и женщина решила, что пора мальчика чем ни будь занять и направить его энергию в контролируемое русло. Она дала детям книжки и какую-то детскую игру. И дело пошло… Дети стали обмениваться жизненным опытом, полученным в местах проживания. Мальчишка, что ехал с мамой, стал что-то бурно объяснять про овечку (которую, возможно, никогда и не видел) и спросил: «Ты знаешь кто такая овечка?» На что его собеседник ответил: «Нет, не знаю. Но я ещё маленький, а вот когда вырасту, я буду всё знать!» И тут я не удержался и вмешался в детский разговор. Не мог я поверить, что потомок народа издревле занимающегося скотоводством, ни разу не видел овцы. Просто вопрос был не правильно задан. Поэтому я задал вопрос по-другому: «Ты барана видел?» Ответ был предсказуемым: «Конечно, видел. У дедушки много баранов!» Я продолжил: «Так вот, баран – это муж овечки». Если бы рядом грянул гром, ребёнок не был бы так потрясён. За свою жизнь он видел сотни овец, и не знал об этом. На две минуты наступила тишина – парень сосредоточенно думал. Наконец, лицо его просияло: «А ты знаешь, кто такой лиситец?» Мальчишка шёл «ва-банк», глаза его хитро блестели, и вариант ответа, у него, был явно не один. Пришлось признать, что я, зная про овцу, ничего не знаю про лиситеца. Мой оппонент озорно выкрикнул: «Да это же муж лисы!» И тут вопросы посыпались градом:
-А ты знаешь что он ест? А то я не знаю.
 –Ты мне не поверишь.
–Поверю! Говори!
- Лиситец ест мышей.
 Звонкий детский смех поднял настроение пассажиров всего вагона: «Ха-ха-ха… Он ест мышей!!!»     Но, посмотрев на реакцию отца и других пассажиров, понял, что это  невероятная правда.  «Тогда скажи мне, – не отставал мой собеседник, – как он спит на дереве? Я в телевизоре видел!»   «В телевизоре, ты рысь видел, у неё тоже хвост пушистый - ответил я – А лиситец живёт в норе». Сын обратился к отцу за подтверждением информации, и тому пришлось отложить газету. Благодаря мальчишке, его немногословный отец стал откровенным собеседником и поведал следующее:
- Едут они на Байкал.  Есть у бурят древняя традиция – когда сын подрастает и начинает реально оценивать окружающий Мир, он должен увидеть бурятскую святыню – Священное озеро. В Улан-Уде их будут встречать родственники. Всё уже готово к совершению ритуала.
Добрая, дружеская обстановка образовалась в нашем, ограниченном плацкартными перегородками, пространстве. Благодаря маленькому мальчишке мы перестали быть посторонними людьми. И, когда поезд прибыл на станцию Улан-Уде, я и мама с сыном пошли провожать паломников в добрый путь. Кем бы не стал этот добрый озорной мальчишка, когда вырастет, он принесёт большую пользу, сделает этот Мир светлее и чище, поможет людям, замкнутым в своём пространстве, доверять и любить друг-друга. А у меня ощущения от этой встречи выразились в стихах. https://www.stihi.ru/2014/08/17/1814  (стихи.ру Старый Мент "Священное озеро")      


Рецензии
Название рассказа не совпадает с его содерданием. Бурятская мекка - это Байкал, они туда едут, но не находятся там. О Байкале в рассказе ничего, всё, в основном, про поезд.

Андрей Браев-Разневский Абр   20.03.2019 21:44     Заявить о нарушении
Душой они находятся там и стремятся поддерживать с Байкалом связь, поэтому находят повод для паломничества, с детства знакомя сыновей со святыней.

Старый Мент   23.03.2019 07:08   Заявить о нарушении